О выдаче государственного сертификата (кас. определением решение отменено)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Петуховский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Тренихиной Т.В.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Петухово Курганской области 00.00.0000 года гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в П. районе Курганской области о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, возложении обязанности выдать государственный сертификат,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в П. районе Курганской области (далее - ГУ-УПФ РФ в П. районе) о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, возложении обязанности выдать государственный сертификат. В обоснование заявленных требований указала, что в апреле **** г. обратилась к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, к которому приложила в числе прочих документов справку о рождении первого ребёнка ФИО3. 00.00.0000 г. получила отказ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с непредставлением свидетельства о рождении на первого ребёнка. считает данный отказ незаконным, т.к. правовым и значимым основанием для выдачи государственного материнского (семейного) сертификата является факт рождения второго и последующих детей после 00.00.0000 г. Такие документы ею были представлены, следовательно, она имеет право на получение указанного сертификата.

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснив, что первый ребёнок у неё родился в **** г. мёртвым, поэтому ею представлена справка о рождении на данного ребёнка. Считает, что закон не связывает право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал с наличием свидетельства о рождении на первого ребёнка, а - только с самим фактом его рождения, и рождения после 00.00.0000 г. второго и последующих детей.

Представитель ответчика, действующая по доверенности специалист отдела назначения, перерасчёта, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц ФИО7 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилас, полагая, что у истца не возникло права на приобретение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, поскольку первый ребёнок у неё к моменту обращения с данным заявлением умер. Полагает, что действующее законодательство связывает право на получение данного сертификата именно с наличием живых детей к моменту обращения с подобным заявлением. Свидетельство о рождении на первого ребёнка истцом представлено не было, поскольку он родился мёртвым, поэтому ей отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из пояснения сторон, уведомления ГУ-УПФ РФ в П. районе л.д. 4) следует, что истец обратилась к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением после 00.00.0000 г. у неё второго ребёнка. В выдаче данного сертификата ей было отказано, т.к. ФИО2 не представлено свидетельства о рождении на первого ребёнка.

Согласно свидетельству о рождении Серии 1-БС №ХХ, выданного 00.00.0000 г. Администрацией К. сельсовета П. района Курганской области, у ФИО2 00.00.0000 г. родилась дочь ФИО4.

Из справки о рождении №ХХ от 00.00.0000 г. отдела ЗАГС Администрации П. района Курганской области и актовой записи о рождении №ХХ от 00.00.0000 г. П. отдела ЗАГСа следует, что 00.00.0000 г. у ФИО2 родилась дочь ФИО3, ребёнок родился мёртвым.

В соответствии подп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 5 данного Закона, вышеуказанные лица или их законные представители, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке). Это же указано и в Правилах подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 873 "О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал" (далее - Правил).

Таким образом, право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей.

Статья 4 вышеназванного Закона указывает на то, что регистр лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки содержит информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки, в виде сведений о детях, в числе которых указывается фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очерёдность рождения, гражданство.

Согласно п. 5 Правил, заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке): удостоверяющих личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки; подтверждающих принадлежность к гражданству Российской Федерации ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого у граждан, указанных в пункте 3 настоящих Правил, возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, а также лиц, указанных в подпункте "а" пункта 3 настоящих Правил; подтверждающих рождение (усыновление) детей.

Следовательно, правовым и значимым основанием для получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал следует считать не наличие свидетельства о рождении первого ребёнка, а факт рождения детей.

Отсутствие свидетельства о рождении первого ребёнка не препятствует получению государственного сертификата.

Что касается регистрации рождения первого ребёнка, то такая регистрация в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" в отношении ребёнка, родившегося мёртвым, не производится, и в этом случае выдаётся документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка (справка о рождении).

При таких обстоятельствах, отказ ГУ-УПФ РФ в П. районе ФИО2 в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, суд находит незаконным, исковые требования - подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в П. районе Курганской области о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, возложении обязанности выдать государственный сертификат, удовлетворить.

Признать отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в П. районе Курганской области в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным.

Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в П. районе Курганской области выдать ФИО2 государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Решение может быть обжаловано в Курганской областной суд в срок 10 дней через Петуховский районный суд со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение вынесено 00.00.0000 г.

Судья Т.В.Тренихина

№33-1931/2010

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Тренихина Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

председательствующего Бурматовой Н.В.

судей областного суда Григорьевой Н.А. и Стрижовой В.Н.

при секретаре ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 00.00.0000 года дело по кассационной жалобе ГУ Управление ПФ РФ в П. районе Курганской области на решение Петуховского районного суда Курганской области от 00.00.0000 года, которым постановлено:

«Исковые требования ""ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в П. районе Курганской области о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, возложении обязанности выдать государственный сертификат, удовлетворить.

Признать отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в П. районе Курганской области в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным.

Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в П. районе Курганской области выдать ФИО2 государственный сертификат на материнский (семейный) капитал».

Заслушав доклад судьи областного суда Стрижовой В.Н., пояснения ФИ ОM2 представителя Управления Пенсионного фонда РФ в П. районе Курганской области ФИО6, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО A.M2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в П. районе Курганской области (далее - ГУ УПФ РФ в П. районе) о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. В обоснование иска указала, что 00.00.0000 года родила первого ребенка - ФИО3, которая родилась мертвой. 00.00.0000 года родила второго ребенка ФИО4, после рождения которой, обратилась к ответчику для оформления государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Однако ей было отказано в выдаче указанного сертификата по причине того, что не было представлено свидетельство о рождении на первого ребенка, что по ее мнению, противоречит требованиям закона и нарушает гарантированное государством право на получение государственного сертификата на материнский капитал. Документом, подтверждающим рождение первого ребенка, умершего-на первой неделе жизни, является справка о рождении ребенка. Считает, что юридически значимым при решении вопроса о выдаче ей сертификата является факт рождения двух детей. Просила суд признать отказ ГУ УПФ РФ в П. районе Курганской области №ХХ от 00.00.0000 года в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, обязать ответчика выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В судебном заседании истец ФИ ОM2 на исковых требованиях настаивала в полном объеме.

Представитель ГУ УПФ РФ в П. районе Курганской области ФИО7 с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал истцу отказано правомерно, поскольку ФИ ОM2 не было представлено свидетельство о рождении первого ребенка, что является обязательным в силу Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 №873.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в П. районе Курганской области выражает несогласие с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что судом нарушены и неправильно применены нормы материального права. Ссылается на аналогичные доводы, изложенные в судебном заседании. А также на то, что вывод суда о том, что отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка не препятствует получению государственного сертификата, а также, что право на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений) детей, а не от реального количества живых детей, основан на неправильном толковании норм материального права, ссылаясь на п.1 ст.6 ФЗ 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Считает, что одним из юридических фактов, с которыми законодатель связывает предоставление дополнительных мер государственной поддержки, определенных законодательством, является рождение ребенка, появление которого зарегистрировано в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.

В суде кассационной инстанции представитель ответчика доводы кассационной жалобы поддержал.

Истец против жалобы возражала.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела (п.п.3,4 ч.1 ст.362 ГПК РФ).

Из материалов дела усматривается, что 00.00.0000 года ФИ ОM2 родила ребенка ФИО3. Ребенок родился мертвым. Запись акта о рождении ребенка №ХХ от 00.00.0000 подтверждена справкой о рождении №ХХ, выданной 00.00.0000 л.д. 6).

00.00.0000 года ФИ ОM2 родила второго ребенка - ФИО4 л.д.5).

После рождения этого ребенка истец обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в П. районе Курганской области с заявлением о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал.

Согласно уведомлению №ХХ от 00.00.0000 года об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал ГУ УПФ РФ в П. районе истцу отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на том основании, что не предоставлено свидетельство о рождении первого ребенка л.д.4).

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об удовлетворении иска на том основании, том, что возникновение права на материнский капитал зависит только от количества рождений (усыновлений), по следующим основаниям.

В статье 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» содержится перечень категорий граждан Российской Федерации, которым предоставлено право на дополнительные меры государственной поддержки при рождении (усымоилснии) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации. К таким лицам отнесены женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Из буквального толкования преамбулы Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следует, что данный Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям"достойную жизнь. Таким образом, цель данного закона состоит в оказании мер поддержки семьям, имеющим детей, а не одного ребенка.

На момент обращения истца за получением сертификата в ее семье воспитывался один ребенок.

Вывод суда о том, что непредставление документа, подтверждающего рождение ребенка, не может служить основанием для отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не основан на законе.

В силу пункта 5 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 873, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 № 709) и приложения к Правилам подачи заявления о выдаче государственного сертификата, содержащего форму заявления, одним из обязательных документов, с предъявлением которых подается заявление о выдаче сертификата, является документ, подтверждающий рождение (усыновление) детей - свидетельство о рождении, реквизиты которого указываются в заявлении.

Аналогичное требование содержится и в пункте 2 статьи 4 Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предусматривающем обязательное ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки. Перечень необходимых сведений содержит, в том числе, реквизиты свидетельств о рождении детей.

При этом в силу ст. 20 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, производится на основании документа установленной формы о перинатальной смерти, выданного медицинской организацией или частнопрактикующим врачом. Свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка. Государственная регистрация смерти ребенка, родившегося мертвым, не производится.

Таким образом, ФИ ОM2 не могло быть представлено свидетельство о рождении первого ребенка, родившегося мертвым.

Согласно системному толкованию указанных выше правовых норм, без предоставления свидетельства о рождении, и при наличии у истца одного ребенка, ей обоснованно отказано в выдаче сертификата на получение материнского капитала.

Судебная коллегия находит решение ГУ УПФ РФ в П. районе законным.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает решение суда отменить с вынесением нового решения об отказе ФИ ОM2 в иске, поскольку все, имеющие значение для дела обстоятельства, установлены судом первой инстанции.

Руководствуясь ст.360 - 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петуховского районного суда Курганской области от 00.00.0000 года отменить.

Председательствующий:

Судьи:

ФИО2 в удовлетворении иска к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в П. районе Курганской области о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал незаконным, возложении обязанности выдать государственный сертификат отказать.