2-4213/2010 ~ М-2730/2010



Дело 2-4213/1024 ноября 2010 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Петроградский районный суд Санкт-Петербурга

в составе председательствующего судьи Медведевой Е.В.

при секретаре Боргиловой Е.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Игнатьева А.Н. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №15 по Санкт-Петербургу о признании факта принятия наследства и права собственности на акции,

УСТАНОВИЛ:

В суд поступило указанное исковое заявление Игнатьева А.Н., в котором он просит установить факт принятия им наследства после смерти И., признать за ним право собственности на *** штук акций АО «***» номинальной стоимостью *** рублей каждая и *** штук акций ОАО «***» номинальной стоимостью *** рублей каждая.

Свои требования истец обосновал тем, что 24 августа 2000 года умерла его мать И., проживавшая в г. ***. К наследству по закону были призваны он и его брат, И2, который в последствии умер 05 мая 2005 года. Истец получил свидетельство о праве на наследования на недвижимое имущество. Однако спустя длительное время обнаружил, что в депозитарном центре «***» хранятся ценные бумаги, зарегистрированные на имя его отца, И3, которые после его смерти 28 ноября 1994 года приняли в наследство он, его брат и мать. Также он обнаружил, что его брат и мать получили на указанные ценные бумаги свидетельство о праве наследования. Таким образом, он фактически принял наследство, но не оформил свои права на ценные бумаги, так как не знал об их существовании.

В судебном заседании Игнатьев А.Н. свои требования поддержал.

Представитель МИФНС России №15 по Санкт-Петербургу, будучи надлежаще извещенным о месте и времени слушания дела в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, представив письменный отзыв.

Третьи лица, также извещенные о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились. При этом нотариус М. просил в письменном ходатайстве, направленном в суд, рассмотреть дело в его отсутствии.

С учетом изложенного, суд определил рассмотреть дело в отсутствии ответчиков и третьих лиц.

Заслушав мнение истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 года, Приказом МНС России «О структуре Управления МЫС России по Санкт-Петербургу» №САЭ-3-15/46 от 12.11.2004 года и Положением о Межрайонной инспекции ФНС России №15 по Санкт-Петербургу, утверждённым Управлением ФНС России по Санкт-Петербургу от 22.03.2007 года, Межрайонная инспекция ФНС России №15 по Санкт-Петербургу является уполномоченным территориальным органом (Единым регистрационным центром), осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц при создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств и государственную регистрацию при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также осуществляет ведение Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на территории Санкт-Петербурга.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Постановления Правительства от 19.06.2002 года № 439, Межрайонная инспекция ФНС России №15 по Санкт-Петербургу вносит изменения в состав участников только хозяйственных товариществ, обществ с ограниченной ответственностью или дополнительной ответственностью, жилищных накопительных кооперативов.

Таким образом, в Единый государственный реестр юридических лиц не вносятся сведения об изменениях состава акционеров акционерных обществ. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц не содержит сведений об акционерах общества.

Истцом по делу №2-4213/2010 в заявлении к регистрирующему органу не указано, какие права и свободы Игнатьева А.Н. нарушены решениями, действиям (бездействием) Межрайонной инспекции ФНС России №15 по Санкт-Петербургу, какие созданы препятствия (решением, действием (бездействием) Межрайонной инспекции ФНС России №15 по Санкт-Петербургу) к осуществлению Игнатьевым А.Н. его прав и свобод, какая на Игнатьева А.Н. незаконно возложена обязанность (незаконно привлечен к ответственности) решением, действием (бездействием) Межрайонной инспекции ФНС России № 15 по Санкт-Петербургу.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, а также п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Заявление по делу № *** не содержит ссылок на нормы действующего законодательства Российской Федерации, которые, по мнению истца, нарушены регистрирующим органом при осуществлении государственной регистрации.

В настоящее время функции по принятию в установленном порядке выморочного имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 возложены на Росимущество.

В то же время функция, связанная с учетом, оценкой и реализацией имущества, перешедшего по праву наследования к государству, Указом Президента Российской Федерации от 31.12.1991 N 340 закреплена за налоговыми органами.

Таким образом, функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены и на ФНС России, и на Росимущество.

При осуществлении работы с выморочным имуществом налоговые органы должны руководствоваться Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 29.06.1984 N 683 (далее - Положение) и Инструкцией Минфина СССР от 19.12.1984 N 185 "О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов" (далее - Инструкция).

В пункте 5 Инструкции предусмотрено, что документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства.

Таким образом, свидетельство о праве государства на наследство (в том числе на выморочное имущество в виде акций (долей, паев)) в установленном порядке получают налоговые органы.

Учитывая, что принятие в установленном порядке выморочного имущества Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 возложено на Росимущество, после получения свидетельства о праве государства на наследство налоговые органы передают данное имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу.

Полномочия в отношении выморочного имущества налоговыми органами осуществляются после призвания Российской Федерации в лице налоговых органов к наследованию этого имущества.

Обязанность по выявлению выморочного имущества (в том числе проведение каких-либо проверок) законодательством Российской Федерации на налоговые органы не возложена.

Согласно п.8.1. Регламента федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом ФНС России от 15 февраля 2007 г. N САЭ-3-18/622, территориальные налоговые органы образуются для осуществления полномочий ФНС России на определенной территории в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещений территориальных налоговых органов.

В соответствии со сведениями филиала «***» ЗАО «***» по состоянию на 13.10.2010г. И и И3, зарегистрированные в г. ***, являются каждый владельцами *** штук обыкновенных акций ОАО «***» (предыдущее название АОО «***», ООО «***», ОАО «***»). Местонахождение эмитента: *** область. Данные ценные бумаги учтен на лицевых счетах филиала в г. ***.

Согласно справке о наличии ценных бумаг ОАО «***» на 24.09.2010 г. И3 является владельцем *** штук обыкновенных акций ОАО «***», зарегистрированного в г. ***, данные ценные бумаги имеются в наличии на лицевом счету, т.е. учтены в г. ***.

Полномочия МИФНС России №15 по Санкт-Петербургу не распространяются на территорию г. *** и г. ***, где были зарегистрированы владельцы ценных бумаг, их эмитенты и учтены сами ценные бумаги.

В связи с вышеизложенным МИФНС России №15 по Санкт-Петербургу не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. От замены ответчика в порядке ст.41 ГПК РФ истец отказался.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Игнатьева А.Н. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №15 Санкт-Петербургу о признании факта принятия наследства и права собственности на акции – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.