дело № 2-2527/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 октября 2012 года город Пятигорск Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Пакова Н.Н., при секретаре Гребёнкиной И.П., с участием представитель истца Малигон А.И., представителя ответчика администрации г. Пятигорска Гальченко А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малигон Г.В. к администрации г. Пятигорска о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, признании права собственности на земельный участок, УСТАНОВИЛ: Малигон Г.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.Пятигорска о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, признании права собственности на земельный участок. В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности Малигон А.И. поддержала заявленные исковые требования и пояснила суду, что постановлением руководителя администрации г.Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № Малигон Г.В. предоставлен в аренду из земель населенных пунктов, земельный участок № (кадастровый номер №) в районе пересечения улиц <адрес> и <адрес> в <адрес>, площадью <данные изъяты> м.кв. для строительства индивидуального жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ между МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска и Малигон Г.В. заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ им получено свидетельство о праве собственности на жилой дом, литер <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрация г.Пятигорска, на обращение по вопросу предоставления вышеуказанного земельного участка в собственность, ответила отказом в связи с ограничением в обороте земель особо охраняемых природных территорий. Считает, что являясь лицом, имеющим льготы, установленные законодательством для инвалидов Отечественной войны, - имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность. Материальной возможности выкупить данный земельный участок он не имеет. Просит признать отказ администрации г. Пятигорска о предоставлении Малигон Г.В. земельного участка №, распложенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., (кадастровый номер № для строительства индивидуального жилого дома - незаконным; признать за ним право собственности на земельный участок №, распложенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., (кадастровый номер №), для строительства индивидуального жилого дома. В судебном заседании представитель ответчика - администрации г. Пятигорска Гальченко А.А. возражала против заявленных Малигон Г.В. исковых требований, просила в удовлетворении иска отказать, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ во исполнение представления прокурора г.Пятигорска, администрация города не принимает решений о предоставлении земельных участков в собственность в связи с ограничением в обороте земель особо охраняемых природных территорий. Земельный участок №, расположенный по адресу <адрес> находится в границах зоны особо охраняемых природных территорий и не может быть предоставлен в собственность. Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела и содержащиеся в них письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ могут быть обжалованы в суд решения, действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Согласно ст. 254 ГПК РФ в суде может быть оспорено решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если нарушены их права и свободы гражданина. Конституцией РФ /статьями 12,17,18/ провозглашены и гарантированы права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе и в области действия земельного законодательства. Конституцией РФ запрещается осуществление прав и свобод человека и гражданина в нарушении прав и свобод других лиц. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона. Статья 12 ГК РФ регулирует способы защиты гражданских прав, которые осуществляются путем, в том числе, признания недействительным акта государственного органа или местного самоуправления. Согласно представленным письменным доказательствам, постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка № из земель населённых пунктов для строительства индивидуального жилого дома в районе пересечения улиц <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. Постановлением главы г. Пятигорска от ДД.ММ.ГГГГ № истцу Малигон Г.В. из земель населённых пунктов в аренду предоставлен земельный участок №, в районе пересечения улиц <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, для строительства индивидуального жилого дома. Согласно договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Малигон Г.В. и МУ «Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска», истцу предоставлен в аренду из земель населенных пунктов сроком на <данные изъяты> лет земельный участок №, площадью <данные изъяты> кв.м, для строительства индивидуального жилого дома, с кадастровым номером № в районе пересечения улиц <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № индивидуальному жилому дому лит. «А» и земельному участку с кадастровым номером №, расположенным в районе пересечения улиц <адрес> в <адрес> присвоен адрес: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года Малигон Г.В. обратился в администрацию г. Пятигорска с заявлением о предоставлении ему указанного земельного участка в собственность. Руководителем администрации г. Пятигорска в письме от ДД.ММ.ГГГГ за № отказано Малигон Г.В. в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность в связи с тем, что земельный участок находится в границах зоны особо охраняемых природных территорий. Указанное решение органа местного самоуправления является законным и обоснованными по следующим основаниям. Согласно п. 4 ст. 94 ЗК РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Решением Думы г. Пятигорска от 19 октября 2005 года № 160-52ГД утверждены материалы по установлению границ земель особо охраняемых территорий и объектов с особым правовым режимом их использования в границах муниципального образования г. Пятигорск; утверждены Приложения к материалам проекта; выделены в пределах черты городских поселений зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение согласно Приложениям № 1 и № 2 к указанному решению Думы; утверждены границы отдельных территориальных зон, состоящих из земельных участков, имеющих природоохранное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное оздоровительное и иное ценное значение, расположенных в границах муниципального образования город-курорт Пятигорск, в соответствии с Приложениями № 1 и № 2. Согласно п. 6 указанного решения Думы г. Пятигорска признаны частично изъятыми из оборота (ограниченными в обороте) и не предоставляемыми в частную собственность физических и юридических лиц земельные участки, включенные в состав отдельных территориальных зон, состоящих из земельных участков, имеющих природоохранное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. В соответствии с Приложением № 2 к указанному решению Думы г. Пятигорска, земельный участок №, расположенный в районе пересечения <адрес> в <адрес> в <адрес> находится в границах зоны особо охраняемых природных территорий. Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Согласно п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В пункте 5 приведенной статьи к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков). Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных Федеральными законами. Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ (абз. 2) не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота. Согласно статье 96 ЗК РФ к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Действующее законодательство не предусматривает порядок предоставления в частную собственность земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий, в частности, на основании пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" на такие земельные участки приведенный Закон не распространяется. В соответствии с пунктом 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.95 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.95 Ш6-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом. В силу пункта 7 статьи 2 и пункта 4 статьи 31 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и статьей 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района). На основании пункта 4 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.01.06 №14 курорт -город Пятигорск, расположенный в Ставропольском крае, признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.85 г. № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае». Поскольку испрашиваемый земельный участок находится во второй зоне округа санитарной охраны города-курорта Пятигорск, он относится к числу особо охраняемых природных территорий и не подлежит приватизации. Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 Земельного кодекса Российской Федерации. Действующее законодательство не ставит отнесение земельного участка к категории особо охраняемых природных территорий в зависимость от того, включен ли земельный участок в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, осуществляемый на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 19.10.96 № 1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территории», имеет учетный (информационный) характер. В связи с тем, что действующее законодательство не предусматривает порядок предоставления в частную собственность земельных участков в составе земель особо охраняемых природных территорий, в частности, на основании пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" действия администрации г. Пятигорска, выраженные в отказе в предоставлении в собственность земельных участков, обоснованы на законе, соответствуют целям эколого-курортного региона. В связи с изложенным действия администрации г. Пятигорска, выраженные в отказе №-№ от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в собственность земельного участка, основаны на законе, соответствуют целям эколого-курортного региона, что подтверждается Постановлениями ФАС Северо-Кавказского округа от 21.06.2006г. (дело №Ф08-2785/2006),от 27.06.2006г. (дело №Ф08-2315/2006), от 23.08.2007г. (дело №Ф08-5220/2007), от 29.11.2006г. (дело №Ф08-5915/2006) от 09.01.2007г. (дело №008-6763/2006), от 25.04.2007г. (дело №Ф08-2064/2007), от 16.05.2007г. (дело №008-2664/2007), Определение ВАС РО от 03.10.2007г. №12719/07. Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что решение администрации г. Пятигорска об отказе Малигон Г.В. в предоставлении в собственность земельного участка № по <адрес> в <адрес> является законным и обоснованным, принятым в пределах полномочий органа местного самоуправления, в связи с чем исковое заявление Малигон Г.В. о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, признании права собственности на земельный участок удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: В удовлетворении искового заявления Малигон Г.В. к администрации г. Пятигорска о признании отказа в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, признании права собственности, отказать. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд. Судья Н.Н. Паков