Дело № 2-452/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петуховский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Тренихиной Т.В.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Петухово Курганской области 29 сентября 2010 года гражданское дело по иску прокурора Петуховского района Курганской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации П. района Курганской области, муниципальному общеобразовательному учреждению «Н. основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности привести здание школы в соответствие с требованиями пожарной безопасности, финансированию работ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Петуховского района Курганской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с иском к администрации П. района Курганской области, муниципальному общеобразовательному учреждению «Н. основная общеобразовательная школа» (далее - Н. школа или МОУ «Н. ООШ») о возложении обязанности привести здание школы в соответствие с требованиями пожарной безопасности, финансированию работ. Требования обоснованы тем, что в результате проведенной проверки было установлено, что в Н. школе, расположенной в с. Н. П. района Курганской области, выявлены нарушения п. 1.8 СНиП 11-35-76, а именно, к зданию школы пристроена котельная. Поскольку администрация П. района является учредителем МОУ «Н. ООШ», на ней лежит обязанность по обеспечению содержания здания данной школы, в т.ч. по надлежащей установке котельной. Для этого собственник обязан выделить денежные средства на монтирование пристроенной котельной в отдельное здание. Поскольку пожар - это неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, то выявленное нарушение требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся школы, учителей, обслуживающего персонала, чем нарушают права учащихся на безопасность жизни и здоровья. Кроме того, школу посещают граждане, не обучающие и не работающие в ней, что также, в случае возникновения пожара, создаёт угрозу для их жизни и здоровья и нарушает их права. Просит обязать МОУ «Н. ООШ» смонтировать котельную в отдельное здание, возложить на администрацию П. района обязанность по финансированию данных работ.
В судебном заседании помощник прокурора Булычев Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил обязать Н. школу смонтировать котельную в отдельное здание, а администрацию П. района профинансировать данные работы в течение 6 месяцев с момента вынесения судебного решения.
Представитель ответчика - администрации П. района, действующий на основании доверенности советник Главы по правовым вопросам ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично, пояснив, что согласен с тем, что необходимо произвести вынос котельной школы в отдельное здание, но это требует значительных финансовых затрат, которыми район не располагает, поэтому требуется финансовая поддержка из областного бюджета. В соответствии с Законом развития Курганской области, вынос пристроенной котельной в П. районе в Н. школе планируется на 2012 год на условиях софинансирования с областным бюджетом 50х50% затрат. Таким образом, просят установить срок для исполнения указанных работ не ранее сентября 2012 года, т.к. в 2010 году денежных средств на эти работы в бюджете не заложены, в 2011 году будут разрабатываться проекты и сметы работ, объявляться конкурсы на их разработку и утверждение, только после этого будут выделены денежные средства.
Представитель ответчика - МОУ «Н. ООШ», действующая в силу Устава директор ФИО3 в судебном заседании с иском согласилась, пояснив, что у школы своих денежных средств на переоборудование здание котельной в отдельное здание не имеется, поэтому необходимо выделение денежных средств учредителем, коим является администрация П. района.
Представители 3-х лиц Отдела государственного противопожарного надзора по П. району Курганской области (далее - ОГПН по П. району), муниципального учреждения «Управление образования П. района», Правительства Курганской области в лице Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
С учётом мнения сторон, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей 3-х лиц, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит следующее.
По результатам проверки соблюдения требований пожарной безопасности в Н. школе главным государственным инспектором ОГПН по П. району 00.00.0000 г. составлено заключение об имеющем место нарушении п. 1.8* СНиП35-76 «Котельные установки» и ст. 4 Федерального закона от 00.00.0000 г. №ХХФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно, к зданию школы пристроена котельная. Здание школы 2-х этажное, 2 степени огнестойкости л.д. 5).
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ).
В целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества принят Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ), содержащий наряду с иными требованиями безопасности зданий и сооружений, требования пожарной безопасности.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение.
В силу ч. 1 ст. 6 данного Закона Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 г. № 1047-р утверждён Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в число которых включены Строительные нормы и правила. Нормы проектирования. «Котельные установки» СНиП 11-35-76, утверждённые постановлением Госкомстроя СССР от 31.12.1976 г. № 229.
В соответствии с п. 1.8 СНиП 11-35-76 «Котельные установки» не допускается проектирование крышных, встроенных и пристроенных котельных к зданиям детских дошкольных и школьных учреждений.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ и п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждённых Приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 г. (далее - ППБ 01-03), собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в т.ч. руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Из Устава МОУ «Н. ООШ» (п.п. 1.3, п. 7.1), а также в силу п. 1 ст. 296 и п. 1 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) и п. 7.4 решения П. районной Думы от 00.00.0000 г. №ХХ «Об утверждении Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования П. район» следует, что школа владеет, пользуется и распоряжается имуществом, переданным ей учредителем - Администрацией П. района в лице Управления образования администрации П. района на праве оперативного управления. Деятельность школы финансируется учредителем в соответствии с договорами между ними (п. 7.4 Устава).
Представителем МОУ «Н. ООШ» ФИО3 не оспаривался факт необходимости произвести вынос пристроенной к зданию школы котельной в отдельное здание.
Поскольку Н. школа владеет и пользуется зданием школы, следовательно, обязанность по обеспечению своевременного выполнения требований пожарной безопасности должна быть возложена на неё.
На основании изложенного суд находит требования прокурора заявленные к МОУ «Н. ООШ» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса. Учреждение может быть создано муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение), которое может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В судебном заседании установлено из пояснений ответчиков, что школа не имеет в своем распоряжении денежных средств для проведения работ по выносу пристроенной котельной в отдельное здание. Кроме того, Н. школа является органом администрации П. района и не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а, следовательно, лишено иных источников дохода.
Сторонами настоящего гражданского дела не оспаривается, что право собственности на здание Н. школы принадлежит муниципальному образованию «П. район».
Согласно ст.ст. 215 и 125 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 1.13 ст. 29 Устава П. района Курганской области деятельность по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности П. района осуществляет администрация П. района, об этом же указано в подп. b п. 4.2 Положения о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования «П. район«, утверждённом решением П. районной Думы от 00.00.0000 г. №ХХ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих территорий.
Как следует из письма Главного управления образования Курганской области от 00.00.0000 г. №ХХ в соответствии с Законом развития Курганской области ежегодно предусматриваются субсидии на обеспечение доступности дошкольного образования, часть которых направляется на вынос встроенных и пристроенных котельных в общеобразовательных учреждениях Курганской области. Вынос пристроенной котельной в Н. основной общеобразовательной школе планируется на 2012 год на условиях софинансирования 50х50 с бюджетом муниципального образования.
Таким образом, прокурором в судебном заседании не представлено доказательств того, что администрация П. района отказала МОУ «Н. ООШ» в финансировании расходов на вынос пристроенной котельной в отдельное здание.
При таких обстоятельствах, суд считает, что вопрос финансирования данных расходов должен быть разрешён в рамках межбюджетных отношений.
Следовательно, в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности финансирования расходов на вынос пристроенной к зданию школы котельной на администрацию П. района, прокурору необходимо отказать.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
В целях реализации Закона Курганской области от 00.00.0000 года N 517 "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Правительство Курганской области постановлением от 00.00.0000 г. N 241 утвердило Порядок предоставления и расходования субсидий, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Курганской области на создание безопасных условий деятельности образовательных учреждений, согласно которому данные субсидии предоставляются из областного бюджета на условиях софинансирования расходов, для чего муниципальному образованию необходимо предоставить решение о бюджете, подтверждающее обязательства по долевому финансированию расходов, проектно-сметную документацию на выполнение работ, связанных с выносом котельной, после чего должно быть достигнуто соглашение с Главным управлением образования Курганской области и представлена в Финансовое управление Курганской области заявка на перечисление субсидий.
На основании изложенного суд находит, что работы по выносу котельной в отдельное здание требуют для исполнения большого периода времени, поэтому, считает необходимым определить для их выполнения срок до сентября 2011 года (т.е. до начала следующего учебного года).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Петуховского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации П. района Курганской области, МОУ «Н. основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности привести здание школы в соответствие с требованиями пожарной безопасности, финансированию работ, удовлетворить частично.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Н. основная общеобразовательная школа» привести здание Н. основной общеобразовательной школы в соответствие с требованиями пожарной безопасности, обязав произвести вынос пристроенной к зданию школы котельной в отдельное здание в срок до сентября 2011 года.
В удовлетворении исковых требований к администрации П. района Курганской области о возложении обязанности финансирования работ по выносу пристроенной котельной в отдельное здание, отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в срок 10 дней со дня вынесения мотивированного решения через Петуховский районный суд.
Мотивированное решение вынесено 01 октября 2010 года.
Судья Т.В. Тренихина