Решение о признании недействительной регистрации права собственности



Дело № 2-31 /2011г. *

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2011 года г. Петушки

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи С.А. Дымокуровой

при секретаре судебного заседания М.А. Авериной,

с участием лиц, согласно протоколу судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ОАО «Российские железные дороги» - филиал Горьковская железная дорога Горьковское отделение к Шалом Александру Владимировичу, Стрекалову Олегу Николаевичу, Боровкову Николаю Павловичу, Дворниковой Елене Петровне, Сулимовой Галине Семеновне, Гаражному кооперативу «Сигнал» о признании недействительной регистрации права собственности на гаражи, признании отсутствующим права собственности на указанные объекты недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

* Управлением Федеральной регистрационной службы по Владимирской области были выданы Свидетельства о государственной регистрации права на гаражи, назначение: нежилое, одноэтажные, расположенные по адресу: *:

- на имя Шалом А.В. - Свидетельство о государственной регистрации права серии № №№ на гараж №№, общей площадью 24,3 кв.м., инв. № №, лит.№, с соответствующей записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) * за № №;

- на имя Стрекалова О.Н. - Свидетельство о государственной регистрации права серии № №№ на гараж №№, общей площадью 25,6 кв.м., инв. № №, лит.№, с соответствующей записью в ЕГРП от * за № №;

- на имя Боровкова Н.П. - Свидетельство о государственной регистрации права серии № №№ на гараж №№, общей площадью 27,1 кв.м., инв. № №, лит.№, с соответствующей записью в ЕГРП от * за № №;

- на имя Дворниковой Е.П. - Свидетельство о государственной регистрации права серии № №№ на гараж №№, общей площадью 24,5 кв.м., инв. № №, лит.№, с соответствующей записью в ЕГРП от * за № №;

- на имя Сулимовой Г.С. - Свидетельство о государственной регистрации права серии № №№ на гараж №№, общей площадью 24,8 кв.м., инв. № №, лит.№, с соответствующей записью в ЕГРП от * за № №.

Основанием для выдачи указанных Свидетельств послужили справки, выданные гаражным кооперативом * за номерами №, №, №, №, № соответственно.

Истец обратился в суд с исковыми заявлениями к Шалом А.В., Стрекалову О.Н., Боровкову Н.П., Дворниковой Е.П., Сулимовой Г.С. и Гаражному кооперативу «Сигнал» о признании недействительной регистрации права собственности на гаражи №№№, расположенные по адресу: * с исключением из ЕГРП записи о регистрации вышеуказанного права.

Определением Петушинского районного суда Владимирской области от * гражданские дела были объединены в одно производстве для совместного рассмотрения и разрешения (л.д.115-117 т.2).

В ходе судебного заседания истец уточнил исковые требования, просит суд: признать отсутствующим права собственности у ответчиков Шалом А.В., Стрекалова О.Н., Боровкова Н.П., Дворниковой Е.П., Сулимовой Г.С. на спорные объекты недвижимости; признать недействительной регистрацию права собственности на указанные гаражи, расположенные по адресу: *, с исключением из ЕГРП записи о регистрации вышеуказанного права.

В обоснование требований истец указывает, что при государственной регистрации права собственности на спорные гаражи №№№, расположенные в Гаражном кооперативе «Сигнал» были нарушены требования п.п. 1,2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-Ф3 « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Ответчиками Шалом А.В., Стрекаловым О.Н., Боровковым Н.П., Дворниковой Е.П., Сулимовой Г.С. не представлены документы, подтверждающие права кооператива на земельный участок; списки членов кооператива; документы, подтверждающие правоспособность кооператива как юридического лица.

Земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: *, на котором расположены гаражи гаражного кооператива «Сигнал», принадлежит ОАО «РЖД» - филиал Горьковская железная дорога на условиях аренды сроком до * для размещения полосы отвода железной дороги в границах, указанных в кадастровом плане (выписке из государственного земельного кадастра) участка, общей площадью 553293 кв.м.

Указанный земельный участок находится в государственной собственности, предоставлен для нужд организаций транспорта и в силу ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации ограничен в обороте.

Пунктом 4 Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от *, установлено, что в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, заинтересованная сторона обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков: … не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Таким образом, государственная регистрация права собственности на указанный выше гараж прошла с существенным нарушением законодательства.

Представитель истца ОАО «Российские железные дороги» Пухова Е.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала уточненные заявленные исковые требования. Настаивает на удовлетворении требований, в связи с отсутствием у ответчиков Шалом А.В., Стрекалова О.Н., Боровкова Н.П., Дворниковой Е.П., Сулимовой Г.С. на дату регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости - гаражи. Земельный участок ГК «Сигнал» для капитального строительства не выделялся. Оспариваемые гаражи расположены на землях полосы отвода железной дороги в городе Петушки с кадастровым номером № общей площадью 553293 кв. м. Земли, занятые полосой отвода железнодорожного транспорта всегда были государственными, временным пользователям в пределах полосы отвода не допускалось размещение капитальных зданий и сооружений. Ответчиками не представлено документов о получении ими разрешения на строительство капитальных гаражей на землях полосы отвода. Земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 553293 кв. м. находится у ОАО «РЖД» по договору аренды от *, заключенному на определенный срок, на платной основе. Договор субаренды у ГК «Сигнал» и ОАО «РЖД» отсутствует, ГК «Сигнал» оплачивает за фактическое пользование земельный участком.

Представители ответчика - Гаражного кооператив «Сигнал» Митрофанов А.В., действующий на основании доверенности, требования истца не признал. Суду пояснил, что Гаражный кооператив был зарегистрирован *, фактически учрежден * на учредительском собрании в составе 21 человека, что подтверждается протоколом №№ от * учредительного собрания пайщиков кооператива владельцев автотранспорта «Сигнал» по строительству и эксплуатации гаражей. Этим же собранием был утвержден устав кооператива, размер паевого взноса и избрано руководство кооператива. Все паевые взносы всеми членами кооператива были выплачены в 1998-1999 годах во время строительства гаражей. Строительство гаражей было осуществлено по инициативе самого истца, а именно его предшественника, правопреемником которого он является, что подтверждается письмом начальника Горьковской железной дороги на имя главы администрации г.Петушки о получении согласия на строительство гаражей в полосе отвода железной дороги для изоляции железнодорожных путей от прохода посторонних лиц. В настоящее время, как и ранее в период государственной регистрации права собственности членов кооператива, между кооперативом и истцом имеются отношения по аренде части земельного участка, занятой гаражами. Истец получал от ГК «Сигнал» денежные средства в качестве платы за фактическое пользование земельным участком гаражным кооперативом площадью 414 кв.м. Отношения между кооперативом и истцом по пользованию частью земельного участка истца, занятого гаражами кооператива, является правомерными, в связи с чем, доводы истца о незаконности размещения гаражей в полосе отвода железной дороги считают необоснованными. Кроме того, истец не представил доказательств, что спорные гаражи ухудшают видимость железнодорожного пути, создают угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Ответчик Дворникова Е.П., действуя от своего имени и как председатель ГК «Строитель», исковые требования не признала, поддержала позицию представителя ГК «Сигнал» Митрофанова А.В. Суду дополнительно пояснила, что в структуре управления железной дороги станции Петушки в полосе отвода в середине девяностых годов прошлого столетия решили разместить гаражный кооператив для работников станции Петушки. Она с 1981 года работает на станции Петушки. Оформлением всей документации занимался начальник станции Л.. Все участки были распределены среди работников станции Петушки. В 1997 году было общее собрание членов кооператива, но регистрации кооператива как юридического лица в органах местного самоуправления не было. Она писала заявление о принятии её в члены кооператива, платила паевой взнос. Построила гараж №№ в ГК «Сигнал» на собственные средства, строительством занималась самостоятельно. В 2005 году общим собранием членов кооператива была избрана председателем. * из филиала Горьковской железной дороги пришло уведомление о заключении договора субаренды земельного участка, определен срок действия договора - один год. Тогда выяснилось, что Гаражный кооператив «Сигнал» надлежащим образом зарегистрирован не был. В ноябре 2007 года был утвержден на общем собрании Устав кооператива, * сведения о гаражном кооперативе «Сигнал» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц в МИ ФНС №11 по Владимирской области. В конце 2008 года она как председатель ГК «Сигнал» выслала подписанный договор истцу. С 2008 года ГК «Сигнал» оплачивает за аренду земли под кооперативом площадью 414 кв.м.. В 2009 году каждый член кооператива обратился в регистрационную палату для регистрации права собственности на гаражи. Для регистрации своего права собственности на гараж №№ она предоставила в регистрационную службу технический паспорт и справку ГК «Сигнал», что она является членом кооператива, гараж ей принадлежит на праве собственности. Гаражи не создают помехи для движения поездов. Считает, что гаражи членами кооператива построены правомерно. Просит отказать в удовлетворении требований истца.

Представитель ответчиков Шалом А.В. и Сулимовой Г.С. - Митрофанов А.В., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал. Суду пояснил, что основанием возникновения права собственности у Шалом А.В. на гараж №№ и у Сулимовой Г.С. на гараж №№ является факт выплаты членом кооператива паевого взноса, а не факт государственной регистрации этого права. Шалом А.В. гараж №№ подарил его отец - Ш. Решением общего собрания от в 2007 году он был принят в члены ГК «Сигнал». Ответчику Сулимовой Г.С. гараж №№ достался в наследство после смерти брата М., умершего *. Решением общего собрания ГК «Сигнал» от * она также была принята в члены кооператива. Считает необоснованной позицию истца о незаконности возникновения у ответчиков Сулимовой Г.С. и Шалом А.В. права собственности на спорные гаражи и его государственной регистрации в связи с отсутствием у Гаражного кооператива прав на земельный участок, в том числе и ссылку на специальные нормы, регламентирующие порядок пользования землями железнодорожного транспорта, а также на заключенный договор аренды, по которому часть земельного участка, занятого частными гаражами ГСП «Сигнал», входит в состав земельного участка, выделенного для размещения полосы отвода железной дороги. Как следует из фактических обстоятельств дела, принадлежащий его доверителям по праву собственности гаражи существовали еще до предоставления спорного земельного участка истцу. Согласно кадастровых паспортов на гаражи №№, выданных ГУ Владимирской области «Бюро технической инвентаризации» *, ввод в эксплуатацию гаражей - * г. Считает, что часть земельного участка, занятая гаражами ответчиков и вошедшая в состав земельного участка для полосы отвода железной дороги, незаконно была включена в договор аренды, заключенный с ОАО «Российские железные дороги». Это право в силу п.1.ст.36, п.3 ст.27, п.4 ст.87, п.2 ст.90 ЗК РФ, является исключительным правом собственника или иного законного владельца здания, строения или сооружения, находящегося на данном земельном участке. Строительство гаражей №№, как и в целом всех гаражей ГСК «Сигнал» было осуществлено по просьбе представителя начальника Горьковской железной дороги по Владимирскому региону Малиновского М.Н. с целью изоляции железнодорожных путей от прохода посторонних лиц. Истец не оспаривает законность этого строительства. В настоящее время, после того, как спорный земельный участок был получен истцом в аренду, между ним и ГСК «Сигнал» сложились отношения по субаренде части земельного участка, занятого гаражами ГСК «Сигнал», что следует из многочисленной переписке между указанными сторонами, по заключению договор субаренды, и платежных документов по оплате арендной плате и это также свидетельствует о законности размещения его гаража, как и других на спорной части земельного участка, вошедшего в полосу отвода железной дороги.

Ответчики Боровков Н.П. и Стрекалов О.Н., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела, в судебное заседания не явились. С согласия участвующих в деле лиц, дело рассмотрено в их отсутствие. Ранее в судебном заседании они также возражали против удовлетворения требований истца. Суду поясняли, что в девяностые годы прошлого века работали на станции Петушки. Примерно в 1997-1998 годах начались разговоры о строительстве гаражей на землях отвода работниками станции. Затем на общем собрании было объявлено, что все согласования получены. Ему, как работнику станции были выделены земельные участки для строительства гаражей. Все, кому были распределены земельные участки под гаражи писали заявления о вступлении в члены кооператива, платили паевой взнос. Гаражи строили на собственные средства каждый свой гараж самостоятельно. Оформлением всех документов занимался начальник станции Л. В 2009 году каждый из них самостоятельно зарегистрировал свое право собственности на гараж.

Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, представили письменный отзыв, в котором указали, что документы, представленные на государственную регистрацию, соответствовали требованиями ст.16 Федерального закона о регистрации. В силу ст.25.2 указанного закона истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности граждан не допускается.

Третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области своего представителя в судебное заседание не направили, просят рассмотреть исковое заявление в отсутствие представителя и удовлетворить требование истца. Также указали, что собственником земельного участкас кадастровым номером №, находящемся по адресу: *, на котором расположен гаражный кооператив «Сигнал», является Российская Федерация. ОАО «Российские железные дороги» - правообладатель указанного земельного участка на основании договора аренды. В установленном законом порядке ТУФА по управлению государственным имуществом по Владимирской области не предоставляло земельный участок для строительства гаражей ни ГК «Сигнал», ни ответчикам. Основанием для выдачи свидетельства о государственной регистрации права на спорные гаражи, расположенные по адресу: * является справки от *, выданные Гаражным кооперативом «Сигнал» г.Петушки Владимирской области. Справки, выданные ГК «Сигнал» не могут являться достаточным основанием для государственной регистрации права собственности, противоречит нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы Российской Федерации и ОАО «Российские железные дороги».

Третье лицо - администрация г. Петушки, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили. Представили в суд заявление о рассмотрении данного гражданского дела в отсутствии представителя администрация г.Петушки Владимирской области. Из представленного суду письменного отзыва Главы города Кузина Н.В. следует, что администрации города Петушки не согласна с заявленными требованиями. Считает, что у ответчиков Шалом А.В., Стрекалова О.Н., Боровкова Н.П., Дворниковой Е.П., Сулимовой Г.С. право собственности на спорные гаражи возникло в соответствии с ч.1 ст.234 ГК РФ в силу приобретательской давности. Данный земельный участок был определен комиссией по выбору земельного участка в состав которой в том числе входил глава администрации г.Петушки Кузин Н.В., начальник станции Л., поэтому считают что строительство гаражей велось с ведома руководство железной дороги. Администрация города Петушки признает ответчиков добросовестными владельцами и собственниками капитальных строений в виде гаражей.

С учетом мнения, участвующих в деле лиц, суд полагает рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц: Администрации города Петушки, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области

Выслушав участвующих в деле лиц, свидетелей Л., Ш., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора.

В силу ст.8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В силу статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ, землями Российской Федерации специального назначения являются, в том числе, и земли транспорта. Указанные земли используются в соответствие с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствие с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта.

Согласно ст.87 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земли, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью. Порядок использования земель транспорта определяется правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз.4 п.3 ст.4 ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» №29-ФЗ от 27.02.2003 года, порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ №264 от 29.04.2006 года «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «Российские железные дороги» утверждены Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «Российские железные дороги». В соответствии с п.2 Правил ограниченные в обороте земельные участки, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, предоставляются Обществу на основании договора аренды.

Согласно Свидетельству о государственной регистрации права от * серии № № №, право собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 553293 кв. м., с кадастровым номером №, имеющий местоположение: * зарегистрировано *, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним * сделана соответствующая запись № № (т.2 л.д.132).

В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Владимирской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 года № 37, с учетом приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.06.2008 года № 117, ТУ росимущества по Владимирской области осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Владимирской области.

Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Владимирской области от 25.11.2005 года № 1114 вышеуказанный земельный участок был предоставлен ОАО « Российские железные дороги» в аренду от * №№. (т.2 л.д.131, т.1 л.д.16-24).

В п.п.1.1, 1.2, 2.1 и 4.4.2. Договора аренды за №№ от * указано, что ТУФА по управлению федеральным имуществом по Владимирской области предоставляет, а ОАО «Российские железные дороги» в лице начальника Горьковской железной дороги- филиала ОАО «Российские железные дороги» принимает в аренду земельный участок из земель поселений, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: *, для размещения полосы отвода железной дороги в границах, указанных в кадастровом плане (выписке из государственного земельного кадастра) участка, являющейся неотъемлемой часть договора, общей площадью 553293 кв.м. На земельном участке имеются железнодорожные пути и объекты недвижимого имущества, прочно связанные с ними единым технологическим процессом. Обременение: не зарегистрировано. Срок аренды Участка устанавливается с * по * На Арендатора возложена обязанность использовать участок в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а также условиями его предоставления только в границах.

Таким образом, судом установлено, что собственником данного земельного участка является Российская Федерация, а ОАО «Российские железные дороги» - правообладателями указанного земельного участка на основании договора аренды.

Установлено, что гаражи ГК «Сигнал» построены в полосе отвода железной дороги на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 553293 кв. м., имеющим местоположение: *. Указанные обстоятельства не отрицалось сторонами, подтверждены представленными документами: схемой месторасположения гаражного кооператива, кадастровым планом земельного участка с кадастровым номером №, схемой согласования. Указанные обстоятельства подтверждены пояснениями допрошенного в суде специалиста по вопросам землеустройства Л.

Пунктом 2 ст.90 Земельного кодекса РФ закреплено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройство и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон, железных дорог. Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целях при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.

Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» №17-ФЗ от 10.01.2003 г. дано понятие «земли железнодорожного транспорта». Согласно ст.2 землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах. Полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройства электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Постановлением правительства РФ от 12.10.2006 г за № 611 утверждены Правила установления и использования полос отвода и охранных зон, железных дорог. Согласно п.4 Правил в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков:… не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

21.09. 2009 года ответчики Шалом А.В., Стрекалов О.Н., Боровков Н.П., Дворникова Е.П., Сулимова Г.С. зарегистрировали право собственности на гаражи №№№ (соответственно), расположенные в гаражном кооперативе «Сигнал» * и получили Свидетельством о государственной регистрации права.

Способы приобретения права собственности в соответствии со ст.218 Гражданского кодекса РФ традиционно подразделяются на две группы: первоначальные, то есть приобретение права собственности на новую, вновь создаваемую вещь (в том числе строительство нового объекта); производные, при которых право собственности на вещь возникает по воле предшествующего собственника.

Возведение нового объекта является одним из оснований приобретения права собственности на него, а само право собственности на вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, что определено ст.219 ГК РФ.

В соответствии с п.6 ст.131 ГК РФ порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по проведению государственной регистрации права собственности, регулируются ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997 года с последующими изменениями.

В силу ст.2 и 6 Закона о государственной регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Частью 1 ст.25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997 года с последующими изменениями установлено, что право собственности на созданный объект недвижимости регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Исходя из представленных суду документов следует, что ответчики Шалом А.В., Стрекалов О.Н., Боровков Н.П., Дворникова Е.П., Сулимова Г.С. * зарегистрировали право на вновь созданный объект - гаражи № №№ (соответственно), расположенные в гаражном кооперативе «Сигнал» *.

В силу требований ст.222 ГК РФ можно сделать вывод о том, что при регистрации прав на вновь возведенный объект недвижимого имущества необходимо предоставление в регистрирующий орган документов, подтверждающих:

-наличие права собственности (либо иного права) на отведенный для создания данного объекта недвижимости земельный участок;

-разрешение на строительство, выданное в соответствии с требованиями ст.51 Градостроительного Кодекса российской Федерации;

-соблюдение градостроительных, природоохранных и иных норм при возведении объекта.

В соответствии с п.п. 1,2 ст.16 Федерального закона « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-Ф3, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя, сторон договора, к которому должны быть приложены документы, необходимы для ее проведения.

Как следует из представленных суду регистрационных дел по регистрации гаражей №№ № расположенных по адресу: * в Петушинский отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, были представлены технические паспорта на спорные гаражи в Гаражном кооперативе «Сигнал» г. Петушки, составленных по состоянию на *; справки от * за №№ №, №, №, №, №, выданные на имя Шалом А.В., Стрекалова А.Н., Боровкова Н.П., Дворниковой Е.П., Сулимовой Г.С., подписанные председателем кооператива Дворниковой Е.П. и бухгалтером Дворниковой Е.П., о том, что ответчики являются членами Гаражного кооператива «Сигнал» и им принадлежат по праву частной собственности указанные гаражи. Основанием для выдачи справки указан протокол общего собрания Гаражного кооператива «Сигнал» от *.

Однако, в ходе судебного заседания установлено, следует из представленного суду Устава гаражного кооператива «Сигнал», Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц №№ от *, что Гаражный кооператив «Сигнал» создан решением общего собрания Учредителей *, государственная регистрация юридического лица произведена * (л.д.65-74, 96-101).

В обоснование своих возражений ответчики Шалом А.В., Стрекалова А.Н., Боровкова Н.П., Дворниковой Е.П., Сулимовой Г.С., также утверждают, что гаражи построены ими с разрешения и ведома Владимирского представительства железной дороги. Земельный участок гаражному кооперативу «Сигнал» под строительство гаражей был выделен надлежащим образом. В обоснование возражений представили суду Акт комиссии по выбору земельного участка от *, Схему согласования работ в охранной зоне, и письмо представителя начальника дороги по Владимирскому региону Малиновского В.Н. Однако, в представленном суду Акте по выбору земельного участка отсутствуют сведения о согласовании его с Владимирским представительством железной дороги, главой администрации города Петушки Кузиным Н.В.

Указанные обстоятельства подтверждены показаниями свидетеля Л., который в 1997-1998 году являлся начальником станции города Петушки. Он пояснил суду, что после того, как было принято решение о создании гаражного кооператива, разрешительные документы на выделение земельного участка для строительства гаражей полностью оформлены не были, Гаражному кооперативу «Сигнал» земельный участок для строительства гаражей не передавался. Подписанное письмо представителя начальника дороги по Владимирскому региону Малиновского В.Н., адресованное Главе администрации города Петушки, в котором испрашивалось согласие на строительство гаражей в полосе отвода, не было им представлено в администрацию города Петушки. Поскольку строительство гаражей предполагалось в полосе отвода, то земельный участок для строительства был согласован только с руководителями различных служб: дистанционного пути, дистанционной сигнализации связи, дистанционного электроснабжения.

Суд критически относится к утверждению ответчиков и свидетеля Л. о том, что согласование было получено им на строительство капитальных гаражей, так как действующее в тот период законодательство (ФЗ «О Федеральном железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 25.08.1995 года №153-ФЗ, Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденных Приказом МПС РФ от 15.05.1999 года №26Ц ) не предусматривалось выделение в бессрочное пользование земельных участков в полосе отвода, не допускалось временным пользователем размещение капитальных строений.

Следовательно, суд приходит к выводу, что гаражи №№ № в ГК «Сигнал» были возведены на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке.

В нарушение требований ст.218 ГК РФ, в соответствие с которым члены гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за гараж, иное помещение, предоставленное этим лицом кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество. В судебном заседании установлено и не отрицалось ответчиками, что члены кооператива Ш., Стрекалова А.Н., Боровкова Н.П., Дворниковой Е.П., М. самостоятельно построили гаражи в ГК «Сигнал» за счет собственных средств, строительство проводили в удобное для каждого из них время. Как следует из пояснений ответчиков Стрекалова А.Н., Боровкова Н.П., Дворниковой Е.П., свидетелей Ш., Л., членских книжек у них никогда не было, регулярные ежегодные взносы не устанавливались, денежные средства собирались по мере необходимости для решения конкретных вопросов (например, для расчистки дороги от снега). Утверждая, что при приеме в члены кооператива «Сигнал» они платили паевые взносы по 500 рублей, не могли пояснить, как были израсходованы указанные средства, не отрицали, что никакого совместного имущества у кооператива не было.

Из представленных суду документов, пояснений ответчиков следует, что ими зарегистрировано право собственности на спорные гаражи как на вновь возведенный объект недвижимого имущества. Однако в судебном заседании установлено ответчики Шалом А.В. и Сулимова Г.С. имеют иные основания приобретения гаражей. Шалом А.В. приобрел гараж №№ у своего отца Ш., который и построил его. Ответчик Шалом А.В. совершил действия, регулируемые нормами гражданского законодательства. Причем указанные правила сторонами фактически совершаемой сделки дарения не выполнялись. Согласно протокола №№ общего собрания членов гаражного кооператива «Сигнал», Шалом А.В. принят в члены кооператива только *, этой же датой Ш. исключен из членов кооператива. Таким образом, невозможность проведения регистрации на основании справки председателя ГСК определена.

Судом также установлено, что гараж №№ в ГК «Сигнал» построен членом кооператива М. Согласно Свидетельству о смерти №, выданному * отделом ЗАГС Администрации Петушинского района, М. умер *. Свидетельством о праве на наследство по закону от * подтверждено, что наследницей имущества М. является его сестра Сулимова Г.С. Согласно ответу нотариуса Петушинского нотариального округа Задорожной Л.П. от *, Свидетельство о праве собственности на спорный гараж Сулимовой Г.С. не выдавалось. Поскольку право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (п.4 ст.1152 ГК РФ), Сулимова Г.С. неправомерно зарегистрировала свое право на гараж №№ как вновь созданное имущество.

Таким образом, судом установлено, что право собственности у ответчиков Шалом А.В., Стрекалова А.Н., Боровкова Н.П., Дворниковой Е.П., Сулимовой Г.С. на спорные объекты недвижимости - на гаражи на момент регистрации отсутствовало.

Анализ значимых обстоятельств дела приводит суд к выводу о законности и обоснованности заявленных истцом требований и необходимости их удовлетворения в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, суд перераспределяет расходы по оплате истцом государственной пошлины и возлагает их на ответчиков и гаражный кооператив «Сигнал», в равных долях по 3333 рубля 33 копейки с каждого (20000 руб. : 6).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ОАО «Российские железные дороги»-филиал Горьковская железная дорога удовлетворить.

Признать недействительной государственную регистрацию * права собственности за Боровковым Николаем Павловичем на объект - гараж, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 27,1 кв.м., инв.№№ лит.№, адрес объекта: * и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от * за №№ о регистрации вышеуказанного права за Боровковым Николаем Павловичем.

Признать отсутствующим права собственности у Боровкова Николая Павловича на объект недвижимости назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 27,1 кв.м., инв.№№, лит.№, адрес объекта: *

Признать недействительной государственную регистрацию * права собственности за Шалом Александра Владимировича на объект - гараж, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 24,3 кв.м., инв.№№, лит.№, адрес объекта: * и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от * за №№ о регистрации вышеуказанного права за Боровковым Николаем Павловичем.

Признать отсутствующим права собственности у Боровкова Николая Павловича на объект недвижимости назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 24,3 кв.м., инв.№№, лит.№, адрес объекта: *

Признать недействительной государственную регистрацию * права собственности за Стрекаловым Олегом Николаевичем на объект - гараж, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 25,6 кв.м., инв.№№, лит.№, адрес объекта: * и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от * за №№ о регистрации вышеуказанного права за Стрекаловым Олегом Николаевичем.

Признать отсутствующим права собственности у Стрекалова Олега Николаевича на объект недвижимости назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 25,6 кв.м., инв.№№, лит.№, адрес объекта: *.

Признать недействительной государственную регистрацию * права собственности за Дворниковой Еленой Петровной на объект - гараж, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 24,5 кв.м., инв.№№, лит.№, адрес объекта: * и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от * за №№ о регистрации вышеуказанного права за Дворниковой Еленой Петровной.

Признать отсутствующим права собственности у Дворниковой Елены Петровны на объект недвижимости назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 24,5 кв.м., инв.№№, лит.№, адрес объекта: *.

Признать недействительной государственную регистрацию * права собственности за Сулимовой Галиной Семеновной на объект - гараж, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 24,8 кв.м., инв.№№ лит.№, адрес объекта: *1 и исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от * за №№ о регистрации вышеуказанного права за Сулимовой Галиной Семеновной.

Признать отсутствующим права собственности у Сулимовой Галины Семеновны на объект недвижимости назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 24,8 кв.м., инв.№№, лит.№, адрес объекта: *.

Взыскать с Боровкова Николая Павловича, Дворниковой Елены Петровны, Сулимовой Галины Семеновны, Стрекалова Олега Николаевича, Шалов Александра Владимировича, Гаражного кооператива «Сигнал» возврат государственной пошлины в пользу ОАО «Российские железные дороги»-филиал Горьковская железная дорога в сумме 20000 рублей в равных долях по 3333 рубля 33 копейки с каждого.

На решение может быть подана кассационная жалоба во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение 10 (десяти) дней со дня изготовления мотивированного текста решения (*).

Председательствующий: подпись

Копия верна

Судья Петушинского районного суда: С.А. Дымокурова