Дело № 2-2395/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Суворовой С.М., при секретаресудебного заседания Касимове П.А., с участием: истца Махонин С.В., процессуального истца старшего помощника прокурора города Пятигорска Швец Е.С., представителя ответчика администрации г. Пятигорска по доверенности Григорян А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании 02 октября 2012 года в г.Пятигорске гражданское дело по иску прокурора города Пятигорска в интересах Махонин С.В. у администрации города Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди помещения по договору социального найма, установил: Прокуратура города Пятигорска в интересах Махонин С.В. обратилась в суд с иском к администрации города Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди помещения по договору социального найма, сославшись на то, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Махонин С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющего статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № над Махонин С.В. учреждена опека, поскольку его мать - ФИО5 находилась в лечебном учреждении, а сведения об отце вписаны в свидетельство о рождении со слов матери; опекуном назначена ФИО6 Решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 лишена родительских прав в отношении Махонин С.В. Постановлением руководителя администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № Махонин С.В. поставлен на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях под №, предоставляемых по договорам социального найма и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация города Пятигорска до настоящего времени не предоставила Махонин С.В. за счет материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края, жилое помещение не менее 28 квадратных метров общей площади. В судебном заседании истец, процессуальный истец заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить. Полномочный представитель ответчика администрации города Пятигорска против удовлетворения требований не возражал суду пояснил, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 2 ст. 7 закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к дополнительным гарантиям по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дополнительные гарантии на жилое помещение, а именно данными нормами предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Предусмотренные данным законом гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5 указанного закона). В статье 2 указано на то, что дети-сироты имеют право на обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в переделах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю. В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса, решением Думы города Пятигорска от 26.04.2006 г. № 55-63 ГД, норма предоставления установлена в размере 28,0 кв. м. общей площади жилого помещения. Социальная поддержка лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на территории Ставропольского края органами государственной власти края. Законом Ставропольского края № 120-кз от 31.12.2004 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, органы государственной власти Ставропольского края обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. За счет субвенции, предоставляемой в соответствии с законом Ставропольского края № 120-кз от 31.12.2004 г., приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования и по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с законом Ставропольского края от 31.12.2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» В судебное заседание представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явился. Доказательств уважительности причины неявки и заявлений с просьбами об отложении дела от представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края не поступало. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассматривает дело в отсутствие представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что требования, заявленные прокурором города Пятигорска в интересах Махонин С.В., подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу положений п. 3 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как установлено в судебном заседании, Постановлением главы администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № над Махонин С.В. учреждена опека, поскольку его мать - ФИО5 находилась в лечебном учреждении, а сведения об отце вписаны в свидетельство о рождении со слов матери; опекуном назначена ФИО6 Решением Пятигорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 лишена родительских прав в отношении Махонин С.В. Постановлением руководителя администрации города Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № Махонин С.В. поставлен на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях под № предоставляемых по договорам социального найма и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу п.»ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети. Находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения. После окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно Закону Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края. В соответствии с законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семьей, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса, решением Думы города Пятигорска от 26.04.2006 г. № 55-63 ГД, норма предоставления установлена в размере 28,0 кв. м. общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина и семьи, состоящей из двух человек. Таким образом, Махонин С.В. в соответствии с требованиями действующего законодательства должно быть предоставлено жилое помещение не менее 28 квадратных метров общей площади. Вместе с тем, соответствующе жило помещение до настоящего времени не предоставлено, что противоречит вышеперечисленным нормам закона. Как установлено судом, Махонин С.В. жилым помещением не обеспечен. Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года № 250-О-П «По жалобе муниципального образования городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Согласно Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями. П. 7 ст. 1 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. Согласно ст. 6 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в Законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций, размер которых определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края. При определении размера субвенций на планируемый год учитывается: прогнозируемое количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в приобретении жилья, которые будут обеспечены жилыми помещениями в планируемом году; норма площади жилого помещения, установленная законодательством Ставропольского края; средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципалитету, устанавливаемая ежеквартально уполномоченным Правительством Ставропольского края органом исполнительной власти Ставропольского края; поправочный коэффициент, определяемый как соотношение средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в соответствующем муниципальном районе или городском округе Ставропольского края к средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю. Согласно ст. 4 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий; и при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края. Как следует из закона Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2012 год» размер субвенций на реализацию закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» городу курорту Пятигорску составил 11412,82 тысяч рублей на обеспечение жилыми помещениями за счет средств краевого бюджета и 6360,63 тысяч рублей за счет средств федерального бюджета. В соответствии с п. 7 ст. 9.2 Постановления Правительства Ставропольского края от 13.03.2012 N 88-п "Об утверждении Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края" уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей, также главным распорядителем является Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края; администрация города Пятигорска является получателем денежных средств, выделяемых на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а на МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» возложена обязанность по заключению договоров социального найма жилого помещения от имени собственника жилого помещения и организация проведения установленной законом процедуры приобретения жилого помещения. Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об обоснованности предъявленных требований к указанным ответчикам. Положениями ст. 12 Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий, а положениями ст.ст. 5 и 10 указанного Закона определены обязанности органов государственной власти Ставропольского края, в том числе уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края в области строительства (министерства строительства и архитектуры Ставропольского края) по обеспечению передачи органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, по осуществлению контроля за исполнением государственных полномочий, по даче разъяснений и содействию в разрешении вопросов в связи с осуществлением государственных полномочий. В условиях состязательности гражданского процесса ответчиками не опровергнуты доводы прокурора г. Пятигорска, предъявившего иск в интересах истца Махонин С.В. о не выполнении ответчиками без уважительных причин возложенных на них обязанностей, установленных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по обеспечению жилым помещением по договору социального найма Махонин С.В. Решением Думы города Пятигорска от 26.04.2006 N 55-63 ГД "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" на территории муниципального образования города-курорта Пятигорска установлены нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 28,0 квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина и семьи, состоящей из двух человек. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, решил: Удовлетворить исковое заявление прокурора города Пятигорска, действующего в интересах Махонин С.В. к администрации города Пятигорска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о предоставлении вне очереди помещения по договору социального найма. Обязать администрацию города Пятигорска, Министерство архитектуры и градостроительства Ставропольского края обеспечить Махонин С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца города Пятигорска Ставропольского края жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда путем подачи жалобы через Пятигорский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья С.М. Суворова
размер субвенции на планируемый год, необходимой муниципальному
району или городскому округу рассчитывается по формуле исходя из
нормы общей площади жилого помещения на одного человека. Контроль за
исполнением переданных органам местного самоуправления отдельных
государственных полномочий осуществляет Правительство Ставропольского края через уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края в области образования (ч. 3 ст. 10 указанного закона). Во исполнение закона Ставропольского края № 7-кз постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 г. № 60-п утвержден «Порядок предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», согласно которому, субсидия предоставляется органом местного самоуправления за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Исходя из всего перечисленного, обеспечение жилищных прав Махонин С.В. будет осуществляться в соответствии с нормами действующего законодательства.