гражданское дело №2-196/11



Дело № 2-196-11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 февраля 2011 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи: Омельченко В.В.,

при секретаре: Коржовой А.Н.,

с участием:

прокурора: ст.помощника прокурора г.Пятигорска Швец Е.С.,

истца : Люева А.И.,

представителя ответчика-

администрации г.Пятигорска: Григорян А.С.,

представителя 3-го лица

на стороне ответчиков -

МУ «Управление имущественных

отношений администрации

г.Пятигорска: Лопатько А.С.,

представителя 3-его лица на

стороне ответчиков - отдела

опеки, попечительства и по делам

несовершеннолетних

администрации г. Пятигорска: Танасейчук С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по иску прокурора г.Пятигорска в интересах ФИО1 к администрации г.Пятигорска, Министерству образования Ставропольского края и Министерству имущественных отношений Ставропольского края о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного, пригодного для постоянного проживания жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, -

у с т а н о в и л :

Постановлением руководителя администрации г.Пятигорска от № Люеву А.И., являющемуся инвалидом с детства 2-й степени, по договору социального найма была предоставлена квартира <адрес> в жилом доме, расположенном по <адрес> в г.Пятигорске, состоящая из одной комнаты, общей площадью № принадлежащая на праве оперативного управления Министерству образования Ставропольского края на основании государственного контракта № 48 купли-продажи квартиры от 10.11.2006 года и передаточного акта от 22.12.2006 года.

11.11.2008 года между Министерством образования Ставропольского края, с одной стороны, ( наймодатель) и Люевым А.И., с другой стороны ( наниматель), был заключен договор найма жилого помещения - квартиры <адрес> в жилом доме, расположенном по <адрес> в г.Пятигорске в бессрочное владение и пользование.

Прокурор г.Пятигорска обратился в суд с иском к администрации г.Пятигорска, Министерству образования Ставропольского края и Министерству имущественных отношений Ставропольского края о возложении обязанности по предоставлению незамедлительно вне очереди благоустроенного, пригодного для постоянного проживания жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим нормам, в размере не ниже установленных социальных норм.

Старший помощник прокурора г.Пятигорска - Швец Е.С. в судебном заседании поддержала заявленные прокурором в интересах Люева А.И. исковые требования, пояснив в их обоснование, что постановлением руководителя администрации г.Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № Люеву А.И., являющемуся инвалидом с детства 2-й степени, по договору социального найма была предоставлена квартира <адрес> в жилом доме, расположенном по <адрес> в г.Пятигорске, состоящая из одной комнаты, общей площадью №, принадлежащая на праве оперативного управления Министерству образования Ставропольского края на основании государственного контракта № купли-продажи квартиры от 10.11.2006 года и передаточного акта от 22.12.2006 года.

11.11.2008 года между Министерством образования Ставропольского края, с одной стороны, ( наймодатель) и Люевым А.И., с другой стороны ( наниматель), был заключен договор найма жилого помещения - квартиры <адрес> в жилом доме, расположенном по <адрес> в г.Пятигорске в бессрочное владение и пользование.

В соответствии с п.5 договора социального найма, наймодатель обязан передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания данного договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, осуществлять капитальный ремонт. Согласно ч.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ, - жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям).

В ходе проверки, проведенной специалистами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю в г.Пятигорске, проведено обследования жилого помещения, предоставленного в пользование Люеву А.И., в ходе которого было установлено, что высота помещений в указанной квартире - 2.40м, кухня совмещена с санузлом, сантехприборы не укомплектованы ( отсутствует сливной бачок на унитаз), приточно-вытяжная вентиляция в помещении отсутствует ( коридор-кухня-санузел), на стене, совмещенной с туалетом общего пользования, имеются следы сырости, нарушение целостности обоев, горячее водоснабжение отсутствует, деревянные полы частично прогнили. На потолке в коридоре-кухне-санузле отсутствует штукатурный слой, объемно-планировочные решения не обеспечивают допустимый уровень инсоляции и естественного освещения. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что предоставленное Люеву А.И. помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным Положением и Санитарными правилами и нормами СанПин 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям» и ущемляет жилищные права Люева А.И.

В ходе судебного разбирательства по делу была проведена комплексная строительно-техническая экспертиза с привлечением специалистов филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае» по г.Пятигорску, по результатам которой специалисты сделали выводы о том, что на день проведения экспертного обследования техническое состояние квартиры <адрес> в жилом доме по <адрес> в г.Пятигорске не удовлетворительное, не соответствует ряду санитарных норм и правил, несущие конструкции указанной квартиры находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, а конструкции наружных стен не обеспечивают требуемые параметры микроклимата в жилой комнате, что в соответствии с пп. 10, 12, 33 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года №, характеризует указанную квартиру как непригодную для проживания. Следовательно, предоставленная Люеву А.И. квартира не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным ст. 15 ЖК РФ, не соответствует условиям договора социального найма жилого помещения от 11.11.2008 года № и ущемляет жилищные права истца Люева А.И.

На основании изложенного, просила удовлетворить заявленные прокурора <адрес> в интересах Люева А.И. исковые требования, обязать ответчиков - администрацию г.Пятигорска, Министерство образования Ставропольского края и Министерство имущественных отношений Ставропольского края незамедлительно предоставить Люеву А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющему статус «ребенок, оставшийся без попечения родителей», вне очереди благоустроенное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, жилое помещение, по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

Истец Люев А.И. в судебном заседании поддержал объяснение, данное старшим помощником прокурора г.Пятигорска Швец Е.С. и заявленные прокурором г.Пятигорска в его интересах исковые требования, которые просил удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации г.Пятигорска - Григорян А.С.,, действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что находит заявленные прокурором г.Пятигорска в интересах Люева А.И. исковые требования необоснованными. Полагает, что в 2008 году Люеву А.И. по договору социального найма было предоставлено для проживания жилое помещение, в котором Люев А.И. прожил несколько лет. При предоставлении жилого помещения Люев А.И. был исключен из очереди лиц, нуждающихся в предоставлении им жилых помещений, и на момент рассмотрения спора он в указанной очереди не состоит. Жалоб от него на качество предоставленного ему жилого помещения за весь период использования жилого помещения в администрацию г.Пятигорска не поступало.

В соответствии с Федеральным законом « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъекта РФ, следовательно - органов власти субъекта РФ - Ставропольского края. Органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе и по социальной поддержке детей-сирот, однако в пределах выделенных материальных ресурсов и финансовых средств за счет субъекта РФ. Администрация г.Пятигорска является ненадлежащим ответчиком, поскольку обеспечение жильем лиц, к категории которых относится Люев А.И., полностью зависит от размера ежегодно выделенных для этих целей бюджетных средств Ставропольского края. Предусмотренные Законом Ставропольского края о бюджете денежные средства для приобретения квартир не поступили в достаточном размере, свободными жилыми помещениями, одно из которых возможно было бы предоставить истцу по договору социального найма, администрация г.Пятигорска не располагает, а кроме того, необходимо время для проведения установленной законом процедуры приобретения в муниципальную собственность жилья, которое подлежит передаче по договору социального найма. Таким образом, администрация г.Пятигорска не имеет возможности реализовать свои полномочия до тех пор пока не поступят необходимые денежные средства для приобретения жилья в муниципальную собственность и не будут соблюдены определенные процедурные действия.

На основании изложенного, просил в удовлетворении исковых требований прокурора г.Пятигорска в интересах Люева А.И., заявленных к администрации г.Пятигорска, - отказать.

Представитель ответчика - Министерства образования Ставропольского края, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени судебного заседания, не явился, не известив суд о наличии уважительных причин неявки, не представил ходатайства об отложении судебного заседания. На основании ст.167 п.3 ГПК РФ, признавая причины неявки представителя ответчика - Министерства образовании Ставропольского края в судебное заседание не уважительными, с учетом мнений лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - Министерства образования Ставропольского края.

Представитель ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края, в судебное заседание не явился, представив суду ходатайство о возможности рассмотрения дела в его отсутствие и отзыв на исковое заявление прокурора г.Пятигорска, заявленное в интересах Люева А.И. На основании ст. 167 п.5 ГПК РФ, с учетом мнений лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края.

Из представленного суду отзыва представителя ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края следует, что указанное министерство в пределах компетенции, установленной постановлением Губернатора Ставропольского края от 11.09.2007 года № « Об утверждении положения о министерства имущественных отношений Ставропольского края» осуществляет права управления и распоряжения объектами государственной (краевой) собственности Ставропольского края. Социальную политику в государстве и субъекта РФ уполномочены проводить и осуществлять специально уполномоченные министерства и ведомства и их органы. Согласно ст.2 Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделаются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, пунктом 9 указанного закона предусматривается их обязанность, состоящая в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со ст.7 Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частых в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения. В составе имущества Ставропольского края жилой фонд, подлежащий передаче или распределению в порядке, установленном вышеуказанными нормативными актами, отсутствует, и Министерство имущественных отношений Ставропольского края такими полномочиями не обладает, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по заявленным прокурором г.Пятигорска в интересах Люева А.И. исковым требованиям.

Представитель 3-го лица на стороне ответчиков - МУ «Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска - Лопатько А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что на момент рассмотрения спора отсутствует решение суда или решение органа местного самоуправления о том, что жилое помещение, которое было предоставлено в 2008 году по договору социального найма Люеву А.И. - квартира <адрес> в жилом доме по <адрес> в г.Пятигорске не пригодно для проживания. Люеву А.И. как лицу, имеющему статус «ребенок, оставшийся без попечения родителей» в установленном законом порядке в 2008 году было предоставлено жилое помещение, и до того времени, пока данное жилое помещение не будет признано не пригодным для проживания, полагает, что у Люева А.И. не имеется права на повторное предоставления жилого помещения. Находит заявленные прокурором г.Пятигорска в интересах Люева А.И. исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель 3-го лица на стороне ответчиков - отдела опеки, попечительства и по делам несовершеннолетних администрации г.Пятигорска - Танасейчук С.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что в настоящее время имеется 12 вступивших в законную силу решений суда о предоставлении жилых помещений лицам, имеющим статус «ребенок, оставшийся без попечения родителей», какой имеется и у истца Люева А.И. Однако, по состоянию на 2011 год Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края выделило денежные средства, которые достаточны для приобретения только 3-х квартир. Полагает, что у Люева А.И. имеется право на проживание в жилом помещении, которое отвечает всем необходимым техническим и санитарным нормам, однако в связи с отсутствием в администрации г.Пятигорска денежных средств в достаточных суммах, в настоящее время администрация г.Пятигорска не имеет возможности предоставить Люеву А.И. для проживания другое жилое помещение, в связи с чем находит исковые требования прокурора г.Пятигорска, заявленные в интересах Люева А.И., частично обоснованными.

Представитель 3-го лица на стороне ответчиков - Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, будучи надлежащим образом извещенным о дате и времени судебного заседания, не явился, не известив суд о наличии уважительных причин неявки, не представил ходатайства об отложении судебного заседания. На основании ст.167 п.3 ГПК РФ, признавая причины неявки представителя ответчика - Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края в судебное заседание не уважительными, с учетом мнений лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя 3-го лица на стороне ответчиков - Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, - суд находит заявленные прокурором г.Пятигорска исковые требования в интересах Люева А.И. к ответчикам - администрации г.Пятигорска, Министерству образования Ставропольского края и Министерству имущественных отношений Ставропольского края, обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям:

В силу положений п.3 ст. 14 ЖК РФ, - к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п.п.2 п.2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года № 250-О-П « По жалобе муниципального образования городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", - обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Согласно Закона Ставропольского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

(в редакции Закона Ставропольского края от 09.07.2007 года № 34-кз), - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края ( в редакции Закона Ставропольского края от 10.11.2008 года № 75-кз).

В соответствии с Законом Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», - органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - отдельные государственные полномочия), состоящими в обеспечении жилыми помещениями.

Согласно ст. 6 указанного Закона, - финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в Законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год в форме субвенций, размер которых определяется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края, с учетом обеспечения жилыми помещениями по нормам, установленным законодательством Ставропольского края. При определении размера субвенций на планируемый год, учитывается прогнозируемое количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в приобретении жилья, которые будут обеспечены жилыми помещениями в планируемом году, норма площади жилого помещения, установленная законодательством Ставропольского края; средняя рыночная стоимость 1-го квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемая ежеквартально уполномоченным Правительством Ставропольского края органом исполнительной власти Ставропольского края; поправочный коэффициент, определяемый как соотношение средней рыночной стоимости 1-го квадратного метра общей площади жилья в соответствующем муниципальном районе или городском округе Ставропольского края к средней рыночной стоимости 1-го квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю.

Согласно ст. 4 Закона РФ «О местном самоуправлении», - органы местного самоуправления обязаны осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольского края по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий; и при исполнении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края.

Проанализировав приведенные нормы, содержащиеся в указанных законах, суд приходит к выводу о том, что администрация города Пятигорск является получателем денежных средств, выделяемых на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а на МУ Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска возложена обязанность по заключению договоров социального найма жилого помещения от имени собственника жилого помещения и организация проведения установленной законом процедуры приобретения жилого помещения. Данные обстоятельства свидетельствуют об обоснованности предъявленных исковых требований к ответчику - администрации г.Пятигорска.

Как следует из представленных суду документов, - постановлением руководителя администрации г.Пятигорска от 28.10.2008 года № Люеву А.И., являющемуся инвалидом с детства 2-й степени, имеющему статус «ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей», по договору социального найма была предоставлена квартира <адрес> в жилом доме, расположенном по <адрес> в г.Пятигорске, состоящая из одной комнаты, общей площадью 23.70 кв.м, принадлежащая на праве оперативного управления Министерству образования Ставропольского края на основании государственного контракта № купли-продажи квартиры от 10.11.2006 года и передаточного акта от 22.12.2006 года.

11.11.2008 года между Министерством образования Ставропольского края, с одной стороны, ( наймодатель) и Люевым А.И., с другой стороны ( наниматель), был заключен договор найма жилого помещения - квартиры <адрес> в жилом доме, расположенном по <адрес> в г.Пятигорске в бессрочное владение и пользование.

В соответствии со ст.60 ЖК РФ, предметом договора социального найма является жилое помещение.

Согласно ч.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ, - жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям).

В соответствии с п.5 договора социального найма, заключенного 11.11.2008 года между Министерством образования Ставропольского края ( наймодатель) и Люевым А.И. (наниматель), - наймодатель обязан передать нанимателю по акту в течение 10 дней со дня подписания данного договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, осуществлять капитальный ремонт.

Согласно требованиям ст.310 ГК РФ).

Однако, как следует из материалов проверки, проведенной специалистами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в г.Пятигорске», которыми в декабре 2009 года было проведено обследования жилого помещения, предоставленного в пользование Люеву А.И., с составлением соответствующих актов и заключение, - в ходе которого было установлено, что высота помещений в указанной квартире - 2.40м, кухня совмещена с санузлом, сантехприборы не укомплектованы ( отсутствует сливной бачок на унитаз), приточно-вытяжная вентиляция в помещении отсутствует ( коридор-кухня-санузел), на стене, совмещенной с туалетом общего пользования, имеются следы сырости, нарушение целостности обоев, горячее водоснабжение отсутствует, деревянные полы частично прогнили. На потолке в коридоре-кухне-санузле отсутствует штукатурный слой, объемно-планировочные решения не обеспечивают допустимый уровень инсоляции и естественного освещения. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что предоставленное Люеву А.И. помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, установленным Положением и Санитарными правилами и нормами СанПин 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям» и ущемляет жилищные права Люева А.И.

Согласно выводов проведенной по делу комплексной строительно-технической экспертизы ( заключение № от 22.01.2011 года),- на день проведения экспертизы техническое состояние квартиры <адрес> в жилом доме по <адрес> в г.Пятигорске неудовлетворительное. На день проведения экспертизы указанная квартира не соответствует следующим нормативным требованиям: п. 10.7 СНиП 2.01.07-85* «нагрузки и воздействие», п. 2.1.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», п. 8.2 СП 23-102-2003 «Естественное освещение жилых и общественных зданий», пп. 4.3, 4.4, 4.5, 8.2, 8.3, 8.4, 8.10 СНиП 21-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», п. 5.39 МДС 40-2.2000 «Источники автономного (децентрализованного) теплоснабжения и их размещение», п. 3.3 СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», п. 5.12 ТСН 30-312-2006 Ставропольского края «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Ставропольского края. Часть 1. Селитебные территории». В результате исследования установлено, что несущие конструкции квартиры <адрес> в жилом доме по <адрес> в г.Пятигорске

( чердачное перекрытие, кровля, полы) на день проведения экспертизы находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, а конструкция наружных стен не обеспечивает требуемые параметры микроклимата в жилой комнате, что в соответствии с пп. 10, 12, 33 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №, характеризует квартиру <адрес> как непригодную для проживания.

Как пояснил допрошенный в ходе судебного разбирательства по делу эксперт Пятигорского отдела ГУ «Ставропольская лаборатория судебной экспертизы» Мустафин А.Н., проводивший по данному делу указанную экспертизу, - по результатам обследования квартиры <адрес> в жилом доме по <адрес> в г.Пятигорске, в которой проживает Люев А.И., - в квартире имеются конструктивные и технические нарушения. К конструктивным относится то, что санузел, коридор и кухня квартиры - не изолированы друг от друга. В квартире недостаточная высота помещений, полностью отсутствует вытяжная вентиляция, несмотря на то, что в квартире имеются газовая печь и водонагреватель. При отсутствии вентиляции использование данных приборов наносит вред здоровью людей, находящихся в помещении. В жилой комнате квартиры недостаточная толщина стен. Уборная, которая находится во дворе дома, расположена на удалении от жилого помещения

3 м, в то время как расстояние от уборной до жилого помещения по строительным нормам и правилам должно составлять не менее 8м. Указанные конструктивные нарушения квартиры являются устранимыми, а каким образом их можно устранить и какова стоимость необходимых для этого работ указана в заключении строительно-технической экспертизы. К техническим нарушениям относится прогиб потолка квартиры в 3 раза больше чем норма. В связи с данным нарушением квартира относится к числу помещений, не пригодных для проживания. Потолок в квартире выполнен из дерева, более 80 лет назад. Кроме того, квартира не пригодна для проживания из-за того, что недостаточная толщина стен в квартире, в связи с чем существует большая разница в температурах внутри и снаружи квартиры, от чего у людей, находящихся постоянно в данном помещении наступает переохлаждение организма. Все указанные им конструктивные и технические нарушения квартиры образовались до 2008 года и имели место по состоянию на 2008 год, когда указанная квартира была предоставлена для проживания Люеву А.И. Нормы, которыми руководствовались эксперты при оформлении заключения экспертизы также действовали по состоянию на 2008 год. Те работы, которые по мнению экспертов, необходимо провести для устранения имеющихся в квартире нарушений и приведения квартиры в удовлетворительное состояние, относятся к категории «капитальные ремонтные работы». Для приведения квартиры в состояние, пригодное для проживания, надо выполнить все виды ремонтно-строительных работ, которые указаны в заключении экспертизы, возвести пристройку к квартиры и изолировать от жилого помещения расположенную во дворе при доме уборную.

Таким образом, как было достоверно установлено в судебном заседании при исследовании судом вышеуказанных доказательств, - постановлением главы администрации г.Пятигорска от 28.10.2008 года №, в нарушение требований ст.ст. 15, 60 ЖК РФ, Люеву А.И. было предоставлено по договору социального найма жилое помещение, которое на момент его предоставления и заключения с Люевым А.И. 11.11.2008 года договора социального найма являлось помещением, не пригодным для постоянного проживания в нем людей. Наймодателем указанной квартиры ( которым согласно договора социального найма являлось Министерство образования Ставропольского края) на момент заключения с Люевым А.И. договора социального найма в отношении указанной квартиры не был выполнен надлежащим образом п.5 договора социального найма, которым на наймодателя возложена обязанность передать нанимателю по акту пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям. Как усматривается из условий данного договора, обязанность своевременного проведения в квартире капитального ремонта также возложена на наймодателя. Следовательно, в нарушение норм, содержащихся в ст.ст. 309, 310 ГК РФ, наймодателем квартиры необоснованно не были выполнены его обязанности перед нанимателем Люевым А.И. на момент предоставления в пользование квартиры, что в силу закона недопустимо, и Люеву А.И. по договору социального найма была предоставлена для постоянного проживания квартира, которая изначальна на момент ее предоставления являлась помещением, не пригодным для постоянного в нем проживания людей.

С учетом установленным фактических обстоятельств и приведенных норм закона, суд находит исковые требования прокурора г.Пятигорска, заявленные в интересах Люева А.И., к ответчику - администрации г.Пятигорска, на которого в силу вышеуказанных нормативных актов возложены полномочия по предоставлению гражданам жилым помещений, и который, по мнению суда, является надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суд полагает, что с учетом всех установленных фактических обстоятельств по делу, разумным сроком для разрешения вопроса о предоставлении Люеву А.И. иного жилого помещения по договору социального найма, пригодного для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающего требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям, является срок 6 месяцев со дня вступления решения суда по данному делу в законную силу.

Доводы представителей ответчика и третьих лиц о том, что на момент рассмотрения спора у администрации г.Пятигорска не имеется возможности обеспечить Люева А.И. иным жилым помещением в связи с тем, что администрацией г.Пятигорска не были получены из федерального и краевого бюджетов на указанные цели денежные средства в достаточных суммах, по мнению суда, не являются основанием к отказу в удовлетворении иска по тем основаниям, что истец, не являясь участником бюджетных правоотношений, не наделен правами влияния на распределение денежных средств между распорядителями и получателями бюджетных средств, тогда как ответчики, являясь органами государственной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления, наделены не только государственными полномочиями по реализации возложенных законом обязанностей, но и правами на получение финансового обеспечения переданных государственных полномочий, и являясь участниками бюджетных правоотношений, а следовательно, и наделены правами на защиту способами установленными законом своих прав и законных интересов, в том числе, и в связи с реализацией возложенных законом обязанностей.

Положениями ст. 12 Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в СК отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», - предусмотрена ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий, а положениями ст.ст. 5, 10 указанного Закона определены обязанности органов государственной власти Ставропольского края, в том числе уполномоченного органа исполнительной власти Ставропольского края в области образования

( Министерства образования Ставропольского края), по обеспечению передачи органам местного самоуправления финансовых средств необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, по осуществлению контроля за исполнением государственных полномочий, по даче разъяснений и содействию в разрешении вопросов в связи с осуществлением государственных полномочий.

В условиях состязательного гражданского процесса, ответчиками не опровергнуты доводы истца Люева А.И. и прокурора, предъявившего иск в интересах истца Люева А.И., о бездействии ответчиков и не выполнении ответчиками без уважительных причин, возложенных на них Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанностей по внеочередному обеспечению Люева А.И. по договору социального найма не любым помещением, а жилым помещением, пригодным для постоянного проживания в нем и отвечающим всем необходимым строительно-техническим, санитарным, противопожарным и иным нормам и правилам.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необоснованности доводов представителей ответчиков и 3-х лиц на стороне ответчиков о нарушении прав других лиц, имеющих право на получение вне очереди жилого помещения в соответствии с Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», включенных в список с более раннего срока, чем истец, поскольку положениями приведенного закона, а также ст. 57 ЖК РФ определено равное право на обеспечение жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от времени включения в указанных лиц в соответствующий список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Согласно Положения о порядке предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма в г.Пятигорске, утвержденного Решением Думы г.Пятигорска от 28.12.2006 года № 65-9 ГД, - жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам в черте соответствующего населенного пункта общей площадью на одного члена семьи не менее нормы предоставления (18 кв. м). и должно быть благоустроенным, отвечать установленном санитарным и техническим правилам и нормам, предъявляемым к жилым помещениям, применительно к городу Пятигорску, находиться в черте города Пятигорска.

С учетом приведенных обстоятельств и доводов сторон, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора города Пятигорска в интересах Люева А.И., заявленные к ответчику - к администрации г.Пятигорска, о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, пригодного для постоянного проживания, в срок не позднее истечения 6 месяцев со дня вступления решения суда по настоящему спору в законную силу, который судом определяется необходимым и достаточным для проведения установленных законом процедур по заключению с Люевым А.И. договора социального найма иного жилого помещения, а в удовлетворении требований, заявленные к другим ответчикам, считает необходимым отказать, находя их ненадлежащими ответчиками по заявленным требованиям.

Основываясь на нормах, предусмотренным ст. 103 п.1 ГПК РФ, удовлетворяя исковые требования прокурора г.Пятигорска в интересах Люева А.И., заявленные к ответчику - администрации г.Пятигорска, суд считает необходимым отнести на данного ответчика и несение судебных расходов по оплате стоимости проведенной по делу комплексной строительно-технической экспертизы, путем взыскания суммы стоимости указанной экспертизы, которая согласно представленных суду надлежащих документов, составляет 17.682 рубля, с администрации г.Пятигорска в пользу экспертного учреждения, проводившего данную экспертизу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 38, 55-59, 103, 167, 194-199 ГПК РФ, ст.ст. 15, 60 ЖК РФ, ст.ст. 309, 310 ГК РФ, -

р е ш и л :

Исковые требования прокурора г.Пятигорска в интересах ФИО1 к администрации г.Пятигорска, Министерству образования Ставропольского края и Министерству имущественных отношений Ставропольского края о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного, пригодного для постоянного проживания жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, - удовлетворить частично.

Возложить на администрацию г.Пятигорска обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалиду 2-й группы с детства, имеющему статус « ребенок, оставшийся без попечения родителей», благоустроенное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным техническим и санитарным нормам и правилам, жилое помещение по договору социального найма, площадью, не ниже установленных социальных норм, в срок не позднее истечения 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Взыскать с администрации г.Пятигорска в пользу Государственного учреждения «Ставропольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ» стоимость комплексной строительно-технической экспертизы в размере <данные изъяты>

В удовлетворении исковых требований прокурора г.Пятигорска в интересах ФИО1 к Министерству образования Ставропольского края и Министерству имущественных отношений Ставропольского края о возложении обязанности по предоставлению вне очереди благоустроенного, пригодного для постоянного проживания жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Пятигорский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: В.В. Омельченко