Решение № 2-1417/2012



Дело № 2-1417/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 мая 2012 года                                 город Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе

председательствующего судьи      Лихомана В.П.,

при секретаре         Лазгиян А.С.,

с участием

старшего помощника прокурора г. Пятигорска Шуйской Н.В.,

представителя ответчика

МБОУ СОШ № 23       Никитиной Н.П.,

представителя ответчика

администрации г. Пятигорска     Григоряна А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело № 2-1417/12 по иску прокурора г. Пятигорска в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 23 и администрации г. Пятигорска о возложении обязанность по принятию мер к организации беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований прокурор г. Пятигорска в исковом заявлении суду сообщил, что прокуратурой г. Пятигорска проведена проверка исполнения действующего законодательства в области соблюдения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) г. Пятигорска.

В ходе проверки установлено, что вход в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 23 (далее МБОУ СОШ № 23), расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. 8-я линия, 54, где происходит процесс обучения, осуществляется по ступеням, при этом, ступени не оборудованы пандусами и другими средствами подъема, что фактически препятствует доступу в здание школы маломобильных групп населения, включая инвалидов, использующих кресла-коляски.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).

Статьями 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и 5 Закона Ставропольского края от 27 февраля 2008 года № 7-кз «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур» предусмотрено, что правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Пунктом 3.9 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73, установлено, что открытые лестницы на перепадах рельефа, должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Также в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

Согласно Уставу, деятельность МБОУ СОШ № 23 направлена на создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней.

Учредителем данного юридического лица является муниципальное учреждение «Управление образования администрации г. Пятигорска».

Собственником имущества МБОУ СОШ № 23 является муниципальное образование город-курорт Пятигорск, функции и полномочия которого осуществляет уполномоченный орган по управлению и распоряжению муниципальным имуществом - муниципальное учреждение «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска».

В соответствии со ст. 4.6 Устава МБОУ СОШ № 23 источниками финансового обеспечения учреждения являются субсидии, предоставляемые из бюджета г. Пятигорска, доходы учреждения, полученные от осуществления приносящей доходы деятельности, добровольные имущественные взносы и пожертвования, иные источники.

Также следует учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам учреждения.

Согласно информации, представленной МУ «Управлением социальной поддержки населения администрации г. Пятигорска», в г. Пятигорске около 13 000 инвалидов, в том числе 310 детей-инвалидов.

Отсутствие пандусного съезда ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание МБОУ СОШ № 23, чем существенно нарушает права граждан с ограниченными физическими возможностями на пользование указанным объектом социальной инфраструктуры.

Исковое заявление предъявлено прокурором г. Пятигорска в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку категория лиц, чьи интересы затрагивает заявление, непостоянна и персонально изменчива, и круг указанных лиц невозможно установить.

На основании изложенного, прокурор г. Пятигорска просит суд обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя
образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
№ 23 и администрацию г. Пятигорска, в течение двух месяцев со дня
вступления решения суда в законную силу, принять меры по организации
беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе
инвалидов, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, к
объекту социальной инфраструктуры путем обустройства пандусом крыльца
здания муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя
образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 23,
расположенного по адресу: г. Пятигорск, ст. Константиновская, ул. 8-я
линия, 54.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Пятигорска Шуйская Н.В. поддержала иск прокурор г. Пятигорска и просила его удовлетворить.

Представители ответчиков: муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 23 Никитина Н.П. и администрации г. Пятигорска Григорян А.С. не возражали в отношении иска прокурора и просили суд разрешить спор в соответствии с законом.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).

Согласно надлежащим письменным доказательствам, исследованным в судебном заседании, прокуратурой г. Пятигорска проведена проверка исполнения действующего законодательства в области соблюдения прав граждан в части беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) г. Пятигорска.

Проведенной проверкой установлено, что вход в здание муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 23 (далее МБОУ СОШ № 23), расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. 8-я линия, 54, где происходит процесс обучения, осуществляется по ступеням, при этом, ступени не оборудованы пандусами и другими средствами подъема, что фактически препятствует доступу в здание школы маломобильных групп населения, включая инвалидов, использующих кресла-коляски.

Статьями 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и 5 Закона Ставропольского края от 27 февраля 2008 года № 7-кз «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур» предусмотрено, что правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Пунктом 3.9 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73, установлено, что открытые лестницы на перепадах рельефа, должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Также в соответствии с п. 3.13 вышеуказанных правил, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.

Согласно Уставу, деятельность МБОУ СОШ № 23 направлена на создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней.

Учредителем данного юридического лица является муниципальное учреждение «Управление образования администрации г. Пятигорска».

Собственником имущества МБОУ СОШ № 23 является муниципальное образование город-курорт Пятигорск, функции и полномочия которого осуществляет уполномоченный орган по управлению и распоряжению муниципальным имуществом - муниципальное учреждение «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска».

В соответствии со ст. 4.6 Устава МБОУ СОШ № 23 источниками финансового обеспечения учреждения являются субсидии, предоставляемые из бюджета г. Пятигорска, доходы учреждения, полученные от осуществления приносящей доходы деятельности, добровольные имущественные взносы и пожертвования, иные источники.

В соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам учреждения.

Согласно информации МУ «Управлением социальной поддержки населения администрации г. Пятигорска», в г. Пятигорске около 13 000 инвалидов, в том числе 310 детей-инвалидов.

Отсутствие пандусного съезда ограничивает свободное передвижение и доступ маломобильных групп населения, в том числе инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в здание МБОУ СОШ № 23, чем существенно нарушает права граждан с ограниченными физическими возможностями на пользование указанным объектом социальной инфраструктуры.

Суд считает, что исковое заявление обоснованно предъявлено прокурором г. Пятигорска в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку категория лиц, чьи интересы затрагивает заявление, непостоянна и персонально изменчива, и круг указанных лиц невозможно установить.

С учетом приведенных требований законодательства РФ и обстоятельств, установленных судом, исковые требования прокурора г. Пятигорска в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ № 23 и администрации г. Пятигорска о возложении обязанности по принятию мер к организации
беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе
инвалидов, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, к
объекту социальной инфраструктуры путем обустройства пандусом крыльца
здания муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя
образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 23,
расположенного по адресу: г. Пятигорск, ст. Константиновская, ул. 8-я
линия, 54, подтверждены надлежащими доказательствами и основаны на законе, в то время как не опровергнуты представителями ответчиков в условиях состязательности гражданского процесса, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению.

Однако, принимая во внимание, что срок, в течение которого ответчики должны принять меры к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание указанного объекта социальной инфраструктуры, путем обустройства крыльца здания пандусом, заявленный прокурором в два месяца, суд считает недостаточным, и с учетом принципа разумности полагает целесообразным установить его в три месяца.

Руководствуясь ст.ст. 12, 45, 56, 67, 193-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора г. Пятигорска в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 23 и администрации г. Пятигорска о возложении обязанность по принятию мер к организации беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры, удовлетворить.

Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 23 и администрацию г. Пятигорска обязанность по принятию меры к организации беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, к объекту социальной инфраструктуры путем обустройства пандусом крыльца здания муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 23, расположенного по адресу: г. Пятигорск, ст. Константиновская, ул. 8-я линия, 54, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, через Пятигорский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

Судья                      В.П. Лихоман

-32300: transport error - HTTP status code was not 200