Дело *
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации30 августа 2010 года г. Петушки
Петушинский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего: С.А. Дымокуровой,
при секретаре судебного заседания: М.А. Авериной,
с участием лиц согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Петушинского района о признании незаконными с даты принятия п.п.1,2 решения Совета народных депутатов Петушинского района Владимирской области * от * года «О назначении конкурса на замещение должности главы администрации Петушинского района и условиях его проведения», решения Совета народных депутатов Петушинского района №16/3 от 22.04.2010 года «О назначении на должность главы администрации * по результатам конкурса и заключении с ним контракта», Решения Совета народных депутатов Петушинского района * от * года «О повторном рассмотрении вопроса о назначении К на должность главы администрации Петушинского района по результатам конкурса и утверждении итогов голосования по данному вопросу, состоявшегося * года»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанными заявлениями, объединёнными определением суда от * года в одно производство для совместного рассмотрения по существу, в которых просит признать незаконными с даты принятия п.п. 1, 2 решения Совета народных депутатов Петушинского района Владимирской области * от * «О назначении конкурса на замещение должности главы администрации Петушинского района и условиях его проведения, а также решение Совета народных депутатов Петушинского района * от * года «О назначении на должность главы администрации Петушинского района по результатам конкурса и заключении с ним контракта».
В ходе рассмотрения данного гражданского дела, Прокурор уточнил заявление, просит суд просит признать незаконными с даты принятия п.п. 1, 2 решения Совета народных депутатов Петушинского района Владимирской области * от * «О назначении конкурса на замещение должности главы администрации Петушинского района и условиях его проведения, а также решение Совета народных депутатов Петушинского района * от * года «О назначении на должность главы администрации Петушинского района по результатам конкурса и заключении с ним контракта», и решение Совета народных депутатов Петушинского района * от * года «О повторном рассмотрении вопроса о назначении К на должность главы администрации Петушинского района по результатам конкурса и утверждении итогов голосования по данному вопросу, состоявшегося * года»
В обоснование уточненного заявления, поддержанного в судебном заседании старшим помощником Прокурора Петушинского района Глуховой Г.В., указано, что СНД Петушинского района * года принял решение N 4/1 «О назначении конкурса на замещении должности главы администрации Петушинского района и условиях его проведения», пунктом 1 которого конкурс на замещение должности главы администрации Петушинского района был назначен на * года, а пунктом 2 утвержден состав конкурсной комиссии. * года решение опубликовано в районной газете «Вперед».
Считает указанные пункты названного решения СНД Петушинского района являются незаконными, поскольку в силу ч. 5 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» *ФЗ от * года с последующими изменениями и дополнениями, к компетенции представительного органа муниципального образования относится только определение порядка проведения конкурса, а не установление порядка формирования комиссии, отнесенного к исключительной компетенции федерального законодателя. Полномочия по формированию конкурсной комиссии регламентированы на федеральном уровне, предусматривают, что к полномочиям представительного органа муниципального образования отнесено лишь право назначения двух третей её членов, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта. Комиссия считается сформированной только после утверждения её членов уполномоченными законом органами: представительным органом местного самоуправления и законодательным органом субъекта Российской Федерации. Однако, Законодательным Собранием Владимирской области одна треть членов конкурсной комиссии не была назначена, и по мнению прокурора, не является сформированной. В связи с чем назначение даты конкурса является незаконным. Именно принятием указанного Решения СНД №4/1 от 25.03.2010 года нарушены интересы Владимирской области в лице Губернатора области и Законодательного Собрания области на участие через представителей в работе конкурсной комиссии. Поскольку требования федерального закона не были исполнены при его издании, то истечение срока действия правового акта не может свидетельствовать об отсутствии нарушенных прав, либо невозможности породить правовые последствия его принятием. Поэтому считает, что в данном случае не имеет правового значения при рассмотрении настоящего заявления Решением СНД Петушинского района * от * года «О признании утратившими силу решения Совета народных депутатов Петушинского района от * года * « О назначении конкурса на замещение должности главы администрации Петушинского района и условиях его проведения».
Прокурор также считает незаконным принятое Советом * года решение * «О назначении на должность главы администрации Петушинского района по результатам конкурса и заключении с ним контракта», согласно которому по итогам проведенного конкурса на должность главы администрации Петушинского района назначен К, а главе Петушинского района Ш поручено заключить с ним контракт.
Обосновывая свою правовую позицию в этойчасти, прокурор сослался на решение СНД Петушинского района * от * года, которым утвержден Регламент Совета, частью 2 статьи 31, а также на часть 2 статьи 30 Устава Муниципального образования «Петушинский район», которыми установлено, что заседания Совета правомочны, если на них присутствуют не менее двух третей от установленной численности депутатов (кворума), при этом председательствующий на заседании не вправе открыть заседание, а так же обязан немедленно прервать проводимое заседание Совета при отсутствии кворума.
Прокурор считает, что кворум для правомочности заседания Совета, состоящего из 19 депутатов, должен составлять не менее 13 депутатов. Однако, оспариваемое решение было принято с участием 12 депутатов, 13-й депутат проголосовал заочно, выразив своё мнение в письменном виде незаконно, по причине чего данное решении СНД принято неправомочным составом Совета и является незаконным с момента принятия. Кроме того, пунктами 67,70 Регламента СНД Петушинского района, утвержденного Решением СНД от * года * предусмотрены формы голосования, как открытое голосование и тайное голосование, заочная форма голосования не предусмотрена. Депутат не вправе подавать свой голос раньше, чем объявлено начало голосования.
Решением Совета народных депутатов Петушинского района от * года * утверждены итоги голосования состоявшегося * года по вопросу о назначении К на должность главы Петушинского района по результатам конкурса. Определено решение СНД о назначении К на должность главы администрации Петушинского района считать принятым. Утверждает, что указанное решение принято в нарушение Федерального Закона *ФЗ, Устава МО «Петушинский район», Положения « О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Петушинского района», поскольку указанными Законами и нормативными правовыми актами процедура утверждения результатов голосования по вопросу назначения на должность главы администрации, равно как и процедура повторного голосования, не предусмотрены.
Прокурор также считает, что оспариваемыми решениями Совета нарушены права жителей МО «Петушинский район» на избрание на муниципальную службу, на легитимность формирования конкурса, на законно избранного главу администрации района.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Владимирской области К, действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования прокурора и пояснения, данные в судебных заседаниях представителями прокурора Петушинского района. Считает требования прокурора законными и обоснованными, настаивает на их удовлетворении, по основаниям изложенным прокурором. Также пояснил, что поскольку на дату принятия СНД Петушинского района решения * от * года, члены конкурсной комиссии, подлежащие назначению Законодательным Собранием Владимирской области по представлению Губернатора области не были определены, то конкурсная комиссия не могла быть сформирована. Решение СНД * от * года принято на основе решения комиссии, которая на является сформированной. Кроме того, при вынесении решения отсутствовал кворум, предусматривающий участие не менее 2\3 от установленной численности депутатов (13 депутатов из 19 избранных). Однако участвовало 12 депутатов. Регламент СНД Петушинского района предусматривает личное участие депутатов на заседании. Статья 70 Регламента прямо запрещает высказываться до начала голосования, что было сделано депутатом В, путем направления в адрес Совета своего голоса в форме заочного голосования. Ни Федеральным, ни областным законодательством не предусмотрено повторное голосование по ранее принятому решению, поэтому является незаконным Решение Совета народных депутатов Петушинского района от * года *, где утверждены итоги голосования состоявшегося * года по вопросу о назначении К на должность главы Петушинского района по результатам конкурса.
Представитель заинтересованных лиц - Администрации Владимирской области и Губернатора Владимирской области - С в судебном заседании поддержал уточненные требования прокурора, просит их удовлетворить по основаниям, изложенным прокурором.
Представитель заинтересованных лиц Совета народных депутатов Петушинского района, главы Петушинского района Ш, главы администрации Петушинского района К - К, действующая по доверенностям, с требованиями прокурора не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. В обоснование указала, что обжалуемые решения Совета не являются нормативными правовыми актами, поскольку не соответствуют признакам нормативного правового акта, установленным законом. Так Решение СНД * от * года касается только конкретного волеизъявления, связанного с назначением даты конкурса и конкурсной комиссии. Решение СНД * от * года касается назначения на должность главы администрации Петушинского района К и оформления с ним трудовых отношений. Поэтому данные решения не могут оспариваться в порядке статьи 251 ГПК РФ, подлежат рассмотрению в порядке статьи 254 ГПК РФ. Исходя из смысла указанной статьи, прокурор не вправе обращаться в суд с заявлениями об обжаловании ненормативных правовых актов при отсутствии последствий, предусмотренных ст. 255 ГПК РФ.
Считает, что к исключительной компетенции Законодательного Собрания, как высшего и единственного органа законодательной власти области, относится назначение 1\3 членов конкурсной комиссии в муниципальном районе по представлению Губернатора Владимирской области. Губернатор области не назначает членов комиссии, а только представляет кандидатуры для назначения в Законодательное собрание. Кандидатуры Губернатора области для назначения в состав конкурсной комиссии были отклонены Законодательным Собранием на заседании * года. Губернатор области использовал свое право на предоставление в Законодательное Собрание кандидатур для участия в работе конкурсной комиссии, но до настоящего времени Законодательное Собрание не утвердило его кандидатуры. Согласно ч.2 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» * от * года ( в редакции от * года) при осуществлении надзора за исполнением законов, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Законодательное Собрание и Губернатор Владимирской области обладают собственной правоспособностью и самостоятельно защищают свои интересы в суде. Прокурор не вправе выступать в защиту прав Законодательного Собрания и Губернатора области. Обжалуемые Решения СНД Петушинского района * от * года и * от * года приняты в соответствии с Положением «О порядке проведения конкурса на замещение должности Главы администрации Петушинского района», утвержденного Решением СНД Петушинского района * от * года. Глава администрации Петушинского района не является органом местного самоуправления, а только руководителем администрации Петушинского района по контракту. Решением СНД Петушинского района от * года * К назначен на должность главы администрации Петушинского района. Оно было принято на основании решения конкурсной комиссии о предоставлении кандидатов на должность главы администрации Петушинского района по результатам конкурса от * года. Во исполнении указанного решения Главой Петушинского района с К заключен контракт от * года и он приступил к исполнению должностных обязанностей, связанных с осуществлением полномочий в должности главы администрации.
Статьей 37 ФЗ от * года *ФЗ предусмотрено право на участие при формировании конкурсной комиссии членов, назначаемых Законодательным Собранием. Полагает, что в настоящее время существует правовой пробел в законодательстве относительно регламентации порядка, сроков представления Губернатором в Законодательное Собрание кандидатур для участия в работе конкурсной комиссии. Поэтому законодатель определил пропорцию (2\3 членов), назначаемых Советом народных депутатов, а 1\3 - назначаемых Законодательным Собранием по представлению Губернатора), которая позволяет обеспечить правомочность работы комиссии и при отсутствии назначенных Законодательным Собранием представителей. Представитель указывает, что с целью создания условий для реализации права Законодательного Собрания, СНД Петушинского района в обжалуемом решении: предусмотрел участие представителей органов государственной власти (членов назначенных законодательным Собранием) в составе комиссии; заблаговременно уведомил Законодательное Собрание и Губернатора Владимирской области о необходимости направления представителей для работы в составе комиссии (уведомления от * года, от * года, от * года), создав, таким образом, все условия для обеспечения прав органов государственной власти на участие в работе конкурсной комиссии. Права Губернатора Владимирской области обжалуемыми решениями СНД * от * года и * от * года не нарушаются, поскольку кандидатуры утверждаются Законодательным Собранием.
Нереализация своего права Законодательным Собранием для назначения членов в состав конкурсной комиссии ведет к отсутствию главы Петушинского района, как руководителя органа местного самоуправления. Положение о порядке проведения конкурса не содержат оснований для переноса сроков проведения конкурса для отмены итогов конкурса и для его непроведения, в том числе по причине отсутствия представителей органов государственной власти в составе конкурсной комиссии. Считает, что поскольку общее число членов конкурсной комиссии 9, СНД Петушинского района назначены 6 членов комиссии, то кворум для работы комиссии имеется. Следовательно, конкурсная комиссия в составе 6 человек является правомочной. ФЗ *ФЗ не содержит запрета на осуществление Советом исключительных полномочий, если органы государственной власти не реализовывают свое право на участие в формировании конкурсной комиссии и не возлагает на органы местного самоуправления обязанности по приостановлению реализации установленного Порядка проведения конкурса до назначения членов Законодательного Собрания.
Далее представитель пояснила, что на заседании СНД Петушинского района * года присутствовало 15 из 19 избранных депутатов. До утверждения повестки дня, глава Петушинского района Ш зачитал обращение депутата В с просьбой признать его участвующим в рассмотрении вопроса о назначении главы администрации и при подсчете голосов учесть его мнение, изложенное в запечатанном конверте. Процедурным решением по результатам голосования (за - 11, против - 3, воздержался -1), было принято решение по участию В в голосовании по вопросу назначения Главы администрации Петушинского района. Возможность принятия и оформления процедурного решения, предусмотрена статьей 69 Регламента. В рамках реализации прав депутатов по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, СНД Петушинского района имел право рассмотреть обращение депутата В, принять решение считать его присутствующим на заседании и об учете его голоса при голосовании за конкретную кандидатуру на должность главы администрации Петушинского района. Его голос становится голосом только при вскрытии конверта, досрочного голосования не было. Считает, что и в порядке ст. 254 ГПК РФ прокурор не вправе обратиться в суд с обжалованием ненормативного акта, касающегося оформления с Главой администрации Петушинского района К трудовых отношений и при отсутствии последствий, предусмотренных статьей 255 ГПК РФ.
Утверждает, что Решение СНД * от * года было принято с целью недопущения нарушения прав и законных интересов К, назначенного на должность главы администрации Петушинского района по результатам конкурса, учитывая позицию большинства от установленной численности депутатов при голосовании * года. Указанное решение не является нормативным актом, принято уполномоченным органом, при наличии кворума для принятия решения, в соответствии с Регламентом Совета, не противоречит закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Также считает, что прокурор пропустил трехмесячный срок для обжалования ненормативного акта, установленный статьей 256 ГПК РФ. Указанное Решение принято в соответствии со статьями 8,69,73 Регламента.
Представитель заинтересованного лица Законодательного Собрания Владимирской области - К, действующая по доверенности, возражает против заявленных прокурором требований, просит отказать в их удовлетворении в полном объёме. Считает, что установление порядка проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации статьёй 37 Федерального Закона *ФЗ отнесено к полномочиям представительного органа муниципального образования. Указанная норма определяет общие условия проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации, при котором при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе 2\3 её членов назначаются представительным органом муниципального района, а 1\3 - законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Кандидатуры, предложенные Губернатором Владимирской области для назначения в состав конкурсной комиссии, созданной решением СНД Петушинского района N 4/1 от * года, в соответствии с частью 5 статьи 37 ФЗ *, были отклонены на заседании Законодательного Собрания Владимирской области, проведённом * года. Также указано, что пунктом 3.10 Положения «О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Петушинского района», утвержденного Решением СНД Петушинского района от * года * предусмотрены условия правомочности заседания конкурсной комиссии: присутствие на заседании более половины от установленного указанным Положением числа её членов, то есть пяти человек. Порядок принятия решения конкурсной комиссией регламентирован пунктом 3.11 Положения.
Кроме того, в силу абзаца третьего части 5 статьи 37 Федерального Закона *ФЗ, статьи 23 Устава (Основного Закона) Владимирской области и частью 1 статьи 1 Закона Владимирской области от * года *З «О Губернаторе (главе администрации) и администрации Владимирской области», высшим должностным лицом Владимирской области и руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Владимирской области является Губернатор (глава администрации) Владимирской области. Губернатор Владимирской области не назначает представителей в состав конкурсной комиссии, а лишь представляет их для назначения Законодательным Собранием Владимирской области. Поэтому полагают, что оспариваемые решения СНД Петушинского района права и законные интересы Губернатора Владимирской области, законодательного Собрания Владимирской области не затрагивают.
Заслушав участвующих при рассмотрении настоящего гражданского дела лиц, свидетеля В, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов РФ, субъекта РФ. В связи с тем, что решением Совета народных депутатов Петушинского района Владимирской области * от * года «О назначении конкурса на замещение должности главы администрации Петушинского района и условиях его проведения», решением Совета народных депутатов Петушинского района * от * года «О назначении на должность главы администрации Петушинского района по результатам конкурса и заключении с ним контракта», Решением Совета народных депутатов Петушинского района * от * года «О повторном рассмотрении вопроса о назначении К на должность главы администрации Петушинского района по результатам конкурса и утверждении итогов голосования по данному вопросу, состоявшегося * года» затрагиваются права неопределенного круга лиц - жителей МО «Петушинский район» на избрание на муниципальную службы, на легитимность формирования конкурса, на законно избранного главу администрации Петушинского района, а также права субъекта РФ - Владимирской области в лице Губернатора и Законодательного собрания на участие в выборах главы администрации муниципального образования, прокурор правомерно обратился в суд с вышеназванным заявлением.
В силу статьи 245 ГПК РФ данные требования носят публично-правовой характер и рассматриваются в специальном порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
Как следует из содержания статьи 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, вытекающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Судом установлено, что * года СНД Петушинского района принял решение N 4/1 «О назначении конкурса на замещении должности главы администрации Петушинского района и условиях его проведения», которое * года было опубликовано в газете «Вперед».
Пунктом 1 указанного решения конкурс на замещение должности главы администрации Петушинского района назначен * года, а пунктом 2 того же решения утвержден состав конкурсной комиссии в количестве девяти человек.
* года Совет народных депутатов Петушинского района принял решение * «О назначении на должность главы администрации Петушинского района по результатам конкурса и заключении с ним контракта», согласно которому по результатам проведенного конкурса на должность главы администрации Петушинского района назначен К, а главе Петушинского района Ш поручено заключить с ним контракт. Контракт заключен * года, и глава администрации района приступил к исполнению своих обязанностей.
Решением Совета народных депутатов Петушинского района * от * года «О повторном рассмотрении вопроса о назначении К на должность главы администрации Петушинского района по результатам конкурса и утверждении итогов голосования по данному вопросу, состоявшегося * года» утверждены итоги голосования, состоявшегося * года по вопросу о назначении К на должность главы администрации Петушинского района по результатам конкурса. Также указано считать решение о назначении К на должность главы администрации Петушинского района принятым.
Основные положения законодательства о местном самоуправлении регламентированы Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» *ФЗ от * года с последующими изменениями.
В соответствии со ст. 4 Федерального Закона *ФЗ правовую основу местного самоуправления наряду с нормативно правовыми актами федерального уровня составляют уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Изменения общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным Законом допускается не иначе, как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный Закон.
Согласно ст. 34 указанного закона, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных частями 5 и 11 статьи 37 и статьи 74.1 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 37 данного Федерального закона, порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.
При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе две трети её членов назначаются представительным органом муниципального района, а одна треть - законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти - субъекта Российской Федерации).
Суд критически относится к утверждению представителя заинтересованных лиц Совета народных депутатов Петушинского района, главы Петушинского района Ш, главы администрации Петушинского района К - К и представителя заинтересованного лица Законодательного Собрания Владимирской области - К о том, что установление порядка проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации ст. 37 Федерального закона *ФЗ отнесено к полномочиям представительного органа муниципального образования, поэтому правомочность заседания конкурсной комиссии, порядок принятия конкурсной комиссией решений определяется представительным органом муниципального образования.
Напротив, из указанных выше законодательных норм усматривается, что полномочия по формированию конкурсной комиссии регламентированы на федеральном уровне, а именно на представительный орган местного самоуправления возложена обязанность по включению в состав конкурсной комиссии представителей субъекта Российской Федерации.
С требованиями федерального законодательства согласуются и пункты 3.2, 3.3 Положения «О порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Петушинского района», утвержденного решением СНД Петушинского района * года *, в соответствии с которыми члены конкурсной комиссии назначаются Советом. При этом две трети членов назначаются Советом, а одна треть - Законодательным Собранием Владимирской области по представлению Губернатора Владимирской области. Общее количество членов конкурсной комиссии составляет 9 человек.
В ходе судебного заседания было установлено, что Кандидатуры, предложенные Губернатором Владимирской области для назначения в состав конкурсной комиссии, созданной решением Совета народных депутатов Петушинского района от * года * для организации и проведения конкурса на замещение должности главы администрации Петушинского района, были отклонены на заседании Законодательного Собрания Владимирской области, проведенном * года. Таким образом, на * года одна треть членов конкурсной комиссии не была назначена Законодательным Собранием Владимирской области, а, следовательно, не могла быть утверждена конкурсная комиссия из двух трети членов в составе 6 человек (вместо 9), поскольку в данном случае нарушен порядок формирования конкурсной комиссии, установленный на федеральном уровне. Поскольку на дату принятия СНД Петушинского района решения * от * года, члены конкурсной комиссии, подлежащие назначению Законодательным Собранием Владимирской области по представлению Губернатора области не были определены, конкурсная комиссия не была сформирована, назначение Советом конкурса на * года является незаконным.
Как следует из Протокола * заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение должности главы администрации Петушинского района представители органов государственной власти Владимирской области в заседании конкурсной комиссии * года не участвовали, тем самым были нарушены права субъекта Российской Федерации на участие в выборах главы администрации Муниципального образования, а также право населения Петушинского района на участие в местном самоуправлении через органы местного самоуправления в строгом соответствии с требованиями закона.
В соответствии с частью 1.1 статьи 35 Федерального закона *ФЗ только Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. При этом указанной нормой закона закреплены минимальные требования к кворуму представительного органа: заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Из данной нормы Федерального закона *ФЗ следует, что при принятии устава муниципального образования, данный порог может быть установлен выше 50 процентов, но не менее.
Уставом МО «Петушинский район» правомочность заседания СНД определена лишь при наличии 2\3 от установленной численности депутатов.
Совет народных депутатов Петушинского района состоит из 19 депутатов, таким образом, кворум для правомочности заседания Совета составляет не менее 13 депутатов.
Из протокола * очередного заседания СНД Петушинского района пятого созыва от * года следует, что при обсуждении вопроса об избрании главы администрации присутствовало 12 депутатов из 19 избранных, то есть менее 2\3 депутатов.
Не может быть принят во внимание довод представителя заинтересованных лиц Совета народных депутатов Петушинского района, главы Петушинского района Ш, главы администрации Петушинского района К - К о том, что при обсуждении вопроса об избрании главы администрации Петушинского района было учтено мнение депутата В, изложенное в запечатанном конверте, представленном в Совет заранее, поскольку решение по участию В в голосовании по вопросу назначения Главы администрации Петушинского района было принято 15 депутатами до утверждения повестки дня.
Как следует из протокола* очередного заседания СНД Петушинского района от * года депутаты В, Б, З и С перед слушанием вопроса о назначении главы администрации Петушинского района, покинули зал судебного заседания.
Однако, в соответствии с частью 2 статьи 31 Регламента Совета народных депутатов Петушинского района, утвержденного Решением СНД Петушинского района от * года *, части 2 статьи 30 Устава района, изданных в соответствии с нормами части 1.1 статьи 35 Закона *ФЗ, председательствующий на заседании не вправе открывать заседание, а также обязан немедленно прервать проводимое заседание Совета при отсутствии кворума.
Пунктом 67 указанного Регламента предусмотрены формы голосования, такие как открытое и тайное голосование. Процедура заочного досрочного голосования, какое имело место при обсуждении вопроса об избрании главы администрации Петушинского района настоящим Регламентом, Уставом Петушинского района, а также другими нормативными правовыми актами, регулирующими работу органов местного самоуправления, не предусмотрена. Законодатель связывает волеизъявление депутатов во всех случаях через непосредственное голосование (тайное или открытое).
Подпункт 3 пункта 70 Регламента прямо запрещает депутату подать свой голос раньше, чем объявлено начало голосования. Свидетель В в судебном заседании подтвердил, что на заседании Совета * года не участвовал, а оставил запечатанный конверт со своим мнением о выборе главы администрации * заранее.
Поскольку в судебном заседании установлено, что оспариваемые п.п. 1,2 решения СНД Петушинского района * от * года и решение СНД Петушинского района * от * года приняты с нарушением установленного порядка, нарушают права и законные интересы населения Петушинского района, субъекта РФ, суд приходит к выводу об обоснованности требования прокурора о признании их незаконными.
Действительно, Решением Совета народных депутатов Петушинского района * от * года признано утратившим силу решения Совета народных депутатов Петушинского района от * года * «О назначении конкурса на замещение должности главы администрации Петушинского района».
Однако в силу части 1 ст.254 ГПК РФ в суде могут быть обжалованы решения органа государственной власти местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
При этом закон не связывает наличие права на обращение в суд окончанием срока действия решения, ограниченного во времени, а лишь предусматривает условие - наличие факта нарушение прав. Поскольку в судебном заседании установлено, оспариваемыми актами * от * года и * от * года нарушены права и законные интересы населения Петушинского района, субъекта РФ, то истечение срока действия оспариваемых актов не влечет прекращение указанных нарушений.
Решение Совета народных депутатов Петушинского района * от * года «О повторном рассмотрении вопроса о назначении К на должность главы администрации Петушинского района по результатам конкурса и утверждении итогов голосования по данному вопросу, состоявшегося * года» также не может быть признано судом законным по следующим основаниям. Пунктом 1 указанного решения утверждены итоги голосования, состоявшегося * года по вопросу о назначении К на должность главы администрации Петушинского района по результатам конкурса. Постановлено считать принятым решение о назначении К на должность главы администрации Петушинского района.
Однако указанное решение принято в нарушение Федерального закона *ФЗ, Устава МО «Петушинский район», действовавшего на тот момент Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации Петушинского района, утвержденного решением СНД Петушинского района от * года *, поскольку указанная законом и нормативными правовыми актами процедура утверждения результатов голосования по вопросу назначения на должность главы администрации не предусмотрена.
Пункт 73 Регламента регламентирует порядок проведения повторного голосования, при котором, если при определении результатов голосования выявятся технические или процедурные ошибки при голосовании, то по процедурному решению Совета должно быть проведено повторное голосование по данному вопросу. Повторное голосование может проводиться также в случае, если вопрос (проект решения, правового акта) не набрал требуемого для принятия числа голосов депутатов, но не более одного раза или по иному вопросу повестки дня. Пунктом 71 Регламента закреплен основной принцип голосования - непрерывность голосования.
Однако, как было установлено в судебном заседании на заседаниях Совета * года и * года рассматривались разные вопросы, разным составом депутатов. Следовательно, утверждение Решением СНД Петушинского района от * года * итогов голосования, состоявшегося * года по вопросу о назначении К, не является повторным голосованием.
Поскольку указанное решение прямо вытекает из оспариваемых п.п. 1,2 решения СНД Петушинского района * от * года и решения СНД Петушинского района * от * года, принято с нарушением установленного порядка, нарушает права и законные интересы населения Петушинского района и субъекта Российской Федерации, суд признает обоснованным требование прокурора о признании указанного решения СНД Петушинского района незаконным с даты принятия.
Исходя из обстоятельств дела, учитывая, что рассмотрение заявления прокурора об оспаривании п.п. 1,2 решения СНД Петушинского района * от * года и решения СНД Петушинского района * от * года судом первой и кассационной инстанции, суд признает уважительной причину пропуска срока обращение прокурором с заявлением о признании незаконным с даты принятия Решения Совета народных депутатов Петушинского района * от * года «О повторном рассмотрении вопроса о назначении К на должность главы администрации Петушинского района по результатам конкурса и утверждении итогов голосования по данному вопросу, состоявшегося * года»,
Анализ всех добытых и исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности приводит суд к выводу, что п.п.1,2 решения Совета народных депутатов Петушинского района Владимирской области №4/1 от 25.03.2010 года «О назначении конкурса на замещение должности главы администрации Петушинского района и условиях его проведения», решения Совета народных депутатов Петушинского района * от * года «О назначении на должность главы администрации Петушинского района по результатам конкурса и заключении с ним контракта», Решения Совета народных депутатов Петушинского района * от * года «О повторном рассмотрении вопроса о назначении К на должность главы администрации Петушинского района по результатам конкурса и утверждении итогов голосования по данному вопросу, состоявшегося * года» являются незаконными с даты принятия, следовательно, требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198, 246, 253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Петушинского района Владимирской области, удовлетворить.
Признать незаконными с даты принятия п.п.1,2 решения Совета народных депутатов Петушинского района Владимирской области * от * года «О назначении конкурса на замещение должности главы администрации Петушинского района и условиях его проведения», решения Совета народных депутатов Петушинского района * от * года «О назначении на должность главы администрации Петушинского района по результатам конкурса и заключении с ним контракта», Решения Совета народных депутатов Петушинского района * от * года «О повторном рассмотрении вопроса о назначении К на должность главы администрации Петушинского района по результатам конкурса и утверждении итогов голосования по данному вопросу, состоявшегося * года».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке и представлено кассационное представление во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение 10 (десяти) дней со дня составления мотивированного решения (03.09.2010года).
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья Петушинского районного суда: С.А. Дымокурова