2-2110/2012



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«13» сентября 2012 г.                                                                  <адрес>

Пятигорский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи:                                       Духиной В.Г.,

при секретаре:                                                             ФИО3,

с участием:

прокурора -старшего помощника прокурора                        ФИО4,

представителя ответчика

администрации <адрес>                 - ФИО9 по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению

прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о возложении обязанностей обеспечить жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм с учетом членов семьи, -

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в Пятигорский городской суд в интересах ФИО1 с исковым заявлением к администрации <адрес>, Министерству строительства и архитектуры <адрес> о возложении обязанностей обеспечить ФИО1 жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм с учетом членов ее семьи, т.е. мужа - ФИО2, мотивируя заявленные требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой города проверки по обращению ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющей статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, было установлено нарушение прав и интересов ФИО2

Иск заявлен прокурором на основании ст. 45 ГПК РФ и заявления гражданки ФИО1 о нарушении ее жилищных прав, т.к. Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО5 была учреждена опека, Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (до регистрации брака ФИО5) признана нуждающейся в жилье и поставлена на учет в качестве нуждающейся и включена в льготную очередь по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по<адрес>,но жильем до настоящего времени не обеспечена.

В ходе судебного разбирательства прокурор <адрес> уточнил исковые требования и просил обязать ответчиков обеспечить ФИО1 с учетом членов ее семьи - мужа ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением общей площадью не менее 28,0 кв.м по договору социального найма.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> - ФИО4 поддержала заявленный прокурором <адрес> иск с учетом произведенных уточнений в интересах ФИО1, считает его обоснованным и подлежащим удовлетворению, пояснив, что Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено попечительство над несовершеннолетней ФИО11 (Барской) А.П., поскольку ее родители - ФИО6 и ФИО7 уклонились от воспитания ребенка. Решениями Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГее родители - ФИО6 и ФИО7 были признаны безвестно отсутствующими. Попечителем ФИО11 (Барской) А.П. была назначена ФИО8, которая являлась собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. 74, <адрес>. После смерти ФИО8, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследники по закону вступили в наследство, в т.ч. и принадлежавшей ей квартире. ФИО1 жилья на условиях найма или праве собственности не имеет, поэтому Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она признана нуждающейся в жилые, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, включена в льготную очередь по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по<адрес>.

В настоящее время ФИО11 (Барская) А.П. состоит в зарегистрированном браке со ФИО2, что подтверждается актовой записью от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о заключении брака серия I-ДН , который соответственно является членом ее семьи.

В соответствии с абз.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту - Закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) (далее по тексту - дети-сироты), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 8 Закона №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении <адрес> или учреждении социального обслуживания населения <адрес>, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном <адрес>, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по <адрес>, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным <адрес>.

Считает доводы ответчиков надуманными и ущемляющими жилищные права и охраняемые законом интересы истицы на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, т.к. органом местного самоуправления и распорядителем финансовых средств - Министерством строительства и архитектуры нарушены нормы ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона СК от ДД.ММ.ГГГГ -кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что лишает права истицу на нормальные жилищные условия.

Обязанность ответчиков по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прямо предусмотрена законом. Согласно п.п. 7 п. 9.2 Положения о Министерстве строительства и архитектуры <адрес>, утвержденного постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Министерство строительства и архитектуры <адрес> является уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, проживающих на территории муниципального района или городского округа <адрес>, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения в соответствии с законом <адрес> -кз от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Таким образом, ФИО1 в соответствии с требованиями действующего законодательства указанными органами должно быть обеспечено предоставление жилого помещения не менее 18 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи, однако до настоящего времени ей жилое помещение не предоставлено, чем нарушены ее конституционные права на жилище и требования федерального законодательства,

С учетом изложенного просила удовлетворить требования, заявленные прокурором <адрес> в интересах ФИО1 в полном объеме, обязать ответчиков обеспечить ФИО1 с учетом членов ее семьи - мужа ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением общей площадью не менее 28,0 кв.м по договору социального найма.

В судебное заседание истец ФИО1, а также 3-е лицо -ФИО2, будучи должным образом извещены о дне и времени слушания дела, не явились, заранее уведомив суд заявлением о возможности рассмотрении дела в их отсутствие. При таких обстоятельствах суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся ФИО1 и ФИО2 с учетом ранее данных ими объяснений.

В ходе судебного разбирательства истица ФИО1. полностью поддержала заявленный прокурором <адрес> в ее интересах иск, просила его удовлетворить по тем же основаниям с учетом произведенных уточнений и дополнений, соглашаясь с доводами, изложенными в иске, и настаивала на возложении обязанности на администрацию <адрес>, Министерство строительства и архитектуры <адрес> обеспечить ее жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм с учетом состава ее семьи - она и супруг ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицо, состоящее в льготной очереди по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ФИО2, привлеченный к участию в деле в качестве 3-го лица, также считал требования прокурора законными и обоснованными, поскольку только данный способ защиты позволяет обеспечить истицу, включенную в список лиц, состоящих в льготной очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением с учетом состава ее семьи общей площадью не менее 28,0 кв.м по договору социального найма.

В судебном заседании представитель ответчика администрации <адрес>, действующая на основании доверенности ФИО9, заявленный иск не признала, сославшись на доводы, изложенные в возражениях ответчика, поскольку Министерством строительства и архитектуры <адрес> не обеспечивается в полной мере в соответствии с поданными ответчиком данными финансирование непосредственно на приобретения жилья указанной категории граждан, в связи с чем на настоящее время ответчик лишен возможности обеспечения жильем ФИО1, которая к тому же состоит по списку по<адрес> на внеочередное получение жилья. Просила отказать в удовлетворении иска к администрации <адрес> о возложении обязанностей обеспечить истицу жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, а с учетом членов ее семьи - супруга ФИО2, жилым помещением общей площадью не менее 28, 0 кв.м.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры <адрес>, надлежаще извещенного судом о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явился, представив письменные возражения на исковое заявление и указав о возможности рассмотрения дела в его отсутствие. В своих возражениях просил отказать в удовлетворении требования прокурора в отношении Министерства строительства и архитектуры <адрес> по обеспечению ФИО1 жилой площадью по договору социального найма.

При изложенных обстоятельствах суд согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя ответчика Министерства строительства и архитектуры <адрес>.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, представленные в условиях состязательности процесса письменные доказательства, оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд считает иск подлежащим частичному удовлетворению.

Правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне осуществляется Конституцией РФ, Законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и др. нормативными правовыми актами.

В соответствии с п.»ж» ч.1ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Согласно ч.1 ст. 1, п. 1 ч.1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство, к которому относится и сам ЖК РФ, основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище,

и на необходимости беспрепятственного осуществления жилищных прав, в том числе прав органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда.

Из ст.132 Конституции РФ следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться федеральным законодателем или законодателем субъекта федерации и только в форме закона с учетом Установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ.

Пунктом 2ч.2ст.57 ЖК РФ закреплено положение о внеочередном предоставлении по договорам социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в т.ч. в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в ВС РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, государством гарантировано предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вне очереди по договорам социального найма.

В силу ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Договор социального найма является гражданско-правовой сделкой и как любой гражданско-правовой договор, создает определенные права и обязанности сторон, что не противоречит ст.8 ГК РФ, согласно которой гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности. Аналогичные положения содержатся и в ЖК РФ (ст. 10).

Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты и восстановления нарушенного права. При этом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу.

В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Установлено, что истица ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", она состоит на учете, как нуждающаяся в обеспечении жилым помещением, не имеет закрепленного за ней жилого помещения.

В обоснование заявленных к ответчикам требований в интересах ФИО1 прокурор <адрес>, как процессуальный истец, ссылается на нарушение ответчиками требований ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона СК от ДД.ММ.ГГГГ -КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отказ администрации <адрес> СК о предоставлении жилого помещения вне очереди.

Представитель ответчика -Администрации <адрес>, не оспаривая факт возложенных на него государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем, в опровержение заявленного иска сослалась на ненадлежащее финансирование со стороны Министерства Строительства и архитектуры СК, представив соответствующие данные о размерах заявленных Администрацией <адрес> и переданных соответствующим Министерством средств по обеспечению исполнения выше названных нормативных актов.

Доводы ответчика Администрации <адрес> суд считает необоснованными. Законом СК -кз от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями СК по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, а значит органы местного самоуправления должны были приобрести жилье по норме предоставления в соответствии с законодательством для передачи в собственность муниципального образования и дальнейшего предоставления его по договору социального найма в пользование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся. Министерство строительства и архитектуры в соответствии с постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в п.п.9.2. Положения о Министерстве строительства и архитектуры <адрес>, утвержденного постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. », является уполномоченным органом исполнительной власти СК по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, данный закон не освобождает органы местного самоуправления от исполнения возложенных на них законом государственных полномочий, т.к. после внесения изменений в законодательные акты СК изменился лишь распорядитель финансовых средств и Министерство строительства и архитектуры СК в рамках возложенных полномочий осуществляет финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий путем предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета <адрес> и контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств.

Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению указанной категории лиц и постановке их на очередь нуждающихся вытекают также из положений п. 3 ст. 14 ЖК РФ.

Объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены ст. 15 ЖК РФ, в соответствии с которой: жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требования законодательства (ч.2 ст. 15 ЖК РФ). Дети признаются не имеющими закрепленного жилья, если они не являются собственниками (сособственниками) жилых помещений и если жилье, в котором они проживали до того, как остались родителей, было утрачено, признано аварийным, или относилось к специализированному жилищному фонду. Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ. Названный порядок определен в ст. 57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч. 1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч. 2).

Исходя из положений п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом следует учесть, что ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список внеочередников, тем более от времени включения в названный список. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. в порядке очередности лиц равной категории.

Поэтому установление органом местного самоуправления или даже законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства, т.к. в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Соответственно указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В такой же мере и разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.

Таким образом, обеспечение вне очереди жилым помещением указанной категории лиц не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, поскольку ЖК РФ, закрепив за гражданами, указанными в ч.2ст.57 ЖК РФ, право на получение жилья вне очереди, не указал о сроке предоставления жилья данным категориям граждан. Но отсутствие в ЖК РФ указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено указанным гражданам, говорит о том, что жилье должно предоставляться данным гражданам после их обращения в орган местного самоуправления с целью реализации принадлежащего им субъективного права на получение жилья вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочердников), т.к. не терпит отлагательства обеспечением жильем таких лиц из той категории граждан, кому государство обязалось предоставить жилье вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности.

Поскольку Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО5 была учреждена опека, а Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (ФИО5) признана нуждающейся в жилых помещениях и поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, включена в льготную очередь по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по<адрес>, порядковый номер ее очередности, как следует из вышеизложенного, не ограничивает ее права на получение жилья.

Следовательно, ссылка ответчика на указанные обстоятельства не может быть принята судом во внимание, обязанного в силу закона обеспечить истицу из числа указанной категории лиц жильем во внеочередном порядке.

Защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ( п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, возложено на органы исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении <адрес> или учреждении социального обслуживания населения <адрес>, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном <адрес>, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по <адрес>, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным <адрес>.

В соответствии с законом <адрес> -кз от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом <адрес>, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа <адрес>, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

Согласно ст.<адрес> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ N 82-кз, средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий: финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе <адрес> о бюджете <адрес> на очередной финансовый год в форме субвенций. Размер субвенции определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства <адрес>, с учетом натуральных норм питания, обеспечения обмундированием, мягким инвентарем и оборудованием, установленных социальных выплат, оплаты проезда и размера денежных средств на содержание ребенка опекуну (попечителю), установленного в соответствии с законодательством <адрес>, а также обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством <адрес>.

Положениями ст. <адрес> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в СК отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий, а положениями ст.ст. 5, 10 указанного Закона определены обязанности органов государственной власти <адрес> по обеспечению передачи органам местного самоуправления финансовых средств необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, по осуществлению контроля за исполнением государственных полномочий, по даче разъяснений и содействию в разрешении вопросов в связи с осуществлением государственных полномочий.

Согласно Положения о порядке предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма в <адрес>, утвержденного Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 65-9 ГД, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам в черте соответствующего населенного пункта общей площадью на одного члена семьи не менее нормы предоставления (28 кв.м) и должно быть благоустроенным, отвечать установленном санитарным и техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к <адрес>, находиться в черте <адрес>.

Решением Думы <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Думы <адрес> «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлено, что на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере: не менее 28,0 кв.м общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина и семьи, состоящей из двух человек; не менее 14,0 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек».

К членам семьи относятся проживающие совместно с гражданином его супруг, а также дети и родители данного гражданина. Судом установлено, что ФИО11 (Барская) А.П. состоит в зарегистрированном браке со ФИО2, о чем имеется актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о заключении брака серия I-ДН , являющимся соответственно членом ее семьи. В связи с этим ФИО1 в соответствии с требованиями действующего законодательства должно быть предоставлено жилое помещение не менее 28 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи при численности семьи 2 человека.

Отсутствие возможности предоставить жилое помещение в связи с недостаточным финансированием переданных муниципальному органу государственных полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не может служить основанием для отказа в удовлетворении законного и обоснованного требования прокурора, поскольку само по себе отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не является основанием для ограничения или лишения гарантированных законодательством прав и свобод гражданина, в интересах которого заявлен данный иск.

Перечень участников бюджетного процесса приведен в ст.152 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Физические лица в этом перечне не указаны, в связи с чем дети-сироты не являются участниками бюджетного процесса. В соответствии со ст.158 Бюджетного кодекса РФ, составление, утверждение и ведение бюджетной росписи, распределение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств отнесены к полномочиям Главного бюджетного распорядителя, именно Главный бюджетный распорядитель обладает бюджетными полномочиями по внесению предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и внесению предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи. В связи с этим, размеры межбюджетных трансфертов не могут быть изменены по требованию физического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, т.к. действующее законодательство Российской Федерации не наделяет физические лица какими-либо бюджетными полномочиями, в силу чего вопросы между органом местного самоуправления и Министерством строительства и архитектуры <адрес> по обеспечению финансирования приобретения жилья для истицы, право которой на его получение во внеочередном порядке, никем не оспаривается, не являются для разрешения данного спора юридически значимыми.

Поскольку обязанность по обеспечению вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, поэтому суд считает обоснованными требования прокурора о возложении на муниципальное образование обязанности по предоставлению ФИО1 жилого помещения в соответствии с законом, независимо от финансового обеспечения, и считает не подлежащим удовлетворению иск прокурора в части требований о возложении такой обязанности на Министерство строительства и архитектуры <адрес>, соглашаясь с возражениями данного ответчика на иск, т.к. на основании п.1ч.2ст.5 Закона от ДД.ММ.ГГГГ -кз и в соответствии с постановлением губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в подпункт 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры <адрес>, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского от ДД.ММ.ГГГГ », Минстрой СК в силу возложенных на него полномочий является уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей и может быть обязан обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств для исполнения данной обязанности, но не предоставить по договору социального найма жилое помещение ФИО1

В соответствии с п. 3 порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета СК, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.

Согласно Приложению к <адрес> "О бюджете <адрес> на 2012 год", субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2012 году на реализацию <адрес> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес> края на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в 2012 году выделено и перечислено в адрес администрации <адрес>.

Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ N 89 Министерства строительства и архитектуры <адрес> «Об утверждении типового административного регламента предоставления органов местного самоуправления муниципального образования СК государственной услуги «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законодательством <адрес> в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа <адрес>, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения», согласно п. 3.4. Приобретение органом местного самоуправления жилых помещений в муниципальную собственность для дальнейшего предоставления их детям-сиротам по договорам социального найма.

Основанием для начала процедуры приобретения органом местного самоуправления жилых помещений в муниципальную собственность является принятие органом местного самоуправления решения о предоставлении заявителю государственной услуги.

При изъявлении желания заявителем на обеспечение его жилым помещением путем предоставления жилья по договору социального найма он обеспечивается таким жилым помещением в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, принятой в органе местного самоуправления.

В целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями по договору социального найма жилые помещения приобретаются в муниципальную собственность органа местного самоуправления за счет средств, передаваемых в форме субвенций из бюджета <адрес> бюджету муниципального образования <адрес>, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Предельная стоимость жилого помещения в целях его приобретения определяется исходя из общей площади жилья - 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (без учета населенных пунктов, являющихся административными центрами муниципальных районов), населенным пунктам, являющимся административными центрами муниципальных районов, и городским округам <адрес>, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным <адрес> (министерством строительства и архитектуры <адрес>).

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня государственной регистрации права муниципальной собственности муниципального образования <адрес> на приобретенное жилое помещение включает приобретенное жилое помещение в реестр муниципального имущества муниципального района (городского округа) <адрес> в целях дальнейшего предоставления его детям-сиротам по договору социального найма.

Вместе с тем, ФИО1 на состав семьи 2 человека (она и супруг) жилым помещением соответствующей площадью не обеспечена до настоящего времени.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Суд считает, что в условиях состязательности процесса, истец доказал те обстоятельства, на которые он ссылался в части требований к администрации <адрес> и предоставил достоверные доказательства в подтверждение заявленных исковых требований. Представителем ответчика - администрации <адрес> не опровергнуты доводы прокурора, предъявившего иск в интересах истца ФИО1 о не выполнении администрацией <адрес> без уважительных причин возложенных ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанностей по внеочередному обеспечению жилым помещением по договору социального найма ФИО1 Доказательств возложения такой обязанности на Министерство строительства и архитектуры <адрес> по обеспечению жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм ФИО1 в <адрес> истцом не представлено, в связи с чем иск прокурора подлежит частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 12,55,56,167,194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации <адрес> и Министерству строительства и архитектуры <адрес> о возложении обязанностей обеспечить жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, с учетом членов семьи, удовлетворить частично.

Обязать администрацию <адрес> края обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> ТССР, с учетом членов ее семьи - супруга ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилым помещением общей площадью не менее 28,0 кв.м по договору социального найма.

Прокурору <адрес> отказать в удовлетворении иска в интересах ФИО1 к Министерству строительства и архитектуры <адрес> о возложении обязанностей обеспечить ФИО2 жилым помещением общей площадью не менее 28,0 кв.м по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

                    Судья Духина В.Г.