Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Петуховский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи А.Н. Мыльченко,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Петухово Курганской области 00.00.0000 года гражданское дело по иску прокурора Петуховского района в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Администрации МО «Х» Курганской области о возложении обязанности привести полигон твёрдых бытовых отходов п. N. П. района Курганской области в соответствие с требованиями действующего законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Петуховского района обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Администрации МО «Х» Курганской области о возложении обязанности привести полигон твёрдых бытовых отходов (далее - ТБО) п. N. П. района Курганской области в соответствие с требованиями действующего законодательства. В обоснование иска указал, что прокуратурой Петуховского района 00.00.0000 г. проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды при утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства в деятельности ответчика при эксплуатации полигона ТБО, расположенного на северо-западе п. N. П. района Курганской области, а именно: выбранный участок для полигона не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам; прилегающие к свалке земли загрязнены мусором, не обеспечена их уборка; по периметру всей территории полигона ТБО отсутствует лёгкое ограждение, либо осушительная траншея глубиной более 2 метров или вал высотой не более 2 метров; на полигоне нет переносных сетчатых ограждений для задержки лёгких фракций отходов и не разработана программа производственного контроля для полигона ТБО. В результате существенно нарушаются интересы Российской Федерации, выраженные в охране от загрязнения окружающей природной среды. Кроме того, нарушаются права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит обязать Администрацию МО «Х» привести полигон ТБО, расположенный на северо-западе п. N. П. района, общей площадью 25000 кв.м. в соответствие с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.
Представитель прокуратуры Петуховского района - помощник прокурора А.А. Коновалов в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО «Х», действующий на основании доверенности, советник Главы П. района ФИО2 в судебном заседании с иском не согласился, полагая, что в соответствии с действующим законодательством на Администрацию П. района, как орган местного самоуправления муниципального района возложена, в области обращения с отходами, обязанность организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Полигон является специально оборудованным сооружением для хранения и захоронения отходов. Действующим законодательством не возложена обязанность на Администрацию района по строительству, эксплуатации и содержанию ТБО. Сбор и вывоз отходов включает в себя конечное размещение отходов, предполагает организацию мест для их длительного хранения или захоронения. В соответствии с действующим законодательством сбор и вывоз бытовых отходов - обязанность муниципальных образований поселений и городских округов. Заявляя требование о возложении на Администрацию района обязанности привести полигон ТБО в соответствие с действующим законодательством, прокурор фактически заявляет требования о финансировании данных работ, т.е. ограничивает в самостоятельности расходования бюджетных средств. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица - Администрации К. сельсовета, действующая на основании Устава и распоряжения специалист ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора согласилась.
Представитель третьего лица - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском и Макушинском районах, действующая по доверенности главный специалист-эксперт ФИО4 в судебном заседании с иском прокурора согласилась, пояснив, что 00.00.0000 г. по запросу прокуратуры П. района ею проведены внеплановые мероприятия по надзору на общественной свалке в п. N. П. района, где установлены нарушения действующего санитарно-эпидемиологического законодательства в её содержании, а именно: по периметру всей территории полигона ТБО отсутствует лёгкое ограждение, либо осушительная траншея глубиной более 2 метров или вал высотой не более 2 метров; санитарно-защитная зона и прилегающие к свалке земли загрязнены мусором, не обеспечена их уборка; выбранный участок для полигона не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам; на территории свалки производится сжигание ТБО и не разработана программа производственного контроля для полигона ТБО. Данные нарушения негативно влияют на окружающую природную среду.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Установлено, что решением К. сельской Думы П. района Курганской области от 00.00.0000 г. №ХХ отведён земельный участок под скотомогильник, расположенный на севере поселка N. и под территорию полигона ТБО, расположенный на северо-западе поселка «N, общей площадью 2500 кв.м. и 25000 кв.м..
Согласно справке ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском и Макушинском районах от 00.00.0000 г. по результатам внеплановых мероприятий по надзору на общественной свалке в п. N. П. района установлено: по периметру свалки отсутствует осушительная траншея глубиной более 2 метров или вал высотой не более 2 метров, что является нарушением п. 4.4 СП 2.1.7.1038-01; санитарно-защитная зона и прилегающие к свалке земли загрязнены мусором, не обеспечена их уборка, что является нарушением п.5.6 СП 2.1.7.1038-01; на территории свалки производится сжигание ТБО, что является нарушением п.5.7 СП 2.1.7.1038-01; не проводится буртование поступающих на свалку отходов, что является нарушением п. 2.3 СП 2.1.7.1038-01; участок для свалки не имеет санитарно-эпидемиологического заключения, что является нарушением п. 2.2 СП 2.1.7.1038-01; не производится производственный контроль, что является нарушением п. 6.5 СП 2.1.7.1038-01.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Право граждан на благоприятную окружающую среду установлено статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами производства и потребления. В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 данного Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.
В п. 1 ст. 8 Федерального Закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В связи с чем, неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Введенный с 1 июля 2002 года Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст Межгосударственный стандарт «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. ГОСТ 30772-2001» в пунктах 5.22, 5.33 и 5.38 даёт расшифровку терминам и понятиям: «Этапы технологического цикла отходов» - последовательность процессов обращения с конкретными отходами в период времени от его появления и до окончания его существования: на стадиях жизненного цикла продукции и далее паспортизации, сбора, сортировки, транспортирования, хранения (складирования), включая утилизацию, захоронение и/или уничтожение отходов. «Переработка отходов» - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов. Цель реализации технологических операций с отходами - превращение их во вторичное сырье, энергию, продукцию с потребительскими свойствами. «Утилизация отходов» - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий. В процессах утилизации перерабатывают отслужившие установленный срок и/или отбракованные изделия, материалы, упаковку, другие твердые отходы, а также жидкие сбросы и газообразные выбросы.
Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования (п. 5 ст. 1 Закона Об отходах).
Из анализа данных терминов и определений суд приходит к выводу, что утилизация включает в себя хранение, сортировку, изоляцию и обезвреживание (в том числе путём уничтожения) бытовых и промышленных отходов. Переработка отходов, по мнению суда, так же включает в себя хранение, сортировку и изоляцию бытовых и промышленных отходов.
По смыслу ст. 2.1. СанПин 2.1.7.1038 - 01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» для данной деятельности создаются специализированные сооружения - полигоны твердых бытовых отходов (ТБО). Поскольку полигоны ТБО создаются специально, в том числе и для утилизации или переработки отходов, суд приходит к выводу, что организация деятельности по содержанию полигонов твёрдых бытовых отходов входит в сферу деятельности, отнесённую к вопросам местного значения муниципального района.
Таким образом, суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является именно Администрация муниципального образования «Х» Курганской области.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора о возложении на Администрацию МО «Х» обязанности привести полигон твёрдых бытовых отходов п. N. П. района Курганской области в соответствие с требованиями действующего законодательства, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Петуховского района в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Администрации муниципального образования «Х» Курганской области о возложении обязанности привести полигон твёрдых бытовых отходов п. N. П. района Курганской области в соответствие с требованиями действующего законодательства, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Х» Курганской области привести полигон твёрдых бытовых отходов в п. N. П. района Курганской области, расположенного на северо-западе п. N, площадью 25000 кв.м., в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, в частности:
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в срок 10 дней через Петуховский районный суд.
Судья: А.Н. Мыльченко