Дело № 2-3156/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербурга | 31 октября 2011 года |
Петроградский районный суд Санкт-Петербурга,
в составе: председательствующего судьи Степановой М.В.,
с участием прокурора Якимовича К.В.,
при секретаре
Ткаченко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Петроградского района Санкт-Петербурга к УМВД России по Петроградскому району Санкт-Петербурга об обязании совершить действия
УСТАНОВИЛ:
После уточнения исковых требований прокурор Петроградского района Санкт-Петербурга обратился к УМВД России по Петроградскому раойну Санкт-Петербурга с иском об обязании устранить допущенные нарушения ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности: в течение 90 суток с момента вступления решения суда в законную силу получить лицензию на право осуществления медицинской деятельности.
Требования прокурор обосновывает тем, что в штате медицинской части Изолятора временного содержания (далее, ИВС) УМВ России по Петроградскому району Санкт-Петербурга имеется 1 фельдшер, в должностные обязанности которого входит, в том числе, проведение ежедневного осмотра подозреваемых и обвиняемых, выявление больных путем проведения медицинских осмотром, оказание амбулаторной медицинской помощи на уровне первичной (доврачебной). В силу требований ФЗ от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее, Закона), Постановления Правительства РФ от 22.01.08 № 30 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» (далее, Постановления) медицинская деятельность подлежит лицензированию. Однако, ответчик необходимой лицензии не имеет.
В судебном заседании прокурор Якимович К. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Никонорова Н. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Представлены возражения на исковое заявление. Представитель ответчика подтвердила, что в штате ИВД имеется фельдшер, однако полагает, что в соответствии с ч.1 ст.37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья, медицинскую помощь оказывают медицинские учреждения, каковым орган внутренних дел не является. Не может быть получена лицензия в силу невозможности исполнения п.5б Постановления. Ответчик полагает, что сотрудники органов внутренних дел обязаны оказывать медицинскую помощь, в силу п.п.3 п.1 ст.12 Закона «О полиции» для чего лицензии не требуется. Так же представитель ответчика пояснила, что с января 2012 года предполагается исключение из штата ИВС должности фельдшера.
Выслушав прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.п.19 п.5 Положения «Об управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Петроградскогому району г.Санкт-Петербурга», утвержденному Приказом ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу № 860 от 01.07.11, Управление обеспечивает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию, в виде административного ареста, а так же их охрану и конвоирование.
Согласно выписке из приказа № 226 л\с от 10.12.10 УВД по Петроградскому району Санкт-Петербурга, Х назначена на должность фельдшера медицинской части изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УВД по Петроградскому району Санкт-Петербурга с 30.10.10.
Приказом УМВД России по Петроградскому району Санкт-Петербурга № 412 от 12.10.11 утверждена Должностная инструкция фельдшера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УМВД России по Петроградскому району Санкт-Петербурга. Согласно данной должностной инструкции фельдшер обязана производить ежедневный осмотр подозреваемых и обвиняемых, принимать решение о необходимости оказания медицинской помощи заболевшим; выявлять инфекционные, венерические, кожные, психические, паразитарные и другие опасные заболевания, путем проведения опросов, осмотров при поступлении, при обращении за медицинской помощью; оказывать первую помощь подозреваемым и обвиняемым; выполнять рекомендации и назначения врачей-специалистов и консультантов.
В соответствии со ст.17 ФЗ РФ от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», на осуществление медицинской деятельности требует получения лицензии.
В соответствии с п.46 ч.1 ст.12 ФЗ РФ от 04.05.11 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с п.4 Положения «О лицензировании медицинской деятельности» утвержденного Постановлением, лицензируется медицинская деятельность, предусматривающая выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной помощи, амбулаторно-поликлинической, в соответствии с перечнем, согласно приложению. В силу положений Перечня работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности – доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи) включат работы (услуги) по: . . . бактериологии, вирусологии, . . . , дерматоверенологии, . . . , инфекционным болезням, . . . , паразитологии, . . . , психиатрии, . . ..
В соответствии со ст.54 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.93 № 5478-1 (далее, Основы), право на занятие медицинской деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а так же сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Анализируя должностную инструкцию фельдшера ИВД УМВД России по Петроградскому району Санкт-Петербургу суд полагает, что он осуществляет медицинскую деятельность, поскольку обязан выявлять инфекционные, венерические, кожные, психические, паразитарные и другие опасные заболевания, в том числе при обращении за медицинской помощью, выполнять рекомендации и назначения врачей-специалистов и консультантов, при чем в различных областях медицины. В совокупность с вышеприведенной нормой Основ, право осуществлять указанную медицинскую деятельность имеет право лицо, при этом законодатель не оговаривает, что это должно быть только юридическое лицо, имеющее лицензию. Согласно п.4 Положения «О лицензировании медицинской деятельности», утвержденного Постановлением, таковую медицинскую деятельность следует рассматривать, как доврачебную, амбулаторно-поликлиническую.
Ссылка ответчика на положения ст.37.1 Основ не может быть принята во внимание, так как она определяет понятия медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи.
Однако, следует обратить внимание да данное в указанной норме закона понятие первичной медико-санитарной помощи, которое включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравление и других неотложных состояний, медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказание медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
По рассматриваемому делу ИВС для граждан – обвиняемых и подозреваемых может быть рассмотрен как временное место жительства, так как они пребывают в нем краткое время, но круглосуточно, и как всякий гражданин имеет право на оказание первичной медико-санитарной помощи.
Помимо должностных обязанностей фельдшера указанных выше, он так же обязан рассчитывать потребность в лекарственных препаратах, дезинфекционных средствах, осуществлять контроль за соблюдением государственных санитарно-эпидимиологических правил и нормативов при размещении, организации питания, водоснабжения, санитарной обработки лиц, содержащихся в ИВС; проверять санитарные условия содержащихся подозреваемых и обвиняемых ИВС. Изложенное прямо относится к оказанию первичной медико-санитарной помощи.
Тот факт, что п.5б Положения установил определенные требования к лицам получающим лицензию на осуществлению медицинской деятельности, не является основанием к освобождению ответчика от получения лицензии, в виду отсутствия у руководителя или заместителя руководителя юридического лица либо у руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление лицензируемой деятельности среднего – в случае выполнения работ (услуг) по доврачебной помощи профессионального (медицинского) образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет. В данном случае речь идеен о должности начальника ИВС ответчика. Изложенное может только свидетельствовать о необходимости ответчику принять меры к совершенствованию своей деятельности для выполнения требований законодательства.
Тот факт, что в силу положений ст.ст.12 и 14 ФЗ РФ от 07.02.11 № 3-ФЗ, каждый сотрудник полиции обязан оказывать первую помощь, которая не подлежит лицензированию не может повлиять на выводы суда, так как изложенное не оспаривается, поскольку таковая не относится к медицинской помощи, соответственно и медицинской деятельности. Изложенное определяется и ст.19.1 Основ.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора обоснованы, а потому подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Петроградского района Санкт-Петербурга удовлетворить.
Обязать УМВД России по Петроградскому района Санкт-Петербурга в течение 90 суток с момента вступления настоящего решения в законную силу получить лицензию на право осуществления медицинской деятельности.
Взыскать с УМВД России по Петроградскому района Санкт-Петербурга в доход государства государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга в течение 10 дней.