Дело *
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2010 года. гор. Петушки
Петушинский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи С.А. Дымокуровой,
при секретаре судебного заседания А,
с участием лиц согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании г. Петушки гражданское дело по иску П к командиру войсковой части *, жилищной комиссии войсковой части *, Федеральному Государственному учреждению «* Квартирно-эксплутационная часть района» о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства в * во внеочередном порядке, утверждении этого решения и возложении обязанности обеспечить её жилым помещением в * по установленным нормам, как вдову военнослужащего во внеочередном порядке,
УСТАНОВИЛ:
П обратилась в суд с настоящим иском, который неоднократно уточняла в ходе рассмотрения данного гражданского дела, окончательно просит: 1) обязать жилищную комиссию войсковой части * включить её в Список очередников на получение жилых помещений с момента признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, то есть с * года и направить список в * КЭЧ района; 2)обязать войсковую часть * представить в * КЭЧ района необходимые документы для постановки в очередь, утверждение списка очередников и постановку на компьютерный учет.
Определением суда от * года по ходатайству истца, ФГУ «* КЭЧ района» освобождена от участия в деле в качестве ответчика и переведена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика.
Определением суда от * года произведена замена ненадлежащего ответчика - командира войсковой части * на войсковую часть *.
В обоснование уточненных исковых требований, поддержав их в судебном заседании, суду пояснила, что является вдовой П бывшего военнослужащего войсковой части *. * года он был уволен из рядов ВС РФ по состоянию здоровья, а * года он умер. После смерти она осталась проживать в служебной двухкомнатной квартире в закрытом военном городке. В 2002 году в связи с реформированием войсковой части *, жилищной комиссией войсковой части * ( как правопреемника войсковой части *) было принято решение о включении её в списки кандидатов на получение Государственного жилищного сертификата, но сертификат ей так и не дали. После этого она обратилась в жилищную комиссию с просьбой поставить её на очередь и отселить из закрытого военного городка как вдову военнослужащего на основании ст. 24 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» и ст. 94 ЖК РФ. Решением жилищной комиссии войсковой части * от * года, утвержденного командиром войсковой части * года, а затем решением жилищной комиссии войсковой части * от * года, утвержденной командиром войсковой части от * года было принято ходатайство перед войсковой частью 23449 о постановке её на льготную очередь и отселение из закрытого военного городка, как вдову военнослужащего в соответствии со ст.24 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих». Аналогичное решение принято жилищной комиссией и * года, утвержденное командиром войсковой части. Однако она так и не была внесена в списки очередников войсковой части * и войсковой части * и была вынуждена обратиться в суд с исковым заявлением о защите своего нарушенного права. В ходе рассмотрения гражданского дела командир войсковой части * передал ей утвержденный им протокол заседания жилищной комиссии * от * года и список лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по войсковой части *, куда она была внесена.
Решение жилищной комиссии и необходимые документы для согласования очередности и внесения её в автоматизированную систему учета командир войсковой части * направил, а она лично увезла их в * КЭЧ. Так как ей не поступало уведомление из жилищной комиссии о том, что она не включена в автоматизированную систему «Учет», она считала, что внесена в указанную систему. Однако в январе 2010 года она из Списка нуждающихся в жилплощади военнослужащих войсковой части *, узнала, что не состоит в указанном Списке. В жилищной комиссии восковой части ей также сказали, что поскольку * КЭЧ она не включена в автоматизированную систему «Учет», П включена в отдельный список вдов военнослужащих, подлежащих отселению из закрытого военного городка.
Считает, что жилищной комиссией войсковой части * и войсковая часть * нарушили её право на предоставление ей жилого помещения в соответствии со ст.24 ФЗ «О статусе военнослужащих», как вдове умершего военнослужащего.
Просит удовлетворить её требование в полном объеме.
Представитель истца П - Я, действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал требования истца, просит удовлетворить её требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также указал, что жилищная комиссия восковой части * в нарушение п.30 Приказа * * обороны РФ от * года «О порядке обеспечения жилыми помещениями в вооруженных силах * Федерации», поскольку после получения документов П, КЭЧ должна была направить письмо в войсковую часть о том, что она не включена в автоматизированную систему «Учет», а жилищная комиссия войсковой части * должна была исключить истца из списков нуждающихся в предоставлении жилых помещений по войсковой части *, либо предложить ей представить дополнительные документы для постановки её на компьютерный учет. Если бы ей было такое уведомления направлено, то истец обжаловала бы действия * КЭЧ. П до января 2010 года была уверена, что она состоит в Списке нуждающихся на получение жилого помещения по войсковой части *.
Представитель ответчика - Войсковой части * З, действующая на основании доверенности, исковые требования истца не признала, суду пояснила, что в полномочия жилищной комиссии войсковой части * в соответствии с Примерным положением о жилищной комиссии и Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных *, утвержденных Приказом * * обороны РФ от * года входит распределения служебного жилья и обеспечение служебным жильем в закрытом военном городке. Жилье для постоянного проживания, приобретаемого на средства федерального бюджета, распределяемого через * Обороны РФ. На такое жилье составляется отдельный список очередников, формируемый в единую базу, постановку на который осуществляет КЭЧ (в данном случае * КЭЧ). В соответствии с предоставленными полномочиями, жилищная комиссия войсковой части * (протокол заседания жилищной комиссии от * года) приняла решение об отселении служащей * Г.А. из закрытого военного городка * и о постановке её в очередь на получение постоянного жилья, как вдову военнослужащего, согласно п.4 ст.24 ФЗ «О статусе военнослужащих» *ФЗ. Решение жилищной комиссии было утверждено командиром восковой части * * года. Аналогичные решения принимались комиссией * года, * года, * года. Вместе с П подготовили пакет документов, необходимых, для представления их в КЭЧ и внесения её в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, который она вместе с письмом командира войсковой части * сама отвезла * КЭЧ района. В случае принятия документов, КЭЧ заводится карточка учета жилой площади военнослужащего с одновременным внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета, учетные дела также хранятся в КЭЧ. Однако П по данным автоматизированного учета отсутствует в Списках нуждающихся в жилплощади военнослужащих войсковой части *, поскольку истец не является военнослужащей. Как лицо, утратившее связь с * обороны, П подлежит переселению с территории закрытого военного городка *. В июле 2006 года истцу предлагалось предоставить документы для включения её в списки «Граждан получателей государственных сертификатов и граждан включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов и граждан включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов», но П отказалась, о чем составлен Акт. Решение о снятии истца с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищной комиссией не принималось. Считает, что жилищная комиссия войсковой части действовала в соответствии с Примерным положением о жилищной комиссии и Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных *, действиями жилищной комиссии и командира войсковой части * права П нарушены не были. Просит отказать в удовлетворении требований истца.
Третье лицо - ФГУ «* КЭЧ района», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела, в судебное заседание своего представителя не направили, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч.1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции РФ гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилище предоставляется бесплатно и или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина Российской Федерации возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право также предполагает юридическую возможность стабильного и постоянного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением во всех разновидностях жилищного фонда, его неприкосновенность, свободу выбора места жительства, недопущение произвольного лишения жилища, а также возможность улучшения жилищных условий, для военнослужащих путем, главным образом, его бесплатного предоставления или приобретения другого жилища на льготных условиях.
В качестве одного из важнейших социально - экономических прав право на жилище входит в состав конституционно - правового статуса гражданина в целом и военнослужащего в частности. Этому праву военнослужащих соответствуют определенные обязанности государства, муниципальных органов, связанные с предоставлением военнослужащим жилых помещений и пользованием ими этими помещениями и обеспечивается путем предоставления гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора социального найма в пределах нормы жилой площади, кооперативного жилищного строительства, а также на условиях коммерческого найма либо приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения размеров площади.
Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство гарантирует предоставление жилых помещений. Правовым основанием для этого является Федеральный закон «О статусе военнослужащих» *ФЗ от * года с последующими изменениями, в силу которого военнослужащим гарантируется их предоставление из государственного и других жилищных фондов, в том числе и после увольнения с военной службы.
В ходе судебного заседания установлено, подтверждено представленными документами, что П является вдовой П, который проходил службу в качестве старшего прапорщика в войсковой части * (ЧЦП ВВС, * области). Как следует из ответа Командующего * Воздушной * Командования * от * года, при расформировании данной войсковой части, правопреемником части определена войсковая часть *. * года он был уволен из рядов ВС РФ по состоянию здоровья. Выслуга лет на момент увольнения составляла * лет. Согласно Свидетельству о смерти, выданному Бюро Загс * Петушинского района серии * *, выданного * года, П умер * года л.д.11,12,19).
В период прохождения военной службы старшему прапорщику П на основании ордера *, выданного * КЭЧ, была представлена двухкомнатная квартира общей площадью 45,9 кв.м., жилой площадью 27,2 кв.м., расположенная по адресу: Владимирская область, Петушинский район, *, *, *. П является нанимателем указанной квартиры с * года (л.д.20,21, 32).
Распоряжением Правительства РФ от * года *Р * в Петушинском районе Владимирской области, включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных * и органов Федеральной службы безопасности л.д.36-37).
* района * от * года, двухкомнатная квартира * в доме * в военном городке * Петушинского района включена в перечень служебных квартир л.д.26-28).
Статьей 24 ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что за членами семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения.
Пунктом 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные * Правительства РФ * от * года (в ред. * Правительства РФ от * N 475, от * N 778, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от * N 2н-9/09), установлены основания признания указанных граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, одним из которых является наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках, даже если она отвечает всем другим условиям (по метражу, санитарным и техническим требованиям и т.д.).
Кроме того, в соответствии со ст. 94 ЖК РСФСР, действующей на момент спорных правоотношений, военнослужащие, уволенные в запас или отставку, а также проживающие с ними лица могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. Увольнение указанных лиц с военной службы является основанием для признания за ними и членами их семьи права на получение жилого помещения за счет федерального бюджета в избранном ими месте жительства за пределами закрытого и обособленного военного городка. Указанные лица могут быть выселены из закрытых и обособленных военных городков без их согласия в судебном порядке, но с обязательным предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.
Учет военнослужащих Вооруженных *, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими квартирно - эксплуатационными органами (КЭЧ района или гарнизона, морская инженерная служба военно - морской базы) по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по установленной форме (приложение N 4 к Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных *, утвержденной Приказом министра обороны РФ от * г. N 80) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему, и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Решением жилищной комиссии войсковой части * от * года (протокол *), утвержденным командиром части * года и аналогичным решением жилищной комиссии войсковой части * от * года (протокол *), утвержденным командиром части * года, решением жилищной комиссии войсковой части * от * года (протокол *), утвержденным командиром части * года, рассмотрено заявление П об отселении её из закрытого военного городка и о постановке на льготную очередь, как вдову военнослужащего, признанную нуждающейся в получении постоянного жилья, постановлено ходатайствовать перед вышестоящим командованием и жилищной комиссией войсковой части * об отселении служащей * Г.А. из закрытого военного городка * и о постановке её на льготную очередь, как вдову военнослужащего, признанную нуждающейся для получения постоянного жилья, согласно п.4 ст.24 ФЗ «О статусе военнослужащих» *ФЗ л.д.21-23).
Решением жилищной комиссии войсковой части * от * года (протокол *), утвержденным командиром части * года, рассмотрено заявление П о включении её в список очередников на получение жилых помещений войсковой части * с * года, постановлено: поставить вдову П на компьютерный учет и включить в список очередников на получение жилых помещений войсковой части * с * года л.д.24).
Согласно п.26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ, учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими квартирно-эксплутационными частями (КЭЧ) районов с предоставлением списков очередников, карточек учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащим, в том числе с помощью автоматизированной системы учета.
Учитывая, что П вышеуказанными решениями жилищной комиссии признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, до * года, следовательно, в соответствии с требованиями настоящей Инструкции, включение члена семьи умершего военнослужащего, за которым сохраняется право на получение жилого помещения в базу данных компьютерного учета, осуществляется довольствующей КЭЧ района (* КЭЧ).
Как следует из представленных суду сопроводительных писем от * года и от * года, протокол жилищной комиссии войсковой части * от * года (протокол *), утвержденный командиром части * года о включении П в список очередников на получение жилых помещений войсковой части * с * года вместе с пакетом документов, предусмотренным настоящей Инструкцией, направлялся командиром войсковой части * в * КЭЧ л.д.29-30). Истец П в судебном заседании пояснила, что она лично отвозила указанные документы в * КЭЧ.
Согласно ответа ФГУ «* КЭЧ района» от * года, П на компьютерном учете Минобороны России, не состоит.
Из ответа Квартирно-Эксплутационного управления * от * года, следует, что П отказано в признании нуждающейся в обеспечении жилой площадью и улучшения жилищных условий за счет фонда МО РФ. Одновременно П разъяснено её право на переселение с территории закрытого военного городка путем получения жилищного сертификата по избранному месту жительства и рекомендовано обратиться в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства для решения вопроса о принятии её на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий л.д.32).
Актом комиссии войсковой части * от * года подтверждено, что П отказалась предоставить документы для включения её в списки «Граждан получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов. Указанных обстоятельств не отрицала в судебном заседании и сама П, также пояснила, что в органы местного самоуправления с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения не обращалась, поскольку считает, что имеет право как вдова военнослужащего на получение постоянного жилья в соответствии с п.4 ст.24 ФЗ «О статусе военнослужащих» *ФЗ.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что Жилищная Комиссия войсковой части *, действовала в рамках полномочий, предоставленных Примерным положением о жилищных комиссиях», утвержденных Приказом * Федерации * от * года, правомерно приняла решение от * года о включении истца в список очередников на получение жилых помещений войсковой части * с * года и постановку её как вдовы военнослужащего на компьютерный учет и включения её в список очередников на получение жилых помещений войсковой части * с * года, а в последующем, в соответствии с порядком, предусмотренным Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных *, направила указанное решение с пакетом документов в * КЭЧ района. В судебном заседании установлено, что решение жилищной комиссии от * года в судебном порядке не оспаривалось, на дату рассмотрения дела не отменено. Следовательно, права П на признание её нуждающейся в предоставлении жилых помещений и включение в соответствующий Список очередников, ответчиков нарушены не были, они выполнили действия, являющиеся предметом исковых требований истца.
Оценив, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, собранные судом в результате всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования, суд считает их достоверными и достаточными для вынесения по данному делу решения об отказе в удовлетворении исковых требований П
В силу ст. 98 ГПК РФ, расходы по оплате государственной пошлины, оставить за истцом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования П к Восковой части *, жилищной комиссии войсковой части *: 1) о возложении обязанности на жилищную комиссию войсковой части * включить её в список очередников на получение жилых помещений с момента признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий, то есть с * года и направить список в * КЭЧ района;
2) о возложении обязанности на войсковую часть представить в * КЭЧ района необходимые документы для постановки её в очередь, утверждения списков очередников и постановки на компьютерный учет,
- оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения (03.07.2010г.).
Председательствующий/подпись/
Копия верна:
Судья Петушинского районного суда: С.А. Дымокурова