19042010г. автомобильные дороги



Дело *

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 апреля 2010 года

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Г.В. Никуловой,

при секретаре судебного заседания Р,

с участием помощника прокурора Петушинского района В, а также представителя ответчика - администрации Петушинского района, по доверенности № * от * года, сроком на 1 год, С,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Петушки гражданское дело по иску прокурора Петушинского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей Петушинского района Владимирской области к администрации Петушинского района, о приведении в нормативное состояние согласно требованиям ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в срок до 15 декабря 2009 года дорожного покрытия автомобильной дороги «Костерево - Костерево-1», согласно схемы состояния дорожной сети.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Петушинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц - жителей Петушинского района Владимирской области, с исковым заявлением, уточнив которое, просит обязать администрацию Петушинского района Владимирской области в срок до 01 августа 2010 года привести в нормативное состояние согласно требованиям ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» 1700 метров дорожного покрытия автомобильной дороги общего пользования «Костерево - Костерево-1», согласно схеме состояния дорожного покрытия.

В обоснование иска прокурор указывает, что в период с 19 августа 2009 года по 22 октября 2009 года прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения администрацией муниципального образования «Петушинский район». Актом осмотра улично-дорожной сети в отношении автомобильной дороги «Костерево - Костерево-1» от 11 августа 2009 года было установлено, что проезжая часть данной автодороги имеет выбоины, геометрические параметры которых превышают размеры, установленные требованиями ГОСТа Р 50597-93, пунктом 3.1.1 которого предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Также данная дорога относиться к автомобильным дорогам местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района. Считает, что обязанность по содержанию и ремонту данных автомобильных дорог полностью лежит на администрации муниципального образования «Петушинский район», согласно п.5 ч.1 ст.13 ФЗ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Поясняет, что проведенной проверкой установлено, нарушение прав и законных интересов граждан Петушинского района Владимирской области в сфере безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, точное число которых установить не представляется возможным в силу миграции, естественной убыли и прироста населения. К такому нарушению привело ненадлежащее выполнение администрацией Петушинского района обязанностей в сфере безопасности дорожного движения и обязательств по содержанию улично-дорожной сети в нормативном состоянии. Считает, что наличие выявленных нарушений законодательства на территории муниципального образования «Петушинский район» является недопустимым. На удовлетворении иска настаивает.

В судебном заседании помощник прокурора Петушинского района В поддерживает иск прокурора по вышеуказанным основаниям, просит его удовлетворить.

Представитель ответчика, администрации Петушинского района С, действующий по доверенности, в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований прокурора. В обосновании своей правовой позиции указывает, что в муниципальном образовании «Петушинский район» действует муниципальная целевая программа «Развитие сети муниципальных автомобильных дорог общего пользования на территории Петушинского района на 2009-2011 годы», утвержденная постановлением главы Петушинского района от 13 февраля 2009 года № 251. Ремонт автомобильной дороги «Костерево - Костерево- 1» запланирован в 2010 году. Но, учитывая климатические условия, ремонт дорог проводится в августе, сентябре для обеспечения качества ремонтных работ. Поясняет, что проведению работ по ремонту дорог предшествует множество процедур, связанных с подготовкой дефектных ведомостей, проектно-сметной документацией и размещением муниципального заказа на выбор специализированной организации. Размещение муниципального заказа проводится после утверждения бюджета на очередной финансовый год. Также, в соответствии с п. 5 статьи 9 Устава муниципального образования «Петушинский район», в полномочия муниципального образования «Петушинский район» входят: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Петушинского района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Считает, что администрация Петушинского района не является организацией, осуществляющей ремонт дорожного покрытия. Также указывает, что данная дорога была принята в муниципальную собственность в неудовлетворительном состоянии. Указывает, что 24 декабря 2009 года Решением совета народных депутатов Петушинского района утверждён «Бюджет муниципального образования «Петушинский район» на 2010 год и плановый период 2011-2-12 годы», в котором предусмотрены денежные средства на выбор организации, осуществляющей содержание и ремонт муниципальных дорог общего пользования, в том числе и спорной дороги. Так же, была разработана инвестиционная программа на 2010 год, в соответствии с которой запланирован ремонт дорог общего пользования на условиях софинансирования из муниципального и областного бюджетов, в соответствии с областной целевой программой «Дорожное хозяйство Владимирской области на 2008 - 2015 годы». Считает, что действия администрации Петушинского района в полной мере направлены на обеспечение безопасности дорожного движения жителей Петушинского района Владимирской области.

Третье лицо, администрация муниципального образования «Город Костерево», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, представили в суд письменное заявление, в котором просили при вынесении решения суда полагаться на усмотрение суда и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, поэтому дело рассмотрено по правилам ч.3 ст.167 ГПК РФ.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.1 ст.22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов местного самоуправления о защите нарушенных и оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п.4 ст. 27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов РФ, субъекта РФ.

Полагая, что невыполнение обязанностей в сфере безопасности дорожного движения и обязательств по содержанию улично-дорожной сети в нормативном состоянии со стороны администрации Петушинского района Владимирской области затрагивают права неопределенного круга лиц - жителей Петушинского района, прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

В силу п.5 ч.1 ст. 55 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 года с последующими изменениями к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах Петушинского района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Петушинский район», утвержденного Решением Совета народных депутатов Петушинского района Владимирской области от 30 июня 2005 года №150/7 (в редакции решения Совета народных депутатов Петушинского района от 21 декабря 2006 года №254/15) относится к вопросам местного значения Петушинского района и находится в ведении администрации Петушинского района (п. 7 ст. 38 Устава).

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года определяет правовые основания обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

В обоснование своих требований прокурор Петушинского района указывает, что ответчиком не выполняются основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно не обеспечивается ремонт и содержание 1700 метров дороги общего пользования «Костерево - Костерево-1».

В подтверждение нарушения ответчиком требований п. 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», согласно которого предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см, истцом представлен Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения при осмотре указанной автомобильной дороги от 11 августа 2009 года, уполномоченной комиссией под руководством ГИДН ОГИБДД ОВД по Петушинскому району К, в ходе которого установлены выбоины дорожного покрытия на участке автодороги «Костерево - Костерево -1», а также были составлены фототаблица и схема состояния дорожного покрытии указанной дороги, составленная 08 октября 2009 года ГИДН ОГАИ К

Как следует из копии муниципального контракта от 31 декабря 2008 года №190/2 на содержание и ремонт муниципальных автомобильных дорог общего пользования в Петушинском районе Владимирской области в 2009 году, администрация Петушинского района заключила с ГУП Дорожно-строительное управление №3 филиал «Петушинское ДРСП», муниципальный контракт на работу по ремонту и содержанию в 2009 году муниципальных автомобильных дорог общего пользования Петушинского района Владимирской области. Согласно перечня муниципальных автомобильных дорог общего пользования, являющегося приложением №1 к указанному контракту, автомобильная дорога «Костерево - Коостерево - 1» протяженностью 1700 метров также включена в указанный перечень.

Согласно копии сообщения финансового управления администрации Петушинского района от * года № * в 2009 году в бюджете муниципального образования «Петушинский район» было предусмотрено получение из областного бюджета субсидии на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования в сумме * тыс. рублей. Законом Владимирской области от 30 апреля 2009 года № 12-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» указанная сумма в полном объеме уменьшена.

Как следует из копии письма администрации Петушинского района от 28 августа 2009 года, планируется в 2010 году выполнить ремонт на автодорогах, указных в представлении прокуратуры Петушинского района, также и на спорной автомобильной дороге «Костерево - Костерево-1».

Согласно копии перечня автомобильных дорог общего пользования, автомобильная дорога «Костерево - Костерево-1», протяженностью 1700 кв.м., находиться в собственности муниципального образования «Петушинский район».

Согласно копии служебной записки управления жизнеобеспечения администрации Петушинского района, согласно постановления Губернатора Владимирской области от 25 мая 2005 года № 300 «О передаче территориальных автомобильных дорог общего пользования и государственной собственности Владимирской области в собственность муниципальных образований Владимирской области» в Петушинский район было передано 205 км. автомобильных дорог. В соответствии с этим ежегодно на ремонт и содержание муниципальных автомобильных дорог общего пользования из областного бюджета выделялись денежные средства. Так, в 2009 году на содержание и ремонт автодорог общего пользования планировалось направить * тыс. рублей, в том числе из областного бюджета * тыс. рублей и * тыс. рублей - средства района. В июне 2009 года субсидия, выделяемая областным бюджетом, на содержание и ремонт муниципальных автодорог общего пользования была снята. В связи с этим, администрация Петушинского района была вынуждена взять бюджетный кредит в размере * тыс. рублей. Данные денежные средства были распределены следующим образом: оплата долга за 2008 год в размере * тыс. рублей, а разница была направлена на минимальное выполнение работ по летнему и зимнему содержанию автодорог. В 2010 году бюджет муниципального образования «Петушинский район» утвержден с дефицитом * млн. рублей. Дотация Петушинскому району в 2010 году по сравнению с 2009 годом снижена на * млн. рублей. В районном бюджете на 2010 год не предусмотрены средства на капитальный и текущий ремонт и др., не запланированы целевые программы. На содержание и ремонт муниципальных автодорог общего пользования в районном бюджете на 2010 год были предусмотрены минимальные денежные средства в размере * тыс. рублей, которых достаточно только на зимнее содержание автодорог с января по апрель 2010 года.

По мнению прокурора, нарушенные права и законные интересы жителей Петушинского района Владимирской области в сфере безопасности дорожного движения подлежат восстановлению путем возложения обязанности на администрацию Петушинского района в срок до 01 августа 2010 года привести в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» 1700 метров дорожного покрытия автомобильной дороги общего пользования «Костерево - Костерево -1».

Согласно ч.4 ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года с последующими изменениями, Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а именно деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п.п. 6,11 ст.13, п.6 ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №257-ФЗ от 08 ноября 2007 года).

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15 №257-ФЗ от 08 ноября 2007 года).

В целях решения указанных вопросов местного значения, органы местного самоуправления муниципального района наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет района; осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены п.1 ч.1 ст.15 №131-ФЗ от 06 октября 2003 года, п.1 ч.1 ст.9 Устава муниципального образования «Петушинский район».

В силу ст.14 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляется в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплутационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

Установлено, что Законом Владимирской области от 07 декабря 2007 года №156-ОЗ «Об областной программе «Дорожное хозяйство Владимирской области на 2008-2015 годы» утверждена указанная областная целевая программа во исполнение Основ концепции реформирования дорожного хозяйства Российской Федерации, определивших цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере управления дорожной отраслью на федеральном уровне и особенности управления для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Источником финансирования областной бюджетной программы на 2008-2015 годы являются субсидии из федерального бюджета и средства областного и муниципального бюджетов.

Статьей 4.3 указанного Закона размер субсидий на ремонт (включая капитальный ремонт) и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2008-2010 годы определен в размере 115 тыс. руб. на 1 км. Распределение субсидий осуществляется в зависимости от протяженности автомобильных дорог общего пользования, переданных из областной собственности в собственность муниципальных образований. Предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется при наличии соответствующих муниципальных целевых программ, а также при условии долевого финансирования за счет средств бюджетов муниципальных образований по субсидиям на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях, в объеме не менее 10% общего объема средств, необходимых на проведение работ, по субсидиям на ремонт (включая капитальный ремонт) и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения: на 2008 год - не менее 10% от объема субсидий; на 2009 год - не менее 12% от объема субсидий; на 2010 и последующие годы - не менее 15% от объема субсидий.

Постановлением главы Петушинского района № 251 от 13 февраля 2009 года утверждена районная муниципальная целевая программа «Развитие сети муниципальных автомобильных дорог общего пользования на территории Петушинского района на 2009-2011 годы».

Пунктом 4.3 Программы установлено, что на 2009-2011 годы размер затрат на 1 км дороги составит * тыс. руб. Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств областного и районного бюджетов и составляет: на 2009 год * тыс. руб., из которых областной бюджет - * тыс. руб., районный бюджет - * тыс. руб.; на 2010 год - * тыс. руб., из которых областной бюджет - * тыс. руб., районный бюджет - * тыс. руб.

Как следует из представленных суду платежных документов администрацией Петушинского района по муниципальному контракту №* от * года за 2009 год было перечислено ГУП ДСУ №3 филиал «Петушинское ДРСП» и в ООО «Дорстрой» из местного бюджета по платежному поручению №* от * года в сумме * рублей, по платежному поручению * от * года в сумме * рублей, по платежному поручению * от * года в сумме * рублей, по платежному поручению * от * года в сумме * рублей, по платежному поручению * от * года в сумме * рублей, по платежному поручению * от * года в сумме * рублей, по платежному поручению * от * года в сумме * рублей, по платежному поручению * от * года в сумме * рублей, по платежному поручению * от * года в сумме * рублей, по платежному поручению * в сумме * рублей, по платежному поручению * от * года в сумме * рублей, что указывает на выполнение ответчиком своих обязательств по муниципальному контракту в 2009 году.

Таким образом, судом установлено, что Законом Владимирской области «Об областной программе «Дорожное хозяйство Владимирской области на 2008 -2015 годы» № 156 - ОЗ от 07 декабря 2007 года, утверждена областная целевая программа во исполнение Основ концепции реформирования дорожного хозяйства Российской Федерации.

Данный закон предусматривает размеры субсидий на ремонт ( включая капитальный) и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, при наличии соответствующих муниципальных целевых программ.

Установлено также, что постановлением главы Петушинского района № 251 от 13 февраля 2009 года утверждена районная муниципальная целевая программа «Развитие сети муниципальных автомобильных дорог общего пользования на территории Петушинского района на 2009-2011 годы».

Во исполнение областной и районной Программ, администрацией Петушинского района на 2009 год заключался договор с дорожно-строительным управлением на содержание и ремонт муниципальных автомобильных дорог.

Спорная автомобильная дорога поименована в указанном контракте и включена в перечень муниципальных автомобильных дорог общего пользования, подлежащих ремонту в 2010 году.

Бюджет, которым предусмотрены расходы на указанный ремонт, утверждён в установленном порядке решением Совета народных депутатов Петушинского района от 24 декабря 2009 года.

При этом суд признаёт не достоверными доказательствами по делу Акт выявленных недостатков в содержании дорог от * года, составленный ИДПС Ш и Схему спорной дороги от * года, составленную ИДПС К, поскольку в Акте отсутствует описание выявленных недостатков в содержании спорной дороги, её протяженность, а также не указаны приборы, которые применялись должностным лицом для осуществления контроля параметров дорожного полотна, а Схема осмотра составлена другим должностным лицом, по истечению длительного срока после составления указанного Акта, без ссылок на нормативную документацию, а потому не может являться приложением к нему.

Оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, собранные судом в результате всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования, суд считает их достоверными и достаточными для вынесения решения по данному делу и приходит к выводу об отказе в удовлетворении настоящего иска прокурора Петушинского района, поскольку суд пришёл к выводу о том, что администрацией Петушинского района надлежащим образом и в рамках предоставленных полномочий решаются задачи дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе и в отношении спорной дороги «Костерево - Костерево-1», а также принимаются надлежащие меры по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, отнести за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Петушинского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей Петушинского района Владимирской области к Администрации Петушинского района Владимирской области о приведении в нормативное состояние в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в срок до 01 августа 2010 года 1700 метров дорожного покрытия автомобильной дороги общего пользования «Костерево - Костерево-1» - оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение 10 (десяти) дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение составлено 24 апреля 2010 года.

Судья: (подпись)

Копия верна.

Судья Петушинского районного суда: Г.В. Никулова