Дело № 12-5/11
Р Е Ш Е Н И Е
03 февраля 2011 года Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Соловьяновой Г.А.
при секретаре Овдиенко О.Ю.
с участием правонарушителя Годула С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г. Пятигорска жалобу Годула Сергея Александровича по административному делу в отношении Годула Сергея Александровича в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.3.1 ст.12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением по делу об административном правонарушении о наложении штрафа № 26 ВС 141673 от 18 декабря 2010 года ИДПС ОГИБДД ОВД г. Пятигорска Кривулина В.В. Годула С.А. признан виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.3.1 ст. 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде наложения штрафа в размере пятьсот рублей.
Не соглашаясь с данным постановлением, Годула С.А. подана жалоба, в которой просит отменить постановление по делу об административном правонарушении о наложении штрафа № 26 ВС 141673 от 18 декабря 2010 года о привлечении его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст. 12.5 КоАП РФ и производство по делу в отношении него прекратить.
В судебном заседании Годула С.А. доводы жалобы поддержал, считает, что постановление ИДПС ОГИБДД ОВД г. Пятигорска от 18 декабря 2010 года незаконно. Суду показал, что 18 декабря 2010 года в 10 часов 00 минут управляя автомобилем BMW 320 IA, государственный регистрационный номер М 008 КН 26 RUS, двигался по неосвещенному участку дороги по переулку Пикетный в направлении от ул. Февральская в сторону ул. Ермолова. В районе дома № 2 по переулку Пикетный остановлен инспектором ДПС, который предложил предоставить документы для проверки. При проверке документов выяснилось, что стекла его автомашины не соответствуют нормативным требованиям. В оперативной автомашине инспектором ДПС ОГИБДД ОВД г. Пятигорска Кривулиным В.В. в отношении него составлено постановление об административном правонарушении по ч. 3.1. ст. 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях о наложении штрафа, а именно, несоответствие стекол автомашины BMW 320 IA, государственный регистрационный номер М 008 КН 26 RUS требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, копия которого им получена 18 декабря 2010 года. Протокол об административном правонарушении в отношении него не составлялся. Считает, что дополнительное покрытие на передних боковых стеклах его транспортного средства составляет 30 процентов, что соответствует техническому регламенту о безопасности транспортных средств.
Просит постановление № 26 ВС 141673 от 18 декабря 2010 года по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.
Допрошенный в судебном заседании свидетель, инспектор ИДПС ОГАИ г. Пятигорска, Кривулин В.В., суду показал, что 18 декабря 2010 года при несении службы им вынесено постановление по делу об административном правонарушении о наложении штрафа № 26 ВС 141673, которым Годула С.А. признан виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.3.1 ст. 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которого водитель управлял транспортным средством, при наличии условий, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства (на передних боковых стеклах нанесено дополнительное покрытие - черная пленка, ограничивающая обзорность с места водителя); замер производился прибором «Блик» № 248 (свидетельство о поверке от 30 июля 2010 года) и ему назначено наказание в виде наложения штрафа в размере пятьсот рублей. Данное постановление вынесено в соответствии с ч.1 ст. 28.6 КоАП РФ, без составления протокола, поскольку Годуло С.А. не оспаривал наличие события административного правонарушения, о чем свидетельствует его собственноручная подпись в постановлении.
Выслушав объяснения Годула С.А., показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает доводы жалобы Годула С.А. не обоснованными и удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.
Обеспечение прав и свобод лиц, привлекаемых к какой-либо ответственности, в том числе административной, является одной из задач производства по делу.
Из ст.1.6 КРФоАП следует, что главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом. В противном случае исключается возможность применить к лицу, привлекаемому к административной ответственности, одну из предусмотренных КРФоАП мер.
Ст.24.1 КРФоАП основными задачами производства по делам об административных правонарушениях ставит соблюдение законности, полное, своевременное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела.
Как усматривается из представленных суду доказательств, в отношении Годуло С.А. вынесеноПостановление по делу об административном правонарушении о наложении штрафа № 26 ВС 141673 от 18 декабря 2010 года ИДПС ОГИБДД ОВД г. Пятигорска Кривушина В.В., которым Годула С.А. признан виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.3.1 ст. 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушения, т.е. управление транспортным средством, при наличии условий, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства (на передних боковых стеклах нанесено дополнительное покрытие - черная пленка, ограничивающая обзорность с места водителя); замер производился прибором «Блик» № 248 (свидетельство о поверке от 30 июля 2010 года) с назначением наказания в виде штрафа в размере пятьсот рублей.
ФЗ РФ №249 - ФЗ «О внесений изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 09 ноября 2009 года внесены изменения в ст. 28.6 КоАП РФ, согласно ч. 1 которой: в случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафав порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.
Согласно ч.2 данной статьи в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее Закон № 196-ФЗ) осуществление безопасности дорожного движения государством осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Во исполнение указанной нормы федерального закона, в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720 утвержден «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» (далее - технический регламент).
Указанный технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
В соответствии пунктом 3.5.2. приложения N 5 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, светопропускание ветрового стекла, передних боковых стекол и стекол передних дверей (при наличии) должно составлять не менее 70 процентов.
Приложения № 7 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств определены требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации.
В соответствии с пунктом 7.2 приложения № 7 не допускается наличие на транспортном средстве дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла).
Пунктом 7.3. вышеуказанного приложения указывается, что в отношении светопропускания стекол, в том числе, покрытых прозрачными цветными пленками, применяются требования пункта 3.5.2 Приложения N 5 к техническому регламенту.
Статьей Закона № 196-ФЗ (Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств) определено, что техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
В соответствии с частью 6 Закона 196-ФЗ в ведении Российской Федерации находятся контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также создание федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (далее Указ № 711) утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с вышеуказанным Указом Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 11 Указа № 711 на Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности: а) осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования: з) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях;
В соответствии с требованием статьи 10 Федерального закона от 16 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» (далее Закон № 1026-1) в обязанность сотрудников милиции и соответственно инспекторов дорожно-патрульной службы входит предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявления обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принятия меры к устранению данных обстоятельств;
Во исполнение вышеуказанных обязанностей сотрудники милиции, а равно и инспектора дорожно-патрульной службы наделены правами, предусмотренными статьей 11 Закона 1026-1, а именно: - требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения (п.1 части 1 ст. 11); - составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях (п. 5 ч. 1 ст. 11); - запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения (п. 23 ч. 1 ст. 11).
Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 3.1. ст. 12.5. КоАП РФ.
Согласно п. 6 ч. 2 статьи 23.3 КоАП РФ, инспектор дорожно-патрульной службы является должностным лицом уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3.1. ст. 12.5. КоАП РФ, составлять протоколы об административном правонарушении и осуществлять производство по делам данной категории, так как рассмотрение дел об административных правонарушениях предусмотренных ч. 3.1. ст. 12.5. КоАП РФ, отнесено к его компетенции (сотрудник государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание).
В соответствии с требованием пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является «непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения».
Сотрудник дорожно-патрульной службы при надзоре за дорожным движением, установив факт управления транспортным средством с нанесенными на стекла покрытиями, ограничивающими обзорность с места водителя, обязан в соответствии с требованиями ст. 10 Закона № 1026-1 и статьи 28.1 КоАП РФ принять меры по пресечению административного правонарушения, возбуждению дела об административном правонарушении и привлечению правонарушителя к административной ответственности.
В соответствии с пунктами 47, 69 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009 № 185 (далее Административный регламент), при выявлении нарушения правил дорожного движения, совершенного участником дорожного движения, может быть осуществлена остановка транспортного средства, пешехода (пункты 63-81 Административного регламента) с целью пресечения этого нарушения и осуществления производства по делу об административном правонарушении. В соответствии с пунктом 69 Административного регламента, при обнаружении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Дальнейшие действия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном Административным регламентом в зависимости от обстоятельств совершения административного правонарушения.
В указании Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России № 13/9-589 от 27.09.2010 также даны разъяснения о том, что возбуждение дела по ч. 3.1 ч. 2 ст.23.3 КоАП РФ).
Содержание примечания к абзацу 6 п. 82 Административного регламента не противоречит указанным нормам КоАП РФ, так как только уточняют полномочия Государственных инспекторов безопасности дорожного движения, не ограничивая полномочия сотрудников ДПС по проверке технического состояния транспортных средств (при условии выполнения п. 46 Административного регламента).
Учитывая доводы Годуло С.А. о том, что инспектор ДПС ОГИБДД по г.Пятигорску Кривулин В.В. не имеет права проверять светопропускание стекол транспортного средства на предмет соответствия требованиям Технического регламента является необоснованным.
Вышеуказанными законодательными и нормативными актами предусмотрен следующий порядок действий сотрудников дорожно-патрульной службы при выявлении признаков административного правонарушения, предусмотренного частью ч. 3.1. ст. 12.5. КоАП РФ: - остановка транспортного средства с визуально обнаруженными техническими неисправностями или условиями, при которых их эксплуатация запрещена; - проверка документов на право управления и владения транспортным средством; - с помощью технических средств или специальных технических средств, а также свидетелей правонарушения сбор доказательств по делу об административном правонарушении; - составление протокола об административном правонарушении или (и) вынесении постановления по делу об административном правонарушении.
При этом указание, какое подразделение ГИБДД использует техническое средство в основной деятельности, не может служить основанием признания незаконным применения данного технического средства сотрудником Госавтоинспекции в данном случае сотрудником дорожно-патрульной службы при производстве по делам об административных правонарушениях. Сотрудник дорожно-патрульной службы правомочен возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ и собирать доказательства с применением всех предусмотренных законом способами, в том числе и применения технических средств допущенных к применению в органах Госавтоинспекции в не зависимости от основного направления применения технического средства.
Проверка светопропускания стекол является одной из разновидности такой административной процедуры, как «проверка идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя транспортного средства, документов, государственных регистрационных знаков, технического состояния транспортного средства» указанного в перечне административных процедур, изложенных в пункте 31 Административного регламента.
В соответствии с абзацем 6 пункта 82 Административного регламента основаниями для проверки технического состояния транспортного средства являются установленные визуально признаки административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.23, 12.5 Кодекса, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий.
Проверка технического состояния транспортного средства в рамках дела об административном правонарушении может осуществляться любым сотрудником Госавтоинспекции в том числе и сотрудником дорожно-патрульной службы, в компетенции которого возбуждение дела об административном правонарушении, при визуальном выявлении признаков административного правонарушения, в данном случае нанесение на стекла транспортного средства покрытий ухудшающих обзорность с места водителя, не зависимо от места выявления правонарушения.
Данные полномочия закреплены также статьей 26.8 КоАП РФ предусматривающих при сборе доказательств по делу об административных правонарушениях применение специальных технических средств.
При этом осуществляется проверка технического состоянии транспортного средства только в пределах фиксации выявленного правонарушения, а не полная проверка технического состояния транспортного средства.
Требования об обязательной проверке транспортного средства только на стационарных постах и только государственными инспекторами технического надзора Госавтоинспекции, установленные приказом МВД РФ от 07.12.2000 № 1240, относится к проведению специальных мероприятий в сфере безопасности дорожного движения. В этом случае проводится проверка всех транспортных средств попадающих по задачи специальных мероприятий, а также при проведении регистрационных действий или проведения государственного технического осмотра, при этом осуществляется полная проверка технического состояния транспортного средства в соответствии с пункта 14 данного приказа.
При применении специальных технических средств по проверке светопропускания стекла должны соблюдается требования методики проведения проверки, изложенной в инструкции применяемого технического средства.
Согласно инструкции по эксплуатации измерителя Светового коэффициента пропускания спектрально неселективных стекол «Блик», данный прибор предназначен для оперативного измерения величины светового коэффициента пропускания спектрально неселективных стекол наземного транспорта. Измеритель может быть использован также для измерения светового коэффициента пропускания и других материалов (оптических, полимерных, жидких). Измеритель предназначен для работы в лабораторных и полевых условиях при температуре окружающего воздуха от минус 10С до плюс 40С, влажности не более 80% при температуре не более 20С.
С учетом собранных по делу доказательств, суд считает постановление по делу об административном правонарушении о наложении штрафа № 26 ВС 141673 от 18 декабря 2010 года ИДПС ОГИБДД ОВД г. Пятигорска Кривулина В.В. о признании Годула С.А. виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч.3.1 ст. 12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении наказания в виде наложения штрафа в размере пятьсот рублей, законным и основанным на законе, поскольку факт совершения Годула С.А. административного правонарушения нашел свое подтверждение. К показаниям Годуло С.А. в части того, что дополнительное покрытие на передних боковых стеклах его транспортного средства составляет 30 процентов, суд относится критически, поскольку доказательств данному обстоятельству им не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.4 - 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу об административном правонарушении о наложении штрафа № 26 ВС 141673 от 18 декабря 2010 года, которым Годула Сергей Александрович признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.3.1 ст. 12.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере пятисот рублей, оставить без изменения, а жалобу Годула Сергея Александровича - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней.
Судья: Г.А. Соловьянова