2-5114/2010 ~ М-4480/2010



Дело №2-5114/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

“30” ноября 2010 года Петроградский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего Ковалева С.Н.,

при секретаре Зуевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Михайлова И.Ю. об оспаривании решения государственного органа,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 21.09.2010 об отказе в государственной регистрации сделки и перехода права собственности на основании договора дарения от 06.08.2010 в отношении квартиры по адресу ***, обязать Управление Росреестра по Санкт-Петербургу зарегистрировать указанный договор и право собственности заявителя на указанную квартиру.

В обоснование данных требований заявитель указал, что 06.08.2010 заключил договор дарения с М., в соответствии с которым М. подарила ему квартиру по адресу ***, 07.08.2010 представил в УФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области документы для государственной регистрации указанной сделки и перехода права собственности, однако в соответствии с письмом *** отдела Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от 21.09.2010 в регистрации заявителю было отказано в связи с тем, что 18.08.2010 М. скончалась.

В судебном заседании заявитель отсутствовал, о судебном разбирательстве был извещен в предыдущем судебном заседании, сведений о причинах своей неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил, в связи с чем суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Управления Росреестра по Санкт-Петербургу, привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица, высказалась против удовлетворения заявления, представила отзыв на заявление, пояснив, что со смертью дарителя её правоспособность прекратилась, в связи с чем основания для государственной регистрации отсутствовали.

Выслушав представителя заинтересованного лица, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.

Из материалов дела видно, что 07.08.2010 заявитель и представитель М. обратились в УФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлениями о государственной регистрации договора дарения и перехода права собственности к заявителю.

18.08.2010 М. умерла (л.д.12).

В письме от 21.09.2010 государственный регистратор Санкт-Петербурга и Ленинградской области С., ссылаясь на то, что М. скончалась 18.08.2010, отказала в регистрации сделки и перехода права собственности (л.д.6,7).

В силу п.3 ст.574, ст.ст.164,131 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, из чего следует, что государственная регистрация является стадией заключения такого договора, а при отсутствии государственной регистрации он не может считаться заключенным.

В соответствии с п.3 ст.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

Пунктом 1 ст.16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления сторон договора.

Так как при жизни дарителя М. договор дарения принадлежавшей ей квартиры не был зарегистрирован, то после её смерти, прекратившей её правоспособность (ст.17 ГК РФ), он не мог быть заключен, а потому у регистрирующего органа отсутствовали основания для его регистрации в силу абзаца четвертого п.1 ст.20 указанного федерального закона.

В данном случае факт подачи представителем М. заявления о регистрации еще при жизни М. не имеет правового значения, так как из содержания приведенных выше норм следует, что на дату государственной регистрации обе стороны подлежащего регистрации договора должны обладать правоспособностью; в ином случае государственная регистрация перехода права собственности от М. к заявителю была бы осуществлена в отношении несуществующего физического лица, что противоречит понятию государственной регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним как юридическому акту признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество (ст.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Михайлову И.Ю. в заявленных требованиях отказать.

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Санкт-Петербургский городской суд через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.