о приведении здания школы в соответствие с требованиями пожарной безопасности (не вступило в законную силу)



Дело №2-518/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Петуховский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Голубь Е.С.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании 2 декабря 2010 года в г.Петухово Курганской области гражданское дело по иску прокурора Петуховского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Школа» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по приведению здания школы в соответствие с требованиями пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Петуховского района обратился в суд с иском в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Школа» (далее по тексту –МОУ «Школа»), расположенному в с.хххх Петуховского района Курганской области, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по приведению здания школы в соответствие с требованиями пожарной безопасности. В обоснование иска указал, что по результатам проверки в школе выявлены нарушения п. 1.8 СНиП 11-35-76, а именно, к зданию школы пристроена котельная. Учредителем школы является администрация П-го района. Согласно п.7.1. Устава за школой в целях обеспечения образовательной деятельности учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, иное имущество), которые находятся в оперативном оправлении школы. Деятельность школы финансируется ее учредителем в соответствии с договором между ними. Следовательно, школа обязана была предпринять меры по устранению нарушений пожарной безопасности, чего сделано не было. Поскольку пожар – это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, то выявленное нарушение требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся школы, учителей, обслуживающего персонала, чем нарушают права учащихся на безопасность жизни и здоровья. Кроме того, школу посещают граждане, не обучающие и не работающие в ней, что также, в случае возникновения пожара, создаёт угрозу для их жизни и здоровья и нарушает их права. Со ссылкой на ст.ст.45 ГПК РФ просит признать бездействие МОУ «Школа» по невыполнению мероприятий, направленных на приведение здания школы в соответствие с требованиями пожарной безопасности, незаконным и обязать привести здание школы в соответствие с требованиями пожарной безопасности, а именно – произвести вынос котельной из здания школы в отдельное здание в срок до 01.09.2011 года.

В судебном заседании представитель истица помощник прокурора Петуховского района ФИО2 исковые требования поддержал. Просил обязать ответчика произвести вынос котельной в срок до 01.09.2011 года.

Представитель ответчика МОУ «Школа» директор школы ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично, пояснив, что котельная встроена в здание школы со времени его строительства в 1963 году, вынос котельной ранее не предусматривался, данный вопрос поднят в 2010 году. Срок нереальный, перенос котельной потребует материальных затрат, просила установить срок до 01.09.2012 года.

Представитель третьего лица – администрации П-го района, по доверенности ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично, пояснив, что согласен с тем, что необходимо произвести вынос котельной школы в отдельное здание, но это потребует значительных финансовых затрат, которыми Петуховский район не располагает. На 2011 год в бюджете района по школам планируется выделение 1 млн. рублей, но не на эти цели, требуется финансовая поддержка из областного бюджета. В связи с заявкой Главного Управления образования Петуховский район включен в программу на 2012 год, в соответствии с Законом развития Курганской области вынос котельной в Школе планируется на 2012 год на условиях софинансирования с областным бюджетом 50х50% затрат. В связи с чем, просил установить срок для исполнения до 1 сентября 2012 года, указал, что в 2011 году будет разработана проектно-сметная документация.

Третье лицо Отдел государственного пожарного надзора по Петуховскому району Управления государственного пожарного надзора по Курганской области (с 01.12.2010 года переименован в отделение надзорной деятельности по Петуховскому району Макушинского межрайонного отделения надзорной деятельности) явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о дне слушания дела извещено своевременно и надлежащим образом. В письменном отзыве начальник ОНД по Петуховскому району ФИО5 исковые требования прокурора подержал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав объяснения участников процесса, огласив письменные объяснения представителя неявившегося лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что по результатам проверки главным государственным инспектором Петуховского района по пожарному надзору соблюдения требований пожарной безопасности в МОУ «Школа» выявлены нарушения п.1.8* СНиП35-76 «Котельные установки», ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», выразившиеся в том, что к зданию школы (1 этажное, 3 степени огнестойкости) пристроена котельная.

Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается заключением главного государственного инспектора Петуховского района по пожарному надзору от 27.08.2010 года (л.д.5) и законным представителем МОУ «Школа» ФИО3 в судебном заседании не оспаривался.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ).

В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества принят Федеральный закон от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», содержащий наряду с иными требованиями безопасности зданий и сооружений, требования пожарной безопасности.

Согласно ст.8 названого Федерального закона здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение.

В силу ч.1 ст.6 этого же Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 №1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в число которых включены Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. «Котельные установки» СНиП 11-35-76, утверждённые постановлением Госкомстроя СССР от 31.12.1976 г. № 229.

В соответствии с п.1.8 СНиП 11-35-76 «Котельные установки» не допускается проектирование крышных, встроенных и пристроенных котельных к зданиям детских дошкольных и школьных учреждений.

Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о нарушении МОУ «Школа» п.1.8 СНиП 11-35-76 «Котельные установки», ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ и п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждённых Приказом МЧС России №313 от 18.06.2003, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в т.ч. руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Из п.п. 1.3, 7.1 Устава МОУ «Школа» (л.д.6-14), а также в силу п. 1 ст. 296 и п. 1 ст. 298 ГК РФ следует, что школа владеет, пользуется и распоряжается имуществом, переданным ей учредителем – администрацией П-го района на праве оперативного управления. Деятельность школы финансируется учредителем в соответствии с договорами между ними (п.7.5 Устава). Поскольку Школа владеет и пользуется зданием школы, следовательно, обязанность по обеспечению своевременного выполнения требований пожарной безопасности должна быть возложена на неё.

Однако суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора в части признания незаконным бездействия МОУ «Школа» по невыполнению мероприятий, направленных на приведение здания школы в соответствии с требованиями пожарной безопасности, по следующим основаниям

Пояснениями представителей ответчика и администрации П-го района в судебном заседании установлено, что Школа не имеет в своем распоряжении денежных средств для проведения работ по выносу пристроенной котельной в отдельное здание. Право собственности на здание школы принадлежит муниципальному образованию «Петуховский район». Согласно п.1.13 ст.29 Устава Петуховского района Курганской области деятельность по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности Петуховского района осуществляет администрация П-го района, об этом же указано в подп.b п. 4.2 Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «Петуховский район«, утверждённом решением Петуховской районной Думы от 24.03.2009 г. № 421. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих территорий. Согласно письму Главного управления образования Курганской области от 15.09.2010 №2931/11 в соответствии с Законом развития Курганской области ежегодно предусматриваются субсидии на обеспечение доступности дошкольного образования, часть которых направляется на вынос встроенных и пристроенных котельных в общеобразовательных учреждениях Курганской области. Вынос пристроенной котельной в Школе планируется на 2012 год на условиях софинансирования 50х50 с бюджетом муниципального образования (л.д. 84). Данные обстоятельства подтвердил в судебном заседании представитель администрации П-го района ФИО4, пояснивший, что вынос котельной в Школе планируется на 2012 год на условиях софинансирования с областным бюджетом 50х50% затрат.

При таких обстоятельствах, учитывая, что самостоятельными полномочиями по распоряжению денежными средствами школа не обладает, суд не усматривает оснований для признания незаконным бездействия МОУ «Школа» по невыполнению мероприятий, направленных на приведение здания школы в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или колле­гиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководите­лем в установленный срок.

Рассматривая вопрос о сроке исполнения, суд учитывает следующее.

В целях реализации Закона Курганской области от 27 ноября 2009 №517 "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" Правительство Курганской области постановлением от 9 июня 2010 №241 утвердило Порядок предоставления и расходования субсидий, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Курганской области на создание безопасных условий деятельности образовательных учреждений, согласно которому данные субсидии предоставляются из областного бюджета на условиях софинансирования расходов, для чего муниципальному образованию необходимо предоставить решение о бюджете, подтверждающее обязательства по долевому финансированию расходов, проектно-сметную документацию на выполнение работ, связанных с выносом котельной, после чего должно быть достигнуто соглашение с Главным управлением образования Курганской области и представлена в Финансовое управление Курганской области заявка на перечисление субсидий.

Вынос пристроенной котельной в Школе запланирован на 2012 год на условиях софинансирования 50х50 с бюджетом муниципального образования «Петуховский района», что установлено из письма Главного управления образования Курганской области от 15.09.2010 №2931/11, пояснений представителя администрации П-го района ФИО4 и стороной истца не оспаривалось.

Срок до 01.09.2011 года, заявленный истцом для выноса котельной в отдельное здание, суд находит неприемлемым, так как он не позволяет администрации П-го района изыскать источники финансирования и денежные средства, необходимые для выполнения работ по устранению нарушений пожарной безопасности.

Кроме того, суд принимает во внимание, что согласно предписанию государственного пожарного надзора от 23.08.2007 (л.д.76) директору школы ФИО3 предписано произвести вынос пристроенной к зданию школы котельной по сроку исполнения 01.09.2012 года.

С учетом изложенного, суд определяет срок для приведения здания школы в соответствие с требованиями пожарной безопасности до 1 сентября 2012 года.

Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Петуховского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению «Школа» удовлетворить частично.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа» привести здание школы в соответствие с требованиями пожарной безопасности, а именно произвести вынос котельной из здания школы в отдельное здание в срок до 1 сентября 2012 года.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы, принесения кассационного представления через Петуховский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 7 декабря 2010 года.

Судья

Петуховского районного суда Е.С. Голубь