о предоставлении жилого помещения гражданину, относящемуся к категории детей-сирот (определением КОС оставлено без изменения)



Дело № 2-513/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Петуховский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Тренихиной Т.В.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в г. Петухово Курганской области гражданское дело по иску прокурора Петуховского района Курганской области в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования П. о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Петуховского района Курганской области обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования П. о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указал, что ФИО1в. относится к категории детей-сирот, поскольку его родители умерли. Он был помещен в К-й детский дом, обучение в котором окончил ДД.ММ.ГГГГ, после чего переехал в <адрес> Петуховского района Курганской области. ДД.ММ.ГГГГ призван в ряды Вооружённых Сил РФ, проходил службу в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас. В настоящее время проживает и работает в <адрес>. После службы в армии ФИО1 нигде не обучался и в настоящее время не учится. В <адрес> он проживает в квартире родителей жены, временно зарегистрирован в П.. Собственного жилья не имеет, по месту проживания не зарегистрирован. Решением П-го Представительного собрания от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на учёт в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, однако до настоящего времени ему жильё не предоставлено. Поскольку по решению П-й городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее 18 кв.м. на каждого члена семьи, а состав семьи ФИО1 2 человека (он и жена), следовательно, полагает, что ему должно быть предоставлено жилое помещение площадью не менее 36 кв.м. Поскольку на реализацию осуществляемых муниципальным образованием полномочий Петуховскому району выделено 1633000 рублей в 2010 г., просит обязать администрацию муниципального образования П. предоставить ФИО1 жилое помещение в черте П. соответствующее социальным и санитарно-техническим нормам, площадью не менее 36 кв.м. в срок до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представитель прокуратуры – помощник прокурора Коновалов А.А. на исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить. Полагал, что функция по предоставлению жилья в П. возложена на данный муниципальный орган.

Истец в судебном заседании также иск поддержал, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ умер его отец, а ДД.ММ.ГГГГ – мать, после чего его поместили в К-й детский дом на воспитание. ДД.ММ.ГГГГ его поставили на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку он относится к категории детей-сирот. После окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ он проживал в <адрес> Петуховского района. ДД.ММ.ГГГГ – был призван в ряды Вооруженных Сил РФ и до ДД.ММ.ГГГГ служил в армии. После увольнения в запас он остался проживать в <адрес>, где в настоящее время и проживает совместно с женой. Зарегистрирован по месту жительства в <адрес> у бабушки жены. В П. Курганской области имел временную регистрацию по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у отчима. Своей жилплощадью до настоящего времени не обеспечен. На неоднократные обращения в сектор опеки и попечительства Петуховского района с просьбой обеспечить его жилым помещением отказали в связи с отсутствием денежных средств. Просит обязать администрацию П. предоставить ему жилое помещение на состав семьи из двух человек, площадью не менее 36 кв.м. в черте П. Курганской области.

Представитель ответчика, действующая по доверенности специалист ФИО3 в судебном заседании и в письменном отзыве исковые требования не признала, пояснив, что не оспаривая право истца на получение жилья по категории детей-сирот, полагала, что жилое помещение в П. ему не может быть предоставлено, поскольку он не проживает на территории данного муниципального образования. Также считает необоснованным предоставления жилплощади в размере 36 кв.м., поскольку жена ФИО1 не относится к названной категории лиц. Кроме того, считает администрацию П. ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочия по опеке и попечительству данной категории лиц, а также по финансовому обеспечению названных полномочий принадлежат администрации Петуховского района. Субвенции для осуществления полномочий по опеке и попечительству предоставляются бюджету Петуховского района из бюджета Курганской области на основании заявок, поданных до 01 июля текущего финансового года. В 2010 г. Петуховскому району выделены денежные средства в размере 1633000 рублей для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. Из указанной суммы администрацией П. по результатам конкурса приобретена квартира в муниципальную собственность муниципального образования П. на сумму 550000 рублей и предоставлена по договору социального найма лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время объявлен конкурс на приобретение ещё двух жилых помещений, для последующего предоставления их указанной категории лиц.

Представитель третьего лица отдел образования действующая по доверенности специалист сектора опеки и попечительства ФИО4 в судебном заседании и в письменном отзыве исковые требования поддержала, указав, что ФИО1 являлся воспитанником К-о детского дома в связи с тем, что его родители умерли. Жилое помещение за ним закреплено не было, поскольку собственного жилья родители не имели. С ДД.ММ.ГГГГ по решению П-го Представительного собрания ФИО1 состоит на внеочередном учёте по предоставлению жилья и занесён в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Годовая заявка Главному управлению образования Курганской области для определения субвенций бюджету муниципального образования «Петуховский район» на финансирование расходов, связанных с приобретением жилых помещений для названной категории лиц на 2010 год подана в январе 2010 н., но в район данные средства в полном объёме не поступили. Субвенции на обеспечение жилыми помещениями граждан предоставляются бюджетам муниципальных образований для финансового обеспечения дополнительных гарантий прав граждан на жилое помещение путём приобретениями органами местного самоуправления муниципального образования жилых помещений для дальнейшего предоставления их гражданам по договору социального найма. Таким образом, полагают, что у ФИО1 возникло право на внеочередное получение жилого помещения.

Представитель 3-го лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В письменном отзыве указали, что с исковыми требованиями не согласны, поскольку администрация П. не является надлежащим ответчиком по делу, т.к. государственными полномочиями по опеке и попечительству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены муниципальные образования Курганской области, в данном случае – Петуховский район. Администрация П. такими полномочиями не наделена. Кроме того, лица, принадлежащие к указанной выше категории граждан, наделяются жилыми помещениями по месту жительства. Истец проживает в <адрес>, вместе с тем состоит на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях в администрации П.. Факт проживания истца в другом регионе, является основанием для снятия его администрацией П. с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, следовательно, основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Суд, с учетом мнения участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося 3-го лица, извещенного о времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).

Заслушав объяснения участников процесса, огласив письменные объяснения представителя неявившегося 3-го лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее –Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ), поскольку его мать ФИО5, являющаяся в отношении него матерью-одиночкой умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чём представлены свидетельство о рождении серии 1-НЛ №, выданное М-м райЗАГСом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, постановление администрации Петуховского района Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении в детский дом несовершеннолетних ФИО1 и ФИО8», справка К-о детского дома № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о смерти ФИО5 серии 1-БС №, выданное П-м отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ

ФИО1 не имеет закрепленного за ним жилого помещения и с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в администрации П. в качестве нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения, о чём свидетельствуют постановление администрации Петуховского района № от ДД.ММ.ГГГГ, решение П-го Представительного собрания № от ДД.ММ.ГГГГ

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец являлся воспитанником К-о детского дома и находился на полном государственном обеспечении, в дальнейшем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил срочную службу в рядах Вооружённых Сил РФ, данные обстоятельства по существу стороной ответчика не оспаривались и подтверждаются объяснениями участников процесса, а также письменными материалами дела: аттестатом об основном общем образовании серии Б № от ДД.ММ.ГГГГ, военным билетом серии АБ №, справкой К-о детского дома № от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно данным паспорта ФИО1, он зарегистрирован по месту жительства в <адрес>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права УФРС по С-ой области, данное жилое помещение принадлежит ФИО6

Из сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области № от ДД.ММ.ГГГГ и Петуховского филиала ГУП «Кургантехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО1 на праве собственности жилья на территории Курганской области не имеет.

Из пояснений истца следует, что в настоящее время он работает и проживает в <адрес> совместно с женой ФИО7

На территории Петуховского района Курганской области истец зарегистрированной не значится, о чём представлена адресная справка ТП УФМС России по Курганской области в Петуховском районе.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пункт 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ устанавливает, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 5 этого же Федерального закона предусмотренные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законом Курганской области «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» от 31.12.2004 года № 6 (далее – закон Курганской области от 31.12.2004 г. № 6) постановлением Правительства Курганской области от 13 мая 2008 г. № 186 утвержден Порядок финансирования обеспечения жилыми помещениями, в соответствии с которым финансирование осуществляется путем выделения из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области.

В соответствии с приложением № 1 закона Курганской области № 288 от 05.10.2007 г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» соответствующим органом местного самоуправления, которому передано государственное полномочие Курганской области по опеке и попечительству, является Петуховский район Курганской области.

Администрацией П. оспаривается обязанность по предоставлению жилой площади названной категории граждан, что нашло своё отражение помимо возражений представителя администрации П., также и в возражениях Правительства Курганской области.

Прокурором не приведено обоснования возложения на администрацию П. обязанности по предоставлению жилья ФИО1, при таких обстоятельствах законных оснований для возложения на данный муниципальный орган обязанности по предоставлению жилья ФИО1 нет.

Кроме того, необоснованны и требования прокурора о необходимости предоставления ФИО1 жилого помещения в размере 36 кв.м. с учётом состава семьи из двух человек, поскольку преамбула Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа до 23 лет.

Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно детей категории социально незащищённых граждан, что определяет и соответствующие объёмы необходимого финансирования.

Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и ЖК РФ (ст. 57), и закон Курганской области от 31.12.2004 г. № 6 (ст. 1).

При таких обстоятельствах, оснований для распространения общих норм ЖК РФ и законодательства Курганской области о предоставлении жилых помещений на случай предоставления жилья детям-сиротам, урегулированные специальным законом, не имеется.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ, ст. 6 закона Курганской области 31.12.2004 г. № 6, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди жилым помещением в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта).

Установлено, что после окончания пребывания истца в рядах Вооруженных Сил РФ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, он проживает в <адрес>, работает в данном населённом пункте, что им не отрицалось в судебном заседании.

Имеет регистрацию по месту жительства в С-ой области.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ временно имел регистрацию по месту пребывания в П. Курганской области, как пояснил истец в судебном заседании, по рекомендации сотрудника прокуратуры Петуховского района Курганской области.

При таких обстоятельствах, факт проживания истца в другом субъекте РФ (а, следовательно, в другом муниципальном образовании) является в соответствии со ст. 56 ЖК РФ основанием для снятия его администрацией П. с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а, следовательно, основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.

Принимая во внимание изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных прокурором Петуховского района в интересах ФИО1 о предоставлении жилья.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ при отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.

Прокурор при подаче в суд исковых заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, освобождён от уплаты госпошлины на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Истец ФИО1 от уплаты госпошлины не освобождён, следовательно, с него надлежит взыскать госпошлину в доход муниципального образования «Петуховский район» (ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ) в размере 200 рублей (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Петуховского района Курганской области в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования П. о предоставлении жилого помещения, отказать.

Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования «Петуховский район» госпошлину в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Петуховский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2010 г.

Судья Т.В. Тренихина