Дело № 2-2094/12 | 15 июня 2012 г. |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петроградский районный суд г. Санкт-Петербурга
В составе председательствующего судьи Максимовой Т.С.
При секретаре Вашкевич К.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Медницкой О.Ф. к ГУ С.Петербургскому РО Фонда Социального страхования РФ об обязании выплатить компенсацию за приобретенное техническое средство реабилитации.
УСТАНОВИЛ
Истица обратилась в суд с иском об обязании ответчика выплатить компенсацию стоимости технического средства реабилитации, эндопротеза тазобедренного сустава, в размере 70 000 руб., указывая, является инвалидом 2 группы, 16.06. 2011 г. была сделана операция по эндопротезированию. После получения формы № 088/1-06 (направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь 08.06.2011 г., в котором было указано техническое средство реабилитации (далее ТСР), ею самостоятельно 10.06.2011 г. было приобретено ТСР, указанное в ИПР № 51 от 14.06.2011 г. за 70 тыс. руб. 30.06.2011 г. она обратилась в филиал № 30 ответчика с заявлением о возмещении расходов, в чем ей было отказано, в связи с приобретением эндопротеза ТБС до составления ИПР. В ответе РО ФСС ссылается на Правила обеспечения инвалидами ТСР…, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделями», согласно которым она имеет право на обеспечение эндопротезом ТБС за счет федерального бюджета с момента оформления ИПР. Однако Правилами предусмотрено, в случае, если, предусмотренное ИПР приобретено за собственный счет, то инвалиду выплачивается компенсация в размере приобретенного ТСР (п.15 (1). Пунктом 3 Порядка предусмотрена выплата за самостоятельно приобретенное ТСР, включая определение ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного Приказом № 57н Минздрасоцразвития от 31.01.2011 г. и ст.11 ФЗ от 24.11.1981 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Согласно указанному закону и Правилам для получения компенсационных выплат за ТСР необходимо наличие в совокупности юридических фактов. Это нуждаемость инвалида в предоставлении ТСР, подтвержденная ИПР, приобретение инвалидом соответствующего средства за собственный счет; обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении компенсационных выплат. Считает, ответчик необоснованно ограничил ее права и гарантии, т.к. эндопротез ею приобретен соответствующей рекомендациям ИПР и лечащего врача мед. учреждения, в котором ей сделана операция.
Истица в судебное заседание не явилась, о судебном заседании извещена.
Представитель истицы, действующий на основании нотариально достоверной доверенности Медницкий Д.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддерживает, пояснив, истица упала 07.06.2011г. на улице. После падения, ее отвезли в Александровскую больницу. Там им выдали письмо бюро МСЭ от 12.05, адресованное главному врачу Александровской больницы, где сказано, когда бюро МСЭ № 42 будет осуществлять экспертизу. 08.06.2011г. им выдали направление на МСЭ, которое они 08.06.2011г. передали в МСЭ, одновременно подали направление на медико-социальную экспертизу 08.06.2011г., в котором было указано, что им необходимо проведение операции и приобрели ТСР. Направление они отдали в МСЭ, взамен 14.06.2011г. получили ИПР. Врач сказал, что главное провести операцию, после оформить получение ИПР, а ТСР можно приобрести. ИПР они получили 14.06.2011г., операция прошла 16.06.2011г.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, иск не признает, пояснив, для того, чтобы компенсировать самостоятельно приобретенное ТСР, на момент приобретения должна быть ИПР. Если бы истица пришла в РО ФСС 10.06.2011г., когда приобрела ТСР, ей бы не дали компенсацию. Поэтому считают, что оснований для выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное ИПР отсутствуют. На момент приобретения ТСР ИПР у истицы вообще не было. По размеру исковых требований возражений нет, поскольку согласно заключенному контракту, данное средство действительно имело стоимость в размере 70 т.р. Представлен письменный отзыв на иск (л.д. 43-44).
Выслушав представителя истицы, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, Медницкая О.Ф. является *** (л.д.28).
Согласно акту № 174 об имплантации Медницкой О.Ф. 16 июня 2011 г. было проведена операция эндоротезирования – сустава правый, тазобедренный (л.д.16).
В судебном заседании представитель истицы пояснил, истица упала на улице 07.06., была доставлена в больницу. Истицу очень торопили, направление было 08.06. по форме № 088 на МСЭ, в котором было указано, что необходима операция и ТСР. Его передали в Главное бюро МСЭ, взамен они выдали 14.06. ИПР. В Александровской больнице ему выдали письмо от 12.05.2011 г., где сказано, что бюро МСЭ будет в отпуске, приема не будет. 08.06. была среда, ИПР получили 14.06., операция была 16.06.
Представителем истца представлено письмо Главного бюро МСЭ от 12.05. в адрес Александровской больницы, в котором МСЭ доводит до сведения администрации больницы, что с 02.06. по 26.06.2011 г. и с 15.08. по 05.09.2011 г. бюро МСЭ № 42 будет находиться в отпуске. Прием больных по поводу срочной разработки ИПР для получения эндопротезов будет осуществляться по адресу ***, Главное бюро МСЭ, обращаться понедельник, вторник, среда с 9 часов до 13 часов (л.д.54).
Материалами дела подтверждена имплантация Медницкой О.Ф. эндопротеза, его стоимость 70 000 руб., оплата его Медницкой О.Ф. согласно кассовому чеку от 10.06.2011 г. и товарному чеку № 175 от 10.06.2011 г (л.д. 10-25).
Из дела видно, истица обращалась в филиал ответчика по возмещению расходов за самостоятельно приобретенный эндопротез ТБС. В письме от 11.07.2011 г. истице даны разъяснения со ссылкой на Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации…», утвержденные постановлением Правительства № 240 от 07.04.2008 г., что на основании ИПР № 51 от 14.06.2011 г. она имеет право на обеспечение эндопротезом тазобедренного сустава за счет средств федерального бюджета с момента оформления ИПР, т.е. с 14 июня 2011 г. (л.д.27).
В письме от 20.10.2011 г. в адрес истицы зам. управляющего РО ФСС также ссылаясь на указанные Правила, сообщает об отсутствии правовых оснований для вынесения положительного решения по данному вопросу, поскольку эндопротез был приобретен ранее установления ей МСЭ показаний за данное ТСР и разработки индивидуальной программы реабилитации (л.д.8-9).
Из дела видно, 14.06.2011 г. истице выдана ИПР, в которой в графе, «технические средства медицинской реабилитации», указан - биполярный цементный эндопротез производства Т5, исполнитель ФСС (л.д.6-7).
Согласно части первой ст.10 и части пятнадцатой ст.11.1 Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Перечень технических средств реабилитации и показаний для обсечения ими инвалидов, а также порядок, определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 № 181–ФЗ (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ) Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 установлены «Правила обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан, из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (далее – Правила), которые определяют порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета инвалидов, техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг.
Пунктом 2 Правил установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и ветеранов протезами осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (далее - ИПР), разрабатываемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Согласно п.3 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем:
– предоставления соответствующего технического средства (изделия);
– оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия);
выплаты компенсации расходов за самостоятельное приобретение или ремонт.
По смыслу указанных нормативно-правовых актов основанием для освобождения соответствующего органа от выплаты компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий предоставляемых бесплатно является отказ инвалида (или лица, предоставляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей, а также приобретение ими технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, не рекомендованного индивидуальными программами реабилитации.
Материалами дела подтверждена нуждаемость истицы в эндопротезе тазобедренного сустава, установленная на основании медицинских показаний, медицинской документации Александровской больницы (история болезни № 34299), она отражена в индивидуальной программе реабилитации истицы, выданной 14.09.2011 г.
Составление указанной программы реабилитации после приобретения эндопротеза либо после проведения операции с имплантацией эндопротеза, само по себе не свидетельствует об отсутствии у истицы нуждаемости в эндопротезирования правового тазобедренного сустава или о том, что в результате операции истице был имплантирован самостоятельно приобретенный ею эндопротез, не рекомендованный индивидуальной программой реабилитации.
Как следует из представленной истицей медицинской документации, указанная в ИПР нуждаемость в эндпротезировании правого тазобедренного сустава связана с травмой, полученным истицей в июне 2011 г., а, следовательно, возникла на момент приобретения истицей эндопротеза и проведения операции.
Судом также установлено на момент имплантации (проведения операции) приобретенного истице эндопротез 16.06.2011 г., программа ИПР, определяющая ее нуждаемость в данном виде ТСР, у истицы была.
В письменных возражениях ответчик ссылается, что приобретенное эндопротез ТБС было осуществлено 10.06.2011 г., на дату покупки ТБС у нее отсутствовала ИПР с записью о нуждаемости в эндопротез, следовательно, данное техническое средство не было рекомендовано ей в установленном законом порядке (л.д.43-44).
В силу вышеизложенного, суд не принимает во внимание возражения ответчика, т.к. они противоречат установленным в судебном заседании обстоятельствам.
Доказательства отказа истицы от составленной ей ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей, а также приобретение эндопротеза, не рекомендованного ИПР, ответчиком не представлено.
По смыслу положений Правил 15(1) в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с Государственным Контрактом от 25.04.2011 г., заключенным ГУ СПб РО ФСС РФ с ООО «Альтермедиа» цена биполярного эндопротеза тазобедренного сустава 70 000 руб. (л.д.46-53).
Оценив добытые доказательства по делу, суд считает, исковые требования истицы обоснованны, иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в размере 950 руб.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Взыскать с ГУ Санкт-Петербургского Регионального отделения Фонда Социального страхования РФ в пользу Медницкой О.Ф. компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, эндопротез 70 000 руб. (семьдесят тысяч руб.).
Взыскать с ГУ Санкт-Петербургского Регионального отделения Фонда Социального страхования РФ СПб РО Фонда Социального страхования РФ госпошлину в доход государства в размере 950 руб.
На решение может быть подана в С.Петербургский городской суд апелляционная жалоба через районный суд в течение месяца.