О возложении обязанности привести полигон ТБО в соответствие с требованиями (вступило в зак. силу)



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Петуховский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Тренихиной Т.В.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в г. Петухово Курганской области 00.00.0000 г. в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Петуховского района в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Администрации П. района Курганской области о возложении обязанности привести полигон твёрдых бытовых отходов с. Н. П. района Курганской области в соответствие с требованиями действующего законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Петуховского района обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Администрации П. района Курганской области о возложении обязанности привести полигон твёрдых бытовых отходов (далее - ТБО) с. Н. П. района Курганской области в соответствие с требованиями действующего законодательства. В обоснование иска указал, что прокуратурой Петуховского района 00.00.0000 г. проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды при утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства в деятельности ответчика при эксплуатации полигона ТБО, расположенного в с. Н. П. района Курганской области, а именно: выбранный участок для полигона не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам; по периметру всей территории полигона ТБО отсутствует лёгкое ограждение, либо осушительная траншея глубиной более 2 метров или вал высотой не более 2 метров; на полигоне нет переносных сетчатых ограждений для задержки лёгких фракций отходов и не разработана программа производственного контроля для полигона ТБО. В результате существенно нарушаются интересы Российской Федерации, выраженные в охране от загрязнения окружающей природной среды. Кроме того, нарушаются права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит обязать Администрацию П. района привести данный полигон ТБО в соответствие с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства, устранить указанные нарушения.

Представитель прокуратуры Петуховского района - помощник прокурора Коновалов А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика, действующий на основании доверенности советник Главы П. района ФИО2 в судебном заседании с иском не согласился, полагая, что в соответствии с действующим законодательством на Администрацию П. района, как орган местного самоуправления муниципального района возложена, в области обращения с отходами, обязанность утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Полигон является специально оборудованным сооружением для хранения и захоронения отходов. Действующим законодательством не возложена обязанность на Администрацию района по строительству, эксплуатации и содержанию ТБО. Сбор и вывоз отходов включает в себя конечное размещение отходов, предполагает организацию мест для их длительного хранения или захоронения. В соответствии с действующим законодательством сбор и вывоз бытовых отходов - обязанность муниципальных образований поселений и городских округов. Заявляя требование о возложении на Администрацию района обязанности привести полигон ТБО в соответствие с действующим законодательством, прокурор фактически заявляет требования о финансировании данных работ, т.е. ограничивает в самостоятельности расходования бюджетных средств. Просит в иске отказать.

Представитель 3-го лица - Администрации Н. сельсовета, действующая в силу Устава глава ФИО3 в судебном заседании с иском прокурора согласилась, пояснив, что до 2009 г. на основании заключённого между ними и Администрацией П. района договора, осуществляли содержание полигона ТБО. В настоящее время действие данного договора закончилось, на 2010 года таких договоров не заключалось. Финансирование Администрацией района на содержание полигона в 2010 году не производилось.

Представитель 3-го лица - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в П., Ч. и М. районах, действующая по доверенности главный специалист-эксперт ФИО4 в судебном заседании с иском прокурора согласилась, пояснив, что 00.00.0000 г. по запросу прокуратуры Петуховского района ею проведены внеплановые мероприятия по надзору на общественной свалке в с. Н. П. района, где установлены нарушения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства в её содержании, а именно: выбранный участок для полигона не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам; по периметру всей территории полигона ТБО отсутствует лёгкое ограждение, либо осушительная траншея глубиной более 2 метров или вал высотой не более 2 метров; на полигоне нет переносных сетчатых ограждений для задержки лёгких фракций отходов и не разработана программа производственного контроля для полигона ТБО. Данные нарушения негативно влияют на окружающую природную среду.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Установлено, что решением Н. сельской Думы П. района Курганской области от 00.00.0000 г. №ХХ отведён земельный участок под скотомогильник, расположенный в 2 км. от населённого пункта, 1 км. от бывшей четырёхрядной базы и под территорию полигона ТБО в размере 1500 кв.м. (л.д. 6-7).

Согласно справке ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области в П., Ч. и М. районах от 00.00.0000 г. по результатам внеплановых мероприятий по надзору на общественной свалке в с. Н. установлено: по периметру свалки отсутствует осушительная траншея глубиной более 2 метров или вал высотой не более 2 метров, что является нарушением п. 4.4 СП 2.1.7.1038-01; не проводится буртование поступающих на свалку отходов, что является нарушением п. 2.3 СП 2.1.7.1038-01; участок для свалки не имеет санитарно-эпидемиологического заключения, что является нарушением п. 2.2 СП 2.1.7.1038-01; не производится производственный контроль, что является нарушением п. 6.5 СП 2.1.7.1038-01 л.д. 4).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления. В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 данного Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.

В п. 1 ст. 8 Закона об отходах также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Введенный с 1 июля 2002 года Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст Межгосударственный стандарт «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. ГОСТ 30772-2001» в пунктах 5.22, 5.33 и 5.38 даёт расшифровку терминам и понятиям: «Этапы технологического цикла отходов» - последовательность процессов обращения с конкретными отходами в период времени от его появления и до окончания его существования: на стадиях жизненного цикла продукции и далее паспортизации, сбора, сортировки, транспортирования, хранения (складирования), включая утилизацию, захоронение и/или уничтожение отходов. «Переработка отходов» - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов. Цель реализации технологических операций с отходами - превращение их во вторичное сырье, энергию, продукцию с потребительскими свойствами. «Утилизация отходов» - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий. В процессах утилизации перерабатывают отслужившие установленный срок и/или отбракованные изделия, материалы, упаковку, другие твердые отходы, а также жидкие сбросы и газообразные выбросы.

Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования (п. 5 ст. 1 Закона Об отходах).

Из анализа данных терминов и определений суд приходит к выводу, что утилизация включает в себя хранение, сортировку, изоляцию, и обезвреживание (в том числе путём уничтожения) бытовых и промышленных отходов. Переработка отходов, по мнению суда, так же включает в себя хранение, сортировку и изоляцию бытовых и промышленных отходов.

По смыслу ст. 2.1. СанПин 2.1.7.1038 - 01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» для данной деятельности создаются специализированные сооружения - полигоны твердых бытовых отходов (ТБО). Поскольку полигоны ТБО создаются специально, в том числе и для утилизации или переработки отходов, суд приходит к выводу, что организация деятельности по содержанию полигонов твёрдых бытовых отходов входит в сферу деятельности, отнесённую к вопросам местного значения муниципального района.

Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора о возложении на Администрацию П. района обязанности привести полигон твёрдых бытовых отходов с. Н. П. района Курганской области в соответствие с требованиями действующего законодательства, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Петуховского района в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Администрации П. района Курганской области о возложении обязанности привести полигон твёрдых бытовых отходов с. Н. П. района Курганской области в соответствие с требованиями действующего законодательства, удовлетворить.

Обязать Администрацию П. района Курганской области привести полигон твёрдых бытовых отходов в с. Н. П. района Курганской области, размером 1500 кв.м., в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, в частности:

  1. получить на выбранный участок для полигона санитарно-эпидемиологическое заключение об его соответствии санитарным правилам;
  2. установить по периметру всей территории полигона ТБО лёгкое ограждение, либо обустроить осушительной траншеей глубиной более 2 метров или валом, высотой не более 2 метров;
  3. оборудовать полигон переносными сетчатыми ограждениями для задержки лёгких фракций отходов;
  4. разработать программу производственного контроля для полигона ТБО.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в срок 10 дней со дня вынесения мотивированного решения через Петуховский районный суд.

Мотивированное решение вынесено 00.00.0000 г.

Судья: Т.В. Тренихина