2-1250/2011 (2-5974/2010;) ~ М-5471/2010



Дело № 2-1250/1123 мая 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Петроградский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи

Галкиной Е.С.

с участием прокурора

Батовой О.А.

с участием адвоката

Фомичева И.К.

при секретаре

Лещевой К.М.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора Санкт – Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «СУПЕРТЕЛ» об обязании устранить нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства,-

УСТАНОВИЛ:

Природоохранный прокурор Санкт – Петербурга в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику указав, что Природоохранной прокуратурой Санкт – Петербурга в порядке надзора проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства. Проверкой выявлены нарушения вышеуказанного законодательства в деятельности ответчика, а именно ответчик осуществляет сброс сточных вод в реку Большая Нева через прямой выпуск № 1, расположенный по адресу: *** без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом – решения органа исполнительной власти субъекта РФ о предоставлении водного объекта, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ в целях сброса сточных вод; сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод (производственных, бытовых, поверхностных) в реку Большая Невка осуществляется ответчиком без очистки, с превышением нормативов предельно допустимых концентрации загрязняющих веществ на выпуске сточных вод, установленных МТУ Ростехнадзора по СЗФО разрешением на сброс загрязняющих веществ № *** от 12.06.2007г, а именно: БПК, ХПК, взвешенные вещества, сухой остаток, аммоний, нитриты, нитраты, азот общий, АПАВ, нефтепродукты, фенолы, железо общее, марганец от 2 до 20 раз.

На основании вышеизложенного, Природоохранный прокурор просил запретить ОАО «СУПЕРТЕЛ», расположенному по адресу: *** в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу осуществлять сброс сточных вод в реку Большая Нева через прямой выпуск № 1, расположенный по адресу: *** в отсутствие документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами - решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также без очистки, с превышением нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на выпуске сточных вод, взыскать с ответчика в доход государства государственную пошлину в размере *** руб.

Истец в судебное заседание явился, исковые требования подержал в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «СУПЕРТЕЛ» по доверенности Фомичев И.К., он же адвокат по ордеру в судебное заседание явился, исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска.

Представители 3-х лиц ГУП «Водоконал Санкт – Петербурга» по доверенности Будницкий Д.М., Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности по доверенности Чайка Е.С. в судебное заседание явились, исковые требования истца поддержали в полном объеме, однако просили предоставить ответчику более 30 дней для выполнения требований законодательства.

3-е Невско – Ладожское бассейновое водное управление, в судебное заседание не явился, извещалось о времени и месте слушания дела надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, и отзыв на иск. Суд, руководствуясь правилами ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие указанного 3-го лица.

Выслушав Прокурора, представителей 3-х лиц по доверенности Чайку Е.С., Будницкого Д.М., поддержавших исковые требования по основанию иска, представителя ответчика Фомичева И.К не признавшего исковые требования и просившего в иске отказать, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что Природоохранной прокуратурой Санкт – Петербурга в порядке надзора проведена проверка соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства. Проверкой установлено, что ответчик имеет собственный выпуск № 1 неочищенных сточных вод (производственных, бытовых, поверхностных) в реку Большая Невка, расположенный по адресу: ***, осуществляет сброс сточных вод к реку Большая Невка через прямой выпуск №1 без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом - решения органа исполнительной власти субъекта РФ о предоставлении водного объекта, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ в целях сброса сточных вод; сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод (производственных, бытовых, поверхностных) в реку Большая Невка осуществляет ответчик без очистки, с превышением нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на выпуске сточных вод, установленных МТУ Ростехнадзора по СЗФО разрешением на сброс загрязняющих веществ № *** от 12.06.2007г., а именно БПК, ХПК, взвешенные вещества, сухой остаток, аммоний, нитриты, нитраты, азот общий, АПАВ, нефтепродукты, фенолы, железо общее, марганец от 2 до 20 раз.

Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались, доказательств обратного суду не представлено.

Согласно ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ст. 22 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 23 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В соответствии со ст. 34 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст. 9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ определено, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

На основании п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Факты нарушений ответчиком вышеуказанного законодательства подтверждаются имеющими в материалах дела актами проверки № *** от 06.05.2010г., № *** от 19.11.2010, протоколом об административном правонарушении № ***, № *** от 11.05.2010, постановлениями о назначении административного наказания № *** и № *** от 20.05.2010 года (л.д.17-40), а потому требования Природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

Каких-либо решений о предоставлении водного объекта переданное в пользование ответчика, последним суду не представлено.

Вместе с тем, исходя из пояснений Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, суд считает необходимым предоставить ответчику более длительный срок для выполнения требований вышеуказанного законодательства по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» срок принятия решения о предоставлении права пользования водным объектом составляет не более 30 календарных дней с момента регистрации заявления и прилагаемых к нему документов.

Как пояснила представитель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Чайка Е.С., после оформления решения о предоставлении водного объекта в пользование в соответствии с постановления Правительства РФ от 28.04.2007г. № 253 «О порядке ведения государственного водного реестра»:

– Комитет в течение пяти рабочих дней направляет решение о предоставлении в пользование водного объекта в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов для регистрации в государственном водном реестре:

– территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов в течение 10 рабочих дней осуществляет регистрацию решения о предоставлении в пользование водного объекта;

– после регистрации территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов решение о предоставлении водного объекта в пользование в течение 2 рабочих дней (с даты осуществления регистрации) возвращается в Комитет;

– комитет в течение 2 рабочих дней (с даты поступления документов из территориального органа Федерального агентства водных ресурсов) направляет зарегистрированное в установленном порядке решение о предоставлении водного объекта в пользование заявителю.

При таких обстоятельствах суд полает возможным частично удовлетворить исковые требования истца, установить ответчику срок запрета сброса сточных вод с 01.09.2011 года.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 руб.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга - удовлетворить частично.

Запретить ОАО «СУПЕРТЕЛ», расположенному по адресу: *** с 01.09.2011 года осуществлять сброс сточных вод в реку Большая Невка через прямой выпуск № 1, расположенный по адресу: *** в отсутствие документов, на основании которых возникает право пользования водными объектами – решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также без очистки, с превышением нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на выпуске сточных вод.

Взыскать ОАО «СУПЕРТЕЛ» в доход государства государственную пошлину в размере *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Петроградский районный суд Санкт – Петербурга в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы.