Решение № 2-1236/2012



Дело № 2-1236/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 мая 2012 года                                     город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе

председательствующего судьи      Лихомана В.П.,

при секретаре         Лазгиян А.С.,

с участием

помощника прокурора г. Пятигорска Креховой Н.И.,

представителей ответчика

ООО «Нарина»         Адамовой И.А.,

         Григорьяна Л.Х.,

представителя третьего лица

ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Чайкина Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело № 2-1416/12 по иску прокурора г. Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Нарина» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований прокурор г. Пятигорска в исковом заявлении суду сообщил, что прокуратурой г. Пятигорска проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности общества с ограниченной ответственностью «Нарина» (далее ООО «Нарина»), расположенного по ул. Мира, 16, в г. Пятигорске.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с положениями вышеуказанного Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, согласно которому законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает данный Закон, принимаемые в соответствии с ним Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, включая Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313; нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденные Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 315 (далее НПБ 110-03), а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу требований ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ руководители организаций, индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ к лицам, ответственным за нарушения пожарной безопасности, относятся, в том числе, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

12 мая 2011 года по результатам проведенной проверки в отношении ООО «Нарина» с целью контроля за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности в торговых павильонах, расположенных по ул. Мира, 16, в г. Пятигорске, отделом государственного пожарного надзора по г. Пятигорску Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю выявлено, что торговый павильон, эксплуатируемый ООО «Нарина» расположен на расстоянии менее 6 метров от капитальных строений, в нарушение технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

ООО «Нарина» вынесено предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01 июля 2011 года.

На основании постановления главного специалиста отдела надзорной деятельности по г. Пятигорску управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 13 мая 2011 года директор ООО «Нарина» Григорьян Л.Х. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

18 июля 2011 года при проведении проверки исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований противопожарной безопасности отделом государственного пожарного надзора по г. Пятигорску Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю установлено неисполнение директором ООО «Нарина» предписания в части установления торгового павильона на расстоянии менее 6 метров.

За неисполнение предписания директор ООО «Нарина» постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным мировым судьей от 02 августа 2011 года привлечен к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Статьей 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ предусмотрено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Заявление предъявлено в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и обусловлено тем, что выявленные нарушения противопожарной безопасности препятствуют своевременному обнаружению пожара и его тушению на начальной стадии, спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, посещающих торговый павильон, принадлежащий ООО «Нарина».

Круг указанной категории граждан невозможно определить или индивидуализировать, привлечь их в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, в связи с чем, круг лиц является неопределенным.

Прокурор г. Пятигорска просит суд обязать общество с ограниченной ответственностью «Нарина» (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) в течение трех месяцей с момента вступления в силу решения суда устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, установив торговый павильон, расположенный по ул. Мира в г. Пятигорске, на расстоянии не менее 6 метров от капитальных строений.

В судебном заседании помощник прокурора г. Пятигорска Крехова Н.И. уточнив заявленные исковые требования поддержала иск прокурора г. Пятигорска и просила его удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Нарина» Адамова И.А. возражала в отношении заявленных прокурором г. Пятигорска исковых требований, считает их необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В исковом заявлении указано, что 12 мая 2011 года проведена проверка ООО «Нарина» с целью контроля за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности в торговых павильонах, расположенных по ул. Мира, 16, в г. Пятигорске.

Размещение киоска в районе «Верхнего» рынка по ул. Мира разрешено ООО «Нарина» на основании постановления главы администрации г. Пятигорска от 01 марта 2004 года № 733, в соответствии с которым ООО «Нарина» разрешено разработать проектную документацию на реконструкцию автобусных остановок со встроенными торговыми павильонами и благоустройство прилегающей территории в соответствии с требованиями строительных норм и правил, техническими условиями и архитектурно-планировочным заданием.

В соответствии с указанным постановлением разработана схема генплана, из которой следует, что место размещение торговых киосков строго согласовано с Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска 20 декабря 2006 года № 842. Данный киоск встроен в остановку, место расположение которой определено Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Пятигорска

Из указанных выше документов, следует, что место расположение киоска, принадлежащего ООО «Нарина», строго регламентировано, так как киоск встроен в автобусную остановку распоряжением главы администрации г. Пятигорска.

По изложенным основаниям представитель ответчика ООО «Нарина» Адамова И.А. просила в удовлетворении заявленных прокурором г. Пятигорска исковых требований.

Представитель ответчика ООО «Нарина» Григорьян Л.Х. поддержал доводы, приведенные представителем Адамовой И.А. и просил суд разрешить спор в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ГУ МЧС России по Ставропольскому краю Чайкин Д.А., согласился с требованиями прокурора г. Пятигорска и просил иск удовлетворить.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров. Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с положениями указанного Федерального закона, согласно которому законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает данный Закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, включая Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденные Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 (далее - ППБ 01-03); Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утвержденные Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 315 (далее - НПБ 110-03), а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» дается характеристика и раскрывается содержание системы обеспечения пожарной безопасности, из содержания которой следует, что такая система представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

В силу требований ст. 37 указанного Федерального закона, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» к лицам, ответственным за нарушения пожарной безопасности, относятся, в том числе, собственники имущества; лица, уполномоченные пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 69 (табл. 11) Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» минимальное противопожарное расстояние между зданиями и строениями указанных степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной безопасности должно составлять 6 метров.

10 мая 2012 года государственным инспектором г. Пятигорска по пожарному надзору с участием представителя ООО «Нарина» проведено обследование, которым установлено, что торговый киоск ООО «Нарина», расположенный по ул. Мира в районе автостоянки «Верхнего рынка» относится к III степени огнестойкости, класс конструктивной пожарной безопасности - СО, установлен на расстоянии 4,9 метра от здания ООО «Нарина», расположенного по ул. Мира, 16.

В нарушение вышеуказанных требований закона, торговый павильон, эксплуатируемый ООО «Нарина» расположен на расстоянии менее 6 метров от капитального строения ООО «Нарина».

Постановлением главного специалиста отдела надзорной деятельности по г. Пятигорску управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от 13 мая 2011 года директор ООО «Нарина» Григорьян Л.Х. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

Несмотря на это, нарушение пожарной безопасности не устранено.

Статьей 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ предусмотрено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

С учетом приведенных положений законодательства РФ и обстоятельств, установленных судом, исковые требования прокурора г. Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Нарина» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений правил пожарной безопасности, подтверждены надлежащими доказательствами и основаны на законе, в то время как не опровергнуты представителем ответчика в условиях состязательности гражданского процесса, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.

Государственная пошлина, размер которой в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет <данные изъяты>, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика, так как истец от ее уплаты освобожден на основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 12, 45, 56, 67, 167, 193-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Нарина» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений правил пожарной безопасности, удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Нарина» (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности, установив торговый павильон, расположенный по ул. Мира в г. Пятигорске, на расстоянии не менее 6 метров от рядом стоящего здания общества с ограниченной ответственностью «Нарина», расположенного по ул. Мира, 16, в г. Пятигорске.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Нарина» (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>) в бюджет муниципального образования город-курорт Пятигорск Ставропольского края государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, через Пятигорский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья                          В.П. Лихоман

-32300: transport error - HTTP status code was not 200