2-1466/2012



                                                                                                                    Дело № 2-1466/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2012 г.                                                                            г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе

председательствующего судьи                                  Маслова А.Г.,

при секретаре                                                    Долговой Е.В.,

с участием:

представителя истца Илющенко Н.В. в лице Горностаева В.В., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика администрации г.Пятигорска Осипян П.А., действующей на основании доверенности,

представителя МУ «Управления имущественных отношений администрации г. Пятигорска» Лопатько А.С., действующего на основании доверенности,

представителя ООПиДН администрации г. Пятигорска Булатниковой А.Ю., действующей на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по иску Илющенко Н.В., действующей в своих интересах, также в интересах несовершеннолетней Путря А.С. к администрации г. Пятигорска о признании права на использование жилого помещения на условиях договора социального найма, признании права собственности,

У С Т А Н О В И Л:

Илющенко Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации          г.Пятигорска о признании за ней и несовершеннолетней Путря А.С. права на использование жилого помещения - квартиры , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма, признании права на приватизацию, признании права общей долевой собственности по <данные изъяты> доли на указанную квартиру.

В обоснование исковых требований Илющенко Н.В. указала, что в сентябре ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Кавминкурортстрой-М» предоставило ей по договору найма жилое помещение , расположенное по адресу: <адрес> Из указанного помещения в ДД.ММ.ГГГГ года она была переселена в квартиру . В настоящее время она проживает в указанной квартире с несовершеннолетней дочерью Путря А.С. Она зарегистрирована в данной квартире по месту постоянного проживания, регулярно оплачивает коммунальные услуги, задолженности не имеет, иного места для проживания не имеет. В ДД.ММ.ГГГГ между ней и ООО «ЖКК» был заключен договор коммерческого найма. Ранее указанный жилой дом имел статус общежития, хотя фактически она проживает в отдельной квартире, однако воспользоваться правом на проживание в доме муниципального фонда на условия договора социального найма она не имеет возможности, т.к. администрация г. Пятигорска отказывается заключить этот договор. В силу п. 1 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ жилой фонд социального использования - это совокупность предоставляемых гражданам по договору социального найма помещений государственного и муниципального фонда, что не противоречит требованиям ст. 772 ГК РФ в той части, что жилые помещения данного фонда предоставляются гражданам на условиях договора социального найма. После передачи указанного дома в муниципальную собственность на основании распоряжения Правительства Ставропольского края от 15.09.2010 года № 366-рп «О безвозмездной передаче имущества, находящегося на балансе ООО «ЖКК», из государственной собственности в муниципальную собственность города-курорта Пятигорск» указанное общежитие приобрело статус жилого дома. Учитывая эти обстоятельства, он полагает, что к возникшим правоотношениям применимы требования, содержащиеся в ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» от 29.12.2004 года № 189, где четко сказано, что к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовавшихся в качестве общежитий, переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Администрация г. Пятигорска по существу не исполняет свое постановление, отказала в предоставлении квартиры, которую она занимает на условиях договора социального найма. Просит признать за ней и несовершеннолетней Путря А.С. право на использование жилого помещения - квартиры , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма, признать право на приватизацию, признать право общей долевой собственности по <данные изъяты> доли на указанную квартиру.

Илющенко Н.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явилась, не известив суд о наличии уважительных причин неявки, представив суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителя. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие истицы с участием ее представителя.

В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности Горностаев В.В. полностью подержал исковые требования своего доверителя по основаниям, изложенным в иске, просил требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации г. Пятигорска Осипян П.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, в их удовлетворении просила отказать, т.к. заявленные требования не основаны на законе. В настоящее время вопросы найма жилого помещения одновременно урегулированы нормами гражданского и жилищного законодательства. Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещений во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных законом. В соответствии со ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения. Действительно дом , корпус 5, расположенный по адресу: <адрес>, передан в муниципальную собственность на основании распоряжения Правительства СК от 15.09.2010 года №336-рп, право собственности зарегистрировано ответчиком в установленном законом порядке. При передаче все жилые помещения указанного многоквартирного дома были обременены договорами коммерческого найма. Таким образом, за гражданами, проживающими в указанном многоквартирном доме по договору коммерческого найма, сохранилось право использования занимаемых жилых помещений на условиях коммерческого найма. Следовательно представление истцу жилого помещения по договору социального найма не представляется возможным. Согласно ГК РФ гражданам по договору социального найма предоставляются жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования. В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном законом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ только собственнику принадлежит право пользования, владения и распоряжения принадлежащим имуществом. Ответчик не возражает против проживания истца в квартире на условиях договора коммерческого найма. Она не оспаривает то обстоятельство, что истец правомерно использует жилое помещение, требования о выселении истца администрация города не предъявляет. Полагает, что требования действующего ЖК РФ ответчиком в отношении истца соблюдены в полной мере. Просит учесть, что ссылка истца на ст. 7 Вводного закона к данным правоотношениям не применима, истцом искажено содержание данной нормы закона. Спорное жилое помещение истцу предоставлялось не администрацией г.Пятигорска, а дом был принят в муниципальную собственность, с учетом требований ст. 675 ГК РФ. Оснований для заключения с истцом договора социального найма ни ответчиком, ни действующим ЖК РФ, при наличии установленных в судебном заседании фактических обстоятельств дела, не предусмотрено.

В соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлениям Правительства РФ от 21.01.2006 года №25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» право пользования жилым помещениям по договору социального найма жилого помещения возникает на основании договора, заключенного в письменной форме в соответствии с Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденным Правительством РФ. В связи с тем, что истцом не заключен договор социального найма жилого помещения, то и право пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения у нее возникнуть не может.

Представитель МУ «Управление имущественных отношений» администрации г. Пятигорска Лопатько А.С., действующий на основании доверенности, полностью поддержал позицию представителя администрации г. Пятигорска, просил в иске истцу отказать за необоснованностью. Кроме того, пояснил суду, что жилые помещения в доме, расположенном по адресу: <адрес> в рамках разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, переданы из государственной собственности в собственность муниципального образования - «город-курорт Пятигорск». Переход права собственности зарегистрирован в установленном законом порядке, что признает и истец. Жилые помещения в указанном доме, на момент их передачи, были обременены договорами коммерческого найма. Согласно ст. 675 ГК РФ переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение, не влечет изменения или расторжения этого договора, но при этом новый собственник становится наймодателем на тех же условиях, что указаны в договоре коммерческого найма. В соответствии со ст. 684 ГК РФ если наймодатель не отказался от продления договора найма жилого помещения, то указанный договор считается продленным на тех же условиях и на тот же срок.

Поэтому, с момента передачи указанного дома в муниципальную собственность, за истцом сохраняется право пользования жилым помещением на условиях договора коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ.

Во исполнение вышеуказанной нормы закона постановлением администрации г. Пятигорска от 11.03.2011 года №653 принятые в муниципальную собственность жилых помещения отнесены к категории «жилых помещений коммерческого использования». В соответствии со ст. 671 ГК РФ предусмотрена возможность предоставления жилого помещения на условиях коммерческого найма. П. 3 ст. 672 ГК РФ установлено, что договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К договору найма жилого помещения (коммерческий найм) такие требования не предъявляются. Договор коммерческого найма имеет ряд других существенных отличий от договора социального найма. Отношения коммерческого найма, как следует из норм главы 35 ГК РФ регулируются гражданским законодательством. Отношения же социального найма жилого помещения регулируются по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. Заключение договора коммерческого найма жилого помещения осуществляется путем достижения сторонами соглашения по всем условиям договора, а заключению договора социального найма жилого помещения должны предшествовать такие административные предпосылки как нуждаемость в жилье или в улучшении жилищных условий, постановка на учет, получение решения органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Плата по договору коммерческого найма жилого помещения устанавливается по соглашению наймодателя и нанимателя, а плате по договору социального найма устанавливается нормативно-правовым актом органа местного самоуправления или органа государственной власти. Площадь жилища, предоставляемого в коммерческий наем, определяется только по соглашению сторон, а по договору социального найма размер предоставляемых жилых помещений строго нормируется. При договоре коммерческого найма право постоянного проживания с нанимателем имеют граждане, которые могут и не являться членами его семьи, а при договоре социального найма право постоянного проживания принадлежит только членам семьи нанимателя. При договоре коммерческого найма наниматель несет общую ответственность перед наймодателем за действия граждан, постоянно проживающих совместно с ним и нарушающих условия договора, а при договоре социального найма дееспособный член семьи нанимателя несет солидарную ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

Заключенный истцом договор соответствует условиям предоставления жилого помещения по договору коммерческого найма.

Ссылку истца и ее представителя на ст. 7 Вводного закона считает надуманной, т.к. в данной норме речь идет об общежитиях, находившихся в государственной и муниципальной собственности, чему доказательств истцом, а также ее представителем, не представлено. Статьей 105 ч. 2 ЖК РФ предусмотрены основания заключения договора найма в общежитии - договор заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Аналогичные положения закреплены и в ранее действовавшем ЖК РСФСР. Таких обстоятельств в ходе судебного разбирательства дела, по его мнению, не установлено. Поэтому применить ст. 7 ФЗ «О порядке введения в действие ЖК РФ» не представляется возможным. По его мнению, требования ст.ст. 49, 57 ЖК РФ к данным правоотношениям также не применимы. Других доводов не имеет.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в ОФ» правом на приватизацию пользуются только граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждении на условиях социального найма. Тем самым, закон дает право гражданам на приватизацию не любого жилого помещения, а только того, которое гражданин занимает по договору социального найма.

Представитель ООПиДН администрации г. Пятигорска Булатниковой А.Ю., действующая на основании доверенности просила вынести решение на усмотрение суда в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные в условиях состязательности процесса доказательства, в том числе и письменные, суд приходит к следующему.

Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов.

При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу.

В силу ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, в том числе и право на жилище (ст. 40).

Защита жилищных прав осуществляется путем: признания жилищного права; восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это права.

В силу ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в частности, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Судом установлено, и эти обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, и по существу признаны сторонами, в той части, что при смене собственника недвижимого имущества, истец занимала жилое помещение в квартире по указанному выше адресу на основании договора коммерческого найма.

Указанные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами, в частности, договорами коммерческого найма, заключенными истцом с прежним наймодателем, в период ДД.ММ.ГГГГ годов.

Данные обстоятельства были известны новому собственнику - администрации г. Пятигорска, что нашло свое отражение в постановлении
от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных к ответчику требований истец ссылается на свои пояснения и следующие письменные доказательства:

- копию паспорта , на имя Илющенко Н.В. из содержания которого усматривается, что в графе «место жительства» имеется штамп о регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ в квартире по указанному адресу;

- карточку квартиросъемщика, согласно которой в квартире зарегистрированы Илющенко Н.В., Путря А.С.;

- ответ администрации г. Пятигорска, из содержания которого усматривается отказ в предоставлении истцу занимаемого им жилого помещения на условиях социального найма, отказ в передаче квартиры в собственность, и рекомендация о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- справка ОАО «Управление жилым фондом» согласно которой Илющенко Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>;

- свидетельство о рождении Путря А.С., ДД.ММ.ГГГГ, где в графе мать значится - Илющенко Н.В.;

- свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому общежитие, расположенное по адресу: <адрес> является собственностью муниципального образования города-курорта Пятигорск;

- постановление администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого усматривается, что в соответствии со ст. ст. 675 ГК РФ, 19 ЖК РФ, ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 года № 189 «О порядке введения в действие ЖК РФ», жилые помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу:
<адрес>, в том числе и помещение , используемая истцом, отнесено к жилищному фонду коммерческого использования с сохранением прав нанимателей по договорам, заключенным с ООО «Жилищно-коммунальная контора - ЖКК»;

- технический паспорт общежития <адрес>, согласно которому площадь <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м.;

- договоры коммерческого найма спорной квартиры за ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которых усматривается плата за жилое помещение, которая увеличивалась из года в год, определялась наймодателем, истец с указанными суммами был согласен.

Судом установлено, что объект недвижимого имущества - жилой дом
, <адрес> расположенный по адресу: <адрес>, возведен в ДД.ММ.ГГГГ, находился на балансе треста «Кавминкурортстрой» и являлся объектом государственной собственности, что подтверждено надлежащими письменными доказательствами, имеющимися в материалах гражданского дела.

Анализ представленных сторонами, и имеющихся в материалах гражданского дела письменных доказательств свидетельствует о том, что согласно Уставу СМТ «Кавминкурортстрой», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, трест был организован в соответствии с приказом Главставропольстроя от ДД.ММ.ГГГГ, являлся государственным учреждением и осуществлял свою деятельность в соответствии с законодательством СССР «О государственном предприятии», имел в своем составе производственные объединения и структурные единицы, в том числе «ЖКК», созданную на основании приказа Минпромстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из положений ЖК РСФСР, действовавшего на момент вселения истца в спорное жилое помещение, государственное имущество, закрепленное за государственными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах установленных законом - права владения, пользования и распоряжения имуществом, которые являются вторичными и производны от права собственности государства (ст. 94 ЖК РСФСР).

Распоряжением исполнительного комитета Совета народных депутатов
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, принятого учредительной конференцией треста «Кавминкурортстрой» от ДД.ММ.ГГГГ, о создании ПСМО «Кавминкурортстрой», СМТ «Кавминкурортстрой» ликвидирован с переходом правопреемства к ПСМО «Кавминкурортстрой», учредителями которого являлись, в том числе, и арендное предприятие «ЖКК» г. Пятигорска.

Из содержания учредительного договора участников АОЗТ «Кавминкурортстрой», заключенного решением собрания участников от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что доля Комитета по управлению государственным имуществом складывается в уставном капитале общества из стоимости государственной собственности, переданной в пользование участникам Общества (ст. 10), и Общество вправе от имени Комитета наделять этим имуществом свои дочерние общества и филиалы, передавая его им в пользование с правом выкупа. Условия передачи государственного имущества дочерним обществам и порядок его выкупа определены учредительными договорами дочерних Обществ (ст. 11).

Распоряжением Главы администрации <адрес> -р от ДД.ММ.ГГГГ ПСМО «Кавминкурортстрой» было преобразовано в АОЗТ «Кавминкурортстрой», а распоряжением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за -р произведена перерегистрация АОЗТ «Кавминкурортстрой» в АООТ «Кавминкурортстрой», в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на ДД.ММ.ГГГГ год, учредителем являлся Ставропольский комитет по управлению имуществом.

В плане приватизации АО «Кавминкурортстрой», включающего в себя структурные подразделения, в том числе и ЖКК в г.Пятигорске по
<адрес> (<адрес>), предусмотрена передача Комитетом используемых АО объектов социально-культурного и социально-бытового назначения (имеющих самостоятельный баланс) и других объектов, не подлежащих приватизации, что в дальнейшем привело к тому, что ЖКК остались государственными предприятиями.

Распоряжением Главы администрации г. Пятигорска р от ДД.ММ.ГГГГ АО «Кавминкурортстрой» преобразовано в АО «Кавминкурортстрой-М», учредителем которого явился комитет по управлению имуществом СК, который ДД.ММ.ГГГГ (как собственник) заключил с АО «Кавминкурортстрой-М» (пользователем) в соответствии с планом приватизации государственного имущества, договор на пользование государственным имуществом социально культурного и коммунально-бытового назначения, закрепив за пользователем на праве безвозмездного пользования государственное имущество, в том числе и общежитие, расположенное по
<адрес>, а также предусмотрел возможность пролангации на тот же срок, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении (п. 4.2 Договора).

Хозяйствующим субъектам, имеющим на балансе объекты ЖКХ и социально культурной сферы, было рекомендовано осуществить их передачу в муниципальную собственность в соответствии с Положением о порядке передачи таких объектов федеральной собственности в государственную и муниципальную собственность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года №235.

ДД.ММ.ГГГГ было заключено аналогичное соглашение к указанному выше договору от ДД.ММ.ГГГГ о передаче спорного общежития ООО «ЖКК» на праве безвозмездного пользования.

Распоряжение Правительства СК от ДД.ММ.ГГГГ за -рп «О безвозмездной передаче имущества, находящегося на балансе ООО «ЖКК», на которое ссылаются участники процесса, по договору безвозмездного пользования из государственной собственности СК переданы в муниципальную собственность «города-курорта Пятигорск».

Жилые помещения, находящиеся в корпусе жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, и пределы его использования не изменялись, что нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства дела по существу.

ДД.ММ.ГГГГ на жилые помещения, находящиеся в спорном общежитии зарегистрировано право муниципальной собственности, что подтверждено надлежащими письменными доказательствами, с учетом требований ст. 60 ГПК РФ, которые сторонами не оспорены, а по существу признаны.

Согласно ч. 1 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство, основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, и на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, в том числе прав органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.

В силу ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Договор социального найма является гражданско-правовой сделкой, и несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность только в случаях, прямо указанных в законе или при соглашении сторон (п. 2
ст. 167 ГК РФ).

Поскольку договор социального найма, как любой гражданско-правовой договор, создает определенные права и обязанности сторон, никто не может быть освобожден от исполнения взятых на себя обязательств, они могут быть изменены, лишь по взаимному соглашению лиц, заключивших договор, либо в силу закона.

Переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, право хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением, не влечет за собой изменение или расторжение договора социального найма жилого помещения (ст. 64 ЖК РФ, 675 ГК РФ).

Как усматривается из пояснений истца, представителя администрации
г. Пятигорска, представленных письменных доказательств, в частности, постановления администрации г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ, на которое ссылаются стороны, как в обоснование, так и в опровержение заявленных требований, квартиры, в том числе и квартира , отнесены к жилищному фонду коммерческого использования, с сохранением жилищных прав граждан, в них проживающих.

Истица вселена в занимаемое им жилое помещение в установленном законом порядке, и приобрела право на проживание в нем, что не оспаривается ответчиком, и не оспаривалось предыдущим собственником государственного имущества.

При изложенных выше обстоятельствах, установленных судом, договоры коммерческого найма, на которые ссылается ответчик в опровержение заявленных к нему истцом требований, являются ничтожными, в силу закона.

Никаких полномочий у пользователя имущества по сдаче спорных жилых помещений в коммерческий наем не имелось, и собственником не передавалось.

         Доказательств обратному ответчиком, в лице его полномочного представителя, суду не представлено в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ.

Тот факт, что заключенный прежним наймодателем договор коммерческого найма с истцом истек уже после передачи спорного многоквартирного дома в муниципальную собственность, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства дела, и подтвержден надлежащими письменными доказательствами, с учетом требований ст. 60 ГПК РФ.

        Принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, следует иметь в виду, что гражданское законодательство в отличие от жилищного законодательства регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота (например, сделки с жилыми помещениями, включая передачу в коммерческий наем) - п. 4 постановления Пленума ВС РФ №14 от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ».

Таких обстоятельств, при рассмотрении заявленных истцом к ответчику требований не установлено, поэтому суд не может признать состоятельной ссылку представителя администрации г. Пятигорска на нормы гражданского законодательства при рассмотрении данного дела.

Аналогичная правовая позиция содержится в п. 23 постановления Пленума ВС РФ № 14 от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении ЖК РФ».

Так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер, соответственно права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать после того, как возникло само правоотношение.

Статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом (п. 5 указанного выше постановления Пленума ВС РФ).

Тот факт, что администрацией г. Пятигорска СК принято решение об определении порядка использования квартиры истца на условиях коммерческого найма в нарушение требований действующего жилищного и гражданского законодательства, без надлежащей письменной аргументации, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства дела, и доказательств обратного, его представителем, в условиях состязательности процесса и равноправия сторон, не представлено.

В силу ст. 61 ЖК РФ пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с ЖК РФ, договором социального найма.

Для признания права пользования истцом и другими лицами, проживающими в спорном жилом доме, ответчиком должны быть представлены доказательства, достоверно подтверждающие предоставление им равных прав и обязанностей с наймодателем, вытекающих из договора жилищного найма.

        В силу ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, обязан передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение.

К жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли после ведения его в действие (ст. 5 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ»).

Тот факт, что участники жилищных правоотношений, проживающие в квартирах жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес>, осуществляли одни и те же обязанности по пользованию жилой площадью, внесению оплаты за пользование жилой площадью нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства дела, и по существу не оспаривается представителем администрации
г. Пятигорска.

Таким образом, суд считает, что все проживающие в указанном выше жилом доме физические лица, в том числе и истец по делу, в силу изложенного выше, имеют равные жилищные права по отношению к занимаемым ими жилым помещениям.

Поэтому доводы ответчика, в лице его представителя о том, что он действовал в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства, по мнению суда, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства дела, и опровергаются представленными им письменными доказательствами, а также установленными в судебном заседании фактическими обстоятельствами дела.

Судом также не установлено обстоятельств, явившихся для ответчика по делу основанием для разграничения использования жилых помещений на условиях социального найма и коммерческого найма, и доказательств обратного ответчиком не представлено.

Суд, при рассмотрении заявленных к ответчику требований, учитывает то, что ст. 7 ФЗ № 189 от 29.12.2004 года «О введении в действие ЖК РФ» подлежит применению не только к жилым помещениям,находящихся в домах, введенных в эксплуатацию как многоквартирных, но и в домах, изначально используемых в качестве общежитий.

Еще до введения указанной нормы закона, Указом Президента РФ №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» было предусмотрено, что в состав приватизируемого имущества не включаются объекты жилищного фонда, которые подлежат передаче в муниципальную собственность, что свидетельствует о том, что предприятия не могли осуществлять права собственников в ведомственных общежитиях, поэтому доводы представителя ответчика в той части, что прежний наймодатель определил правовое положение спорного недвижимого имущества и условия его использования, которые не подлежат пересмотру новым собственником, нельзя признать основанными на законе.

На момент приобретения ответчиком права муниципальной собственности на жилые помещения в указанном выше многоквартирном доме, истец и другие лица уже проживали в квартирах на определенных прежним наймодателем условиях, которые новым собственником не изменялись, и доказательств обратного суду не представлено.

Поэтому новый собственник - ответчик по делу, не вправе распоряжаться приобретенным в собственность жилым фондом по своему усмотрению, без принятия условий прежнего пользователя, как это указано в Постановлении администрации г. Пятигорска №653 от 11.03.2011 года, без мотивации отнесения жилых помещений к различным фондам использования, что ставит истца по делу, в неравные условия по применению действующего ЖК РФ (ст. 30 ЖК РФ, ст. 209 ГК РФ).

Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, с учетом требований, установленных гражданским законодательством, а также жилищным законодательством (ч. 2 ст. 30 ЖК РФ).

Разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судом необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ) и включает в себя ЖК РФ, принятые в соответствии с ним другие ФЗ (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ).

То обстоятельство, что истец в настоящее время занимает спорное жилое помещение на условиях договора коммерческого найма, по мнению ответчика, отсутствуют основания для заключения договора социального найма, т.к. нет решения органа местного самоуправления, отсутствует договор безвозмездного пользования, не может служить бесспорным основанием к отказу истцу в иске, в силу изложенного выше.

Поэтому доводы истца в части нарушения его жилищных прав нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения заявленных им к ответчику требований.

В ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище и недопустимость произвольного лишения кого - либо жилища.

Одновременно указанная норма закона обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для осуществления данного права, в том числе и гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилых помещений бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в установленном законом порядке.

Государство должно гарантировать равенство прав граждан, проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи их в ведение органов местного самоуправления, что полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ № 4-П от 11.04.2011 года «По делу о проверке конституционности ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» в связи с жалобой граждан…..».

         Введение в Российское законодательство положений ст. 7 указанного выше Вводного закона, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных лиц функцию наймодателя, оказались пользователями жилых помещений у другого наймодателя. На них распространяется правовой режим социального найма, и тем самым, фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.

Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях, независимо от того, до или после введения в действие ЖК РФ, эти граждане приобрели право пользование жилым помещением, на условиях договора социального найма.

Оснований для ограничения права истца на жилище и использование его на условиях договора социального найма в конституционно значимых целях (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), судом не установлено.

С учетом изложенного, принимая во внимание объяснения представителя ответчика о том, что с передачей имущества в муниципальную собственность ООО «ЖКК» передало администрации г. Пятигорска с технической документацией только последние, заключенные в 2009-2010г. договоры коммерческого найма на занимаемое истцом жилое помещение, которые фактически являются ничтожными, то действия ответчика по отнесению занимаемого истцом жилого помещения муниципального фонда к коммерческому найму и ограничению тем самым прав нанимателей в пользовании этими помещениями на тех условиях, на которых оно была вселена в него, т.е. социального найма, являются фактически односторонним изменением договора найма жилого помещения, ранее относившегося к государственному жилому фонду.

Поскольку представитель ответчика считает, что за гражданами, проживающими в указанном многоквартирном доме по договору коммерческого найма, сохранилось право использования занимаемых жилых помещений на условиях договора коммерческого найма, в связи с чем новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма, следовательно ответчик в лице его полномочного органа является правопреемником прав и обязанностей «наймодателя» государственного жилого помещения на тех же условиях, на которых наниматель вселился и проживал в жилом помещении, т.е. на условиях социального найма, т.к. доказательств наличия между сторонами иных правоотношений с признанием ничтожными договоров коммерческого найма, суду не представлено, а согласно ст.672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.     

Таким образом, проживающая в спорном общежитии истец приобрела право пользования жилым помещением - квартирой по адресу: <адрес> на условиях договора социального использования.

        В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.

Фактически жилое помещение, занимаемое истцом, используется для постоянного проживания в нем.

С учетом конкретных обстоятельств дела, представленных сторонами, в условиях состязательности процесса и равноправия сторон, доказательств, в том числе и письменных, а также положений ФЗ № 1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в РФ» закрепляющего право гражданина на однократное бесплатное получение жилого помещения в собственность суд находит заявленные истцом требования о признании права на проживание в спорной квартире на условиях социального найма, признании права собственности, основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

          Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Илющенко Н.В., действующей в своих интересах, также в интересах несовершеннолетней Путря А.С. к администрации г. Пятигорска о признании права на использование жилого помещения - квартиры , расположенной по адресу: <адрес> на условиях договора социального найма, признании права собственности на указанную квартиру удовлетворить.

Признать за Илющенко Н.В. и Путря А.С. право пользования жилым помещением в квартире , расположенной по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма.

Признать за Илющенко Н.В. и Путря А.С. право общей долевой собственности на однокомнатную квартиру по <данные изъяты> доли каждой, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.

Данное решение является основанием для регистрации права на недвижимое имущество в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение одного календарного месяца, со дня принятия его судом в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы, через Пятигорский городской суд.

Судья                                                                               А.Г. Маслов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200