с участием представителя заявителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края Залужной Е.С., заинтересованного лица судебного пристава-исполнителя Пятигорского городского отдела судебных приставов УФССП России по Ставропольскому краю Мартиросяна В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело № 2-2565/12 по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края об установлении Остапенко Е.Э. временного ограничения на выезд из Российской Федерации до исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, УСТАНОВИЛ: В заявлении и судебном заседании представитель заявителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (далее ГУ - УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края) Залужная Е.С. в обоснование заявленных требований суду сообщила, что Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 167-ФЗ) установлены организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Обязательное пенсионное страхование, в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 167-ФЗ - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Статьей 4 Федерального закона № 167-ФЗ определены субъекты обязательного пенсионного страхования, которыми являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в том числе и индивидуальные предприниматели. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон № 212-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Согласно ст. 13 Федерального закона № 212-ФЗ стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является установление трудовой пенсии по старости. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ индивидуальный предприниматель Остапенко Е.Э., зарегистрирована в Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края в качестве плательщика страховых взносов (регистрационный номер в ПФР №). Плательщики страховых взносов, указанные в п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ, обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы. В нарушение требований Федерального закона № 212-ФЗ, индивидуальный предприниматель Остапенко Е.Э. своевременно и в полном объеме не уплачивала страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования и за ней образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2011 год в сумме <данные изъяты>. В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ плательщику страховых взносов заказным письмом было направлено требование от 22 марта 2012 года № об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в котором должнику было предложено погасить имеющуюся задолженность в добровольном порядке в срок до 10 апреля 2012 года, однако, недоимка по страховым взносам и пени не были погашены. В соответствии с требованиями ч. 1 и ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 212-ФЗ ГУ - УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края принято решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов. Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов от 11 апреля 2012 года № направлено в Пятигорский городской отдел судебных приставов УФССП по Ставропольскому краю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон № 229-ФЗ). Пятигорским городским отделом судебных приставов УФССП по Ставропольскому краю в отношении Остапенко Е.Э. возбуждено исполнительное производство № и установлен срок для добровольного исполнения 5 дней. До настоящего времени должник требования судебного пристава-исполнителя в добровольном порядке, не исполнил. Частью 4 ст. 67 Федерального закона № 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ не является судебным актом, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации. Установление Остапенко Е.Э. временного ограничения на выезд из Российской Федерации необходимо в целях защиты прав ГУ - УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края не только как взыскателя по данному исполнительному производству, но и как участника бюджетных отношений, так как в соответствии со ст. 5 и п. 1 ст. 16 Федерального закона № 167-ФЗ государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, а средства его бюджета являются федеральной собственностью. В судебном заседании представитель заявителя ГУ - УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края Залужная Е.С. просила суд установить временное ограничение на выезд из Российской Федерации до исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должнику - индивидуальному предпринимателю Остапенко Е.Э., ДД.ММ.ГГГГ, уроженке <адрес>. В судебном заседании заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель Пятигорского городского отдела судебных приставов УФССП России по Ставропольскому краю Мартиросян В.В. не возражал в отношении заявления ГУ - УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации до исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должнику - индивидуальному предпринимателю Остапенко Е.Э., в обоснование чего суду сообщил, что ГУ - УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края вынесено постановление от 11 апреля 2012 года № о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов в отношении должника Остапенко Е.Э., согласно которому за ней числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2011 год в сумме <данные изъяты>. Указанное постановление направлено в Пятигорский городской отдел судебных приставов УФССП по Ставропольскому краю для исполнения, на основании которого возбуждено исполнительное производство № в отношении должника Остапенко Е.Э. и установлен срок для добровольного исполнения 5 дней. Требования, указанные в исполнительном документе - постановлении от 11 апреля 2012 года № о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов, в добровольном порядке должником не исполнены, в связи с чем заявление Пенсионного органа, по мнению должностного лица службы судебных приставов, является основанным на законе. В судебное заседание должник Остапенко Е.Э., извещенная в соответствии со ст. 113 ГПК РФ о его времени месте, не явилась и не уведомила суд о причинах неявки. На основании ч. 3 ст. 167 суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие должника Остапенко Е.Э. Исследовав письменные доказательства, с учетом доводов представителей заявителя и заинтересованного лица, суд приходит к следующему. Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлены организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Обязательное пенсионное страхование, в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Статьей 4 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определены субъекты обязательного пенсионного страхования, которыми являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в том числе и индивидуальные предприниматели. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Согласно ст. 13 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является установление трудовой пенсии по старости. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: - организации; - индивидуальные предприниматели; - физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное. Согласно надлежащим письменным доказательствам, исследованным в судебном заседании, индивидуальный предприниматель Остапенко Е.Э. зарегистрирована в Государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края в качестве плательщика страховых взносов (регистрационный номер в ПФР №) согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Плательщики страховых взносов, указанные в п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы. В нарушение требований Федерального закона № 212-ФЗ, должник Остапенко Е.Э. своевременно и в полном объеме не уплачивала страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования и за ней образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2011 год в сумме <данные изъяты>. В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ должнику Остапенко Е.Э. заказным письмом 22 марта 2012 года было направлено требование № об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в котором ей было предложено погасить имеющуюся задолженность в добровольном порядке в срок до 10 апреля 2012 года, однако, недоимка по страховым взносам и пени не погашены. В соответствии с требованиями ч. 1 и ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 212-ФЗ начальником ГУ - УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края от 11 апреля 2012 года вынесено постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов Остапенко Е.Э. Указанное постановление было направлено в Пятигорский городской отдел судебных приставов УФССП по Ставропольскому краю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В соответствии с п. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 указанного Федерального закона. Кроме того, в соответствии с ч. 12 приведенной статьи, срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Постановлением судебного пристава-исполнителя Пятигорского городского отдела судебных приставов УФССП по Ставропольскому краю от 02 мая 2012 года возбуждено исполнительное производство № в отношении должника Остапенко Е.Э. Постановлением установлен срок для исполнения требований исполнительных документов - 5 дней, копии постановления направлены сторонам исполнительного производства: должнику для исполнения и взыскателю для сведения. Однако, в установленный для добровольного исполнения срок, должник Остапенко Е.Э. не исполнила требования, содержащиеся в исполнительном документе - постановлении от 11 апреля 2012 года № о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов. В силу ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, участником которого является Российская Федерация, каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами. В соответствии с практикой Европейского суда по правам человека право на свободу передвижения, гарантируемое п.п. 1, 2 ст. 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, направлено на обеспечение каждому права на свободу передвижения в пределах своей страны и права направиться в такую страну по выбору лица, в которую его впустят. Следовательно, свобода передвижения запрещает любые меры, направленные на вмешательство в это право или на ограничение пользования им, которые не соответствуют требованию меры, необходимой в демократическом обществе для достижения законных целей, указанных в п. 3 данной статьи. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он: уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами. В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации (ч. 1). Если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации (ч. 4). Доказательств уважительности неисполнения в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе, Остапенко Е.Э. в суд не представлено. Приведенные обстоятельства, установленные судом, свидетельствуют о наличии достаточных оснований для установления временного ограничения должнику Остапенко Е.Э. на выезд из Российской Федерации, в связи с неисполнением должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, не являющимся судебным актом и выданном не на основании судебного акта. Таким образом, установление временного ограничения должнику Остапенко Е.Э. на выезд из Российской Федерации до исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является соразмерным допущенному ей нарушению требований закона и данная мера не противоречит принципам разумности и справедливости. Поскольку заявитель в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с данным заявлением, государственная пошлина, размер которой в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет <данные изъяты>, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с заинтересованного лица Остапенко Е.Э., не освобожденной от ее уплаты. Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.ст. 12, 56, 67, 167, 193-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Установить Остапенко Е.Э., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженке <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, временное ограничение на выезд из Российской Федерации до исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Взыскать с Остапенко Е.Э. государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей в пользу муниципального образования город-курорт Пятигорск Ставропольского края. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, через Пятигорский городской суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме. Судья В.П. Лихоман