дело № 12-149/11 РЕШЕНИЕ 21 августа 2011 года г. Пятигорск Судья Пятигорского городского суда Ставропольского края Паков Н.Н., при секретаре Чернобай Е.С., с участием помощника прокурора города Пятигорска Арушанова А.Г., рассмотрев в помещении Пятигорского городского суда протест прокурора г. Пятигорска на постановление по делу об административном правонарушении в отношении Ильина Сергея Викторовича предусмотренном ч. 2 ст. 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,- установил: Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города-курорта Пятигорска от 27.07.2011 № 0208, Ильин С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 02.06.2011 примерно в 17 часов 30 минут, находясь в районе дома № 38 ул. Лопатина г. Пятигорска, путем уговоров вовлек в распитие пива несовершеннолетнего Назина А.В., 07.05.1997 года рождения. Находя привлечение к административной ответственности Ильина С.В. незаконным, прокурор города обратился в Пятигорский городской суд с протестом по делу об административном правонарушении в отношении Ильина С.В. на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города-курорта Пятигорска от 27.07.2011 № 0208. Помощник прокурора г.Пятигорска Арушанов А.Г. полностью поддержал доводы принесенного протеста и пояснил, что проверкой соблюдения закона при привлечении правонарушителей к административной ответственности выявлено, что постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города-курорта Пятигорска от 27.07.2011 № 0208, Ильин С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в том, что 02.06.2011г. примерно в 17 часов 30 минут, находясь в районе дома № 38 ул. Лопатина г. Пятигорска, путем уговоров вовлек в распитие пива несовершеннолетнего Назина А.В., 07.05.1997 года рождения. Указанное решение считает, подлежит отмене, поскольку при производстве по делу административным органом допущены существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Административным органом не дана оценка тем обстоятельствам, что протокол в отношении несовершеннолетнего лица был составлен в нарушение указанных норм закона в отсутствие его законных представителей, что, безусловно, повлекло нарушение конституционных прав Ильина С.В. на защиту. Выслушав помощника прокурора Арушанова А.Г., исследовав материалы дела, суд находит доводы протеста прокурора г.Пятигорска обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В силу пункта 2 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении. Согласно ст. 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении направляется в орган, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола об административном правонарушении. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении согласно ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разрешаются вопросы, в том числе, о вызове лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы. При рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Указанный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание административным органом условий, необходимых для реализации конституционного права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности. В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении его о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Исходя из указанных положений закона праву лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, участвовать в рассмотрении дела и присутствовать в заседании корреспондирует обязанность административного органа предоставить указанному лицу такую возможность. Как следует из материалов дела об административном правонарушении установлено, что указанные нормы закона административным органом не были исполнены в полном объеме, что повлекло нарушение конституционных прав лица, привлеченного к административной ответственности. Так, 02.06.2011г. инспектором ОДН ОВД по г. Пятигорску Онищенко В.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ильина С.В. 29.06.2011г. Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав города-курорта Пятигорска вынесено определение о вызове Ильина С.В. на заседание 13.07.2011г. для рассмотрения протокола об административном правонарушении без указания на место и время его рассмотрения. Имеющиеся в материалах дела определение и квитанция отделения почтовой связи от 01.07.2011г. не свидетельствуют о надлежащем уведомлении Ильина С.В. о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку не подтверждают вручение ему почтового отправления с вложением соответствующего уведомления. 25.07.2011г. должностным лицом органа внутренних дел, исполняющим определение административного органа о приводе лица, участие которого признано обязательным, предложено Ильину С.В. написать заявление о рассмотрении «поведения его несовершеннолетнего ребенка» на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города-курорта Пятигорска в их отсутствие. При этом, из объяснений Ильина С.В., полученных в ходе проверки в прокуратуре города, установлено, что в представленном ему на подписание заявлении отсутствовала информация о времени и месте заседания; полагая, что рассмотрение его поведения по отношению к несовершеннолетнему ребенку не повлечет каких-либо последствий, в том числе административно-правовых, Ильин С.В. подписал указанное заявление. Объяснения Ильина С.В. объективно подтверждаются текстом заявления, имеющегося в материалах дела об административном правонарушении, являются логичными и последовательными. На основании представленного в материалы дела заявления Ильина С.В. о рассмотрении дела в его отсутствие, административный орган рассмотрел протокол об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении. При этом, какие-либо иные данные о надлежащем извещении Ильина С.В. о дате, времени и месте рассмотрения дела отсутствуют. Согласно ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Согласно правовой позиции п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия физического лица по вовлечению несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ путем склонения несовершеннолетнего к употреблению таких напитков или веществ, выраженном, например, в уговорах, обещании каких-либо выгод, обмане, угрозах и т.п. Вместе с тем, постановлением административного органа не установлено, а в материалах дела (протоколе об административном правонарушении, объяснениях Ильина С.В., объяснениях Назина А.В.) отсутствует, описание способа вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий: какими именно действиями Ильин С.В. склонил несовершеннолетнего к употреблению спиртных напитков, в чем выражались уговоры и каким образом они были восприняты несовершеннолетним. Кроме того, в описательной части постановления административного органа указано, что Ильин С.В. вовлекал несовершеннолетнего в распитие пива, тогда как из материалов дела следует, что Ильин С.В. вовлек Назина А.В. в распитие алкогольного напитка «Джин-тоник». Описанное административным органом деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, тогда как действия Ильина А.В. в резолютивной части постановления квалифицированны по ч. 2 ст. 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Допущенные процессуальные нарушения являются существенными, возможность их устранения отсутствует, в том числе и в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, предусмотренных ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. решил: Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города-курорта Пятигорска от 27.07.2011г. № 0208 о привлечении к административной ответственности в отношении Ильина Сергея Викторовича, предусмотренном ч. 2 ст. 6.э10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить. Производство по делу об административном правонарушении в отношении Ильина Сергея Викторовича, предусмотренном ч. 2 ст. 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях -прекратить. Судья Н.Н.Паков В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Порядок привлечения к административной ответственности, установленный Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обязательным для всех органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, суд находит доводы протеста прокурора обоснованными, а постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города-курорта Пятигорска от 27.07.2011г. № 0208 в отношении Ильина С.В.- незаконным, и считает возможным протест прокурора города Пятигорска удовлетворить, а постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города-курорта Пятигорска от 27.07.2011г. № 0208 отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Ильина С.В. подлежащим прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,-