Дело 2-1363/11 | 16 июня 2011 года |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петроградский районный суд Санкт-Петербурга
в составе председательствующего судьи Медведевой Е.В.
при секретаре Боргиловой Е.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хохлова Я.Б. к Благотворительному фонду «Спортивный клуб «Серебряные Львы» о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, морального вреда и расходов,
УСТАНОВИЛ:
В суд поступило указанное исковое заявление, в котором Хохлов Я.Б. просит обязать ответчика выплатить ему заработную плату в сумме – 69 975 рублей, денежную компенсацию (проценты за нарушение срока выплаты) в сумме 686 рублей 68 копеек, денежную компенсацию за моральный ущерб, причиненный в результате бездействия ответчика при не выплате заработной платы в сумме 50 000 рублей, денежную компенсацию за расходы на оказание юридической помощи в размере 23 500 рублей.
Свои требования истец обосновал тем, что он работает в Благотворительном фонде «Спортивный клуб «Серебряные Львы» (далее - Клуб) согласно Контракту профессионального хоккеиста Континентальной хоккейной лиги № 010 с 01 сентября 2010 года в качестве хоккеиста-защитника. Клуб не выплатил ему заработную плату за октябрь (частично), ноябрь, декабрь 2010 года, январь, февраль, март, апрель 2011 года. Несмотря на травму, полученную во время работы, он являлся в Клуб каждый день, однако работодатель чинил ему препятствия в выполнении трудовой функции. В нарушение раздела 8 Контракта ему не оказывалось лечение, в нарушение ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы его не извещали в письменной форме о составных частях заработной платы, причитающейся за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате, производились необоснованные удержания. В связи с этим 19.11.2010 года он обратился с заявлением к председателю профсоюза игроков КХЛ. 06 декабря 2010 года, письменно уведомив Клуб, он приостановил работу согласно ст. 142 ТК РФ.
В результате задержки зарплаты он полностью лишен средств к существованию, так как по Контракту не может играть в других клубах, отсутствуют деньги на оплату жилья и покупку продуктов, отсутствуют деньги на лечение, которое не произведено Клубом. Ему нанесен огромный моральный ущерб, он был вынужден обращаться к родственникам и знакомым за помощью, уже несколько месяцев брать деньги в долг.
В дальнейшем истец в порядке ст.39 ГПК РФ увеличил свои требования и просил обязать ответчика выплатить ему заработную плату в сумме 147 250 рублей, денежную компенсацию (проценты за нарушение срока выплаты) в сумме 4 182 рублей 58 копеек, денежную компенсацию за моральный ущерб, причиненный в результате бездействия ответчика при не выплате заработной платы в сумме 70 000 рублей, денежную компенсацию за расходы на оказание юридической помощи в размере 23 500 рублей.
Истец, будучи надлежаще извещенным о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, направив в суд своего представителя, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в его отсутствии.
Заслушав представителя истца, поддержавшего исковые требования, представителя ответчика, поддержавшего доводы письменного отзыва, просившего уменьшить размер взыскания в части компенсации и возражавшего против удовлетворения остальных требований истца, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ч.2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что 01 сентября 2010 года между истцом и ответчиком заключен Контракт профессионального хоккеиста Континентальной хоккейной лиги № 010 (далее - Контракт). Истец был принят на работу в качестве хоккеиста-защитника для подготовки и участия в спортивных соревнованиях по хоккею, организуемых и проводимых в рамках чемпионата молодежной хоккейной лиги - открытого чемпионата России по хоккею среди молодежных команд сезона 2010-2011 годов, а также участия в иных спортивных соревнованиях - товарищеских, турнирных хоккейных матчах, в том числе международных. Также был издан соответствующий приказ о приеме работника на работу от 01.09.2010 года. Контрактом предусмотрена заработная плата за сезон 2010-2011 гг. (01 сентября 2010 г - 30 апреля 2011 г.) в размере 200 000 рублей, ежемесячная заработная плата составляет 25 000 рублей. В силу п.4.2 Контракта заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением. В соответствии с правилами внутреннего распорядка заработная плата выплачивалась в виде аванса 25 числа текущего месяца и в виде заработной платы 08 числа следующего месяца.
Согласно п.п.6.1, 6.5 Контракт прекращается по основаниям, в том числе расторгается в случаях предусмотренных Трудовым кодексом РФ с учётом особенностей, предусмотренных законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». При досрочном расторжении контракта по инициативе Клуба хоккеисту выплачивается заработная плата за фактически проработанное время и выходные пособие.
Выплата заработной платы истцу в октябре-ноябре 2010 года была задержана, расчёт в размере 5 750 рублей произведен 11 мая 2011 года.
19 ноября 2010 года истец обратился профсоюза с заявлением, в котором сообщал о задержке выплаты ему заработной платы.
06 декабря 2010 года истец подал ответчику заявление, датированное 05 декабря 2010 года, о приостановлении работы по Контракту на основании ст.142 ТК РФ в связи с задержкой выплаты заработной платы до полной выплаты заработной платы.
Согласно позиции ответчика с 01 ноября по 05 декабря 2010 года заработная плата истцу не начислялась и не выплачивалась в связи с отсутствием на рабочем месте, а с 06 декабря 2010 года в связи с приостановлением работы на основании заявления.
Приказом от 30 апреля 2011 года №17К истец был уволен по основанию истечения срока трудового договора.
В силу положений ст. 56 ТК РФ и ст. 22 ТК РФ выплата в полном объеме причитающейся работнику заработной платы в сроки, установленные Трудовым кодексом РФ, трудовым договором, является обязанностью работодателя.
Согласно ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Согласно ст.142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Не допускается приостановление работы:
В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.
Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.
Ответчик не оспаривает, что на момент приостановления истцом работы 06 декабря 2010 года перед ним имелась задолженность по заработной плате сроком более 15 дней.
При этом суд полагает несостоятельным довод ответчика о том, что выплата заработной платы не осуществлялась и была приостановлена, поскольку истец не появлялся на рабочем месте, не выполнял свою трудовую функцию. Законодательством не предусмотрена возможность приостановления выплаты заработной платы по таким основаниям.
Согласно ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе отсутствие на рабочем месте (прогул), работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
Дисциплинарные взыскания к истцу не применялись, уволен он был в связи с истечением срока контракта 30 апреля 2011 года. Образовавшая с 2010 года задолженность, в связи с которой истец приостановил работу на основании ст.142 ТК РФ, была выплачена только 11 мая 2011 года.
Таким образом основания для приостановления выплаты заработной платы истцу у ответчика не имелось, в тоже время истец в силу поданного им 06 декабря 2010 года заявления имел право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.
В связи с вышеизложенным суд считает обоснованным требование истца о выплате ему заработной платы за весь период действия срочного трудового договора, то есть с учётом произведенных выплат в размере 141 500 рублей в соответствии с представленным истцом расчётом, который суд находит правильным.
При этом основания для вычета штрафных дисциплинарных санкций, примененных к ответчику Молодежной хоккейной лигой за ненадлежащее поведение истца во время спортивных соревнований суд не находит в силу положений ст.248 ТК РФ, согласно которым взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом. Ответчиком не представлено отвечающих требованиям ст.ст.59, 60 ГПК РФ доказательств, что такое распоряжение в месячный срок с момента причинения ущерба (наложение на Клуб штрафов) было издано, в суд с исковым требованием о взыскании ответчик не обращался.
Также не находит суд основания для вычета взносов в профсоюз, так как данные отчисления носят добровольный характер и не связаны с обязанностью работодателя по выплате заработной платы.
Согласно ст.236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Суд находит правильным представленный истцом расчет компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере 5 075 рублей 90 копеек и подлежащим взысканию с ответчика.
В силу положений ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. N 2 (в ред. от 28.12.2006 г.) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя... Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашло подтверждение нарушение работодателем прав работника на своевременное получение причитающейся заработной платы, суд приходит к выводу о наличии у истца права на взыскание компенсации морального вреда, причиненного вышеназванными действиями (бездействием) работодателя.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание фактических обстоятельств дела, тяжести допущенных ответчиком нарушений трудового законодательства, срока, в течение которого нарушения имели место, требований разумности и справедливости и проходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда не могут быть приняты во внимание. Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в случае нарушения имущественных прав работника, право на возмещение морального вреда работник имеет во всех случаях нарушения его трудовых прав, сопровождающихся нравственными или физическими страданиями, в том числе при задержке выплаты заработной платы. Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по выплате полагающейся работнику заработной платы влечет для работника отрицательные последствия в виде денежных затруднений, нравственных переживаний.
Вместе с тем суд полагает необходимым отказать истцу во взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя, так как истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что такие расходы им были понесены.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 4331 рублей 52 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хохлова Я.Б. удовлетворить частично.
Взыскать с Благотворительного фонда «Спортивный клуб «Серебряные Львы» в пользу Хохлова Я.Б. задолженность по выплате заработной платы в размере 141 500 (ста сорока одной тысячи пятисот) рублей
Взыскать с Благотворительного фонда «Спортивный клуб «Серебряные Львы» в пользу Хохлова Я.Б. денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 5 075 (пяти тысяч семидесяти пяти) рублей 90 копеек.
Взыскать с Благотворительного фонда «Спортивный клуб «Серебряные Львы» в пользу Хохлова Я.Б. компенсацию морального вреда в размере 5000 (пяти тысяч) рублей
Взыскать с Благотворительного фонда «Спортивный клуб «Серебряные Львы» государственную пошлину в размере рублей 4331 (четыре тысячи триста тридцать один) рубль 52 копейки в доход государства.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.