Дело № 2 - 340/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Петухово 00.00.0000 г.
Петуховский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Стрельцова А.С. при секретаре ФИО1, с участием представителя Истца заместителя прокурора Петуховского района Курганской области Недорезова В.Ю., представителя Ответчика Администрации МО «П. район» ФИО2, действующего на основании доверенности №ХХ от 00.00.0000., представителя третьего лица Управления Роспотребнадзора по Курганской области ФИО3, действующего на основании доверенности №ХХ от 00.00.0000., представителя третьего лица Администрацию МО «Х. сельсовет» ФИО4, действующего на основании доверенности №ХХ от 00.00.0000., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 340 по исковому заявлению прокурора П. района к Администрации МО «П. район» о возложении обязанности к совершению законных действий по содержанию полигона твёрдых бытовых отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Петуховского района, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Петуховский районный суд Курганской области с исковым заявлением к Администрации П. района о возложении обязанности к совершению законных действий по содержанию полигона твёрдых бытовых отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. В обоснование своих требований Истец указал, что в ходе проведения проверки по исполнению законодательства РФ в сфере охраны окружающей природной среды было установлено, что при использовании полигона для утилизации твердых бытовых отходов, расположенном на месте бывшей силосной ямы в с. Б. П. района, нарушаются требования действующих санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». Так установлено, что в нарушение:
- п. 2.2. санитарных Правил - выбранный для полигона участок земли не имеет санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам;
- п. 4.4. санитарных Правил - по периметру всей территории полигона твердых бытовых отходов отсутствует легкое ограждение, либо осушительная траншея глубиной более двух метров или вал высотой не более двух метров;
- п. 5.3. санитарных Правил - на полигоне нет переносных сетчатых ограждений для задержки легких фракций отходов;
- п. 5.6. санитарных Правил - не обеспечена уборка прилегающих к свалке земельных участков;
- п. 6.4. санитарных Правил - программа производственного контроля для полигона твердых бытовых отходов не разработана.
Данные нарушения создают угрозу здоровью граждан, а так же существенно нарушают интересы Российской Федерации и неопределённого круга лиц на безопасную от загрязнений окружающую среду.
В судебном заседании представитель Истца заместитель прокурора ФИО5 исковые требования поддержал. Пояснил, что в на месте бывшей силосной ямы возле с. Б. П. района уже много лет расположена свалка, куда вывозятся бытовые отходы (мусор) жителей данного населённого пункта. Данный полигон для твёрдых бытовых отходов ни кем не содержится и не следит за его состоянием. По мнению прокурора, обязанность по содержанию свалки при хранении твёрдых бытовых отходов несёт Администрация П. района, однако, данный орган исполнительной власти даже надлежащим образом не отвёл в установленном законом порядке данный земельный участок для хранения отходов потребления. В результате бездействия Ответчика полигон для твёрдых бытовых отходов содержится с нарушением действующих санитарных правил, что нарушает интересы Российской Федерации и неопределённого круга лиц на безопасную от загрязнений окружающую среду и может повлечь распространение различных заболеваний среди граждан. Просил возложить на Администрацию МО «П. район»: получить на выбранный участок земли для полигона твердых бытовых отходов санитарно - эпидемиологическое заключение; установить по периметру всей территории полигона твердых бытовых отходов легкое ограждение, либо обустроить осушительной траншеей глубиной более двух метров или валом высотой не более двух метров; оборудовать полигон переносными сетчатыми ограждениями для задержки легких фракций отходов; очистить прилегающие к свалки земельные участки от загрязняющего их мусора; разработать программу производственного контроля для полигона твердых бытовых отходов.
Представитель Ответчика ФИО2 с заявленными исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что на месте бывшей силосной ямы возле с. Б. П. района действительно уже много лет расположена свалка. Земельный участок, на котором расположен полигон для твёрдых бытовых отходов, специально предназначен для данных целей, но документы на него не оформлялись. Ранее содержанием полигона и хранением на нём отходом занималась Администрация МО «П. район» либо делегировала полномочия на его содержание, с предоставлением финансирования, МО «Х. сельсовет». То, что полигон для твёрдых бытовых отходов (свалка) содержится с нарушением санитарных правил, которые указал прокурор, Администрация П. района не оспаривает. Однако, считает, что к обязанностям Администрации П. района относится только деятельность по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Деятельность по содержанию полигона для твёрдых бытовых отходов не подпадает под сферу деятельности Ответчика поэтому в **** году ни каких распоряжений по осуществлению хранения бытовых отходов Администрации Х. сельсовета не давал и финансирование на данные мероприятия не предоставлял. Кроме того, по мнению представителя Ответчика, содержать полигон не обязана и Администрация Х. сельсовета, поскольку к её обязанностям относится только сборы и вывоз мусора с территории населённого пункта. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель Третьего лица Управления Роспотребнадзора по Курганской области в П., Ч., М. районах ФИО3 в судебном заседании с иском прокурора согласилась. Пояснила, что данная свалка уже в течение многих лет существует на месте бывшей силосной ямы и содержится с нарушением санитарных правил. Считает, что обязанность по хранению, уничтожению, ликвидации бытовых отходов возложена на Администрацию П. района, поскольку только данный орган вправе выделять земельные участки для размещения полигонов для твёрдых бытовых отходов и в силу требований закона обязан организовывать деятельность по утилизации бытовых отходов. К деятельности сельсовета относится только организация сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов с территории поселения на уже специально предназначенные для этого полигоны. Поскольку в **** году полномочий по утилизации бытовых и промышленных отходов Ответчик Администрации Х. сельсовета не предоставил, то Администрация МО «П. район» должна самостоятельно решать вопросы по организации утилизации отходов, в том числе по содержанию полигона для твёрдых бытовых и промышленных отходов возле с. Б.. Просила удовлетворить требования прокурора П. района.
Представитель Третьего лица Администрации МО «Х. сельсовет» ФИО4 в судебном заседании с иском прокурора согласилась. Пояснила, что на месте бывшей силосной ямы возле с. Б. П. района расположен полигон для твёрдых бытовых и промышленных отходов. В обязанности Администрации Х. сельсовета входит только сбор и вывоз отходов с территории муниципального образования, содержать свалку за счёт собственных средств у Х. сельсовета нет возможностей. Раньше Администрация П. района предоставляла Администрации Х. сельсовета полномочия по содержанию полигона и выделяла финансирование, однако, в **** году таких полномочий Третьему лицу не предоставлено. Просила удовлетворить исковые требования прокурора.
Выслушав представителя Истца, представителя Ответчика, представителей Третьих лиц и изучив письменные материалы дела суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что на месте бывшей силосной ямы в с. Б. П. района расположен полигон для твёрдых бытовых отходов. Данный вывод суда подтверждается показаниями представителя Истца, показаниями представителя Ответчика, показаниями представителей Третьих лиц, выкопировкой из земель в границах бывшего колхоза «Р.» и справкой Администрации Х. сельсовета №ХХ от 00.00.0000. Требования к устройству и содержанию данных объектов установлены СанПин 2.1.7.1038 - 01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
В соответствии ст. 5.6. СанПин 2.1.7.1038 - 01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам, в соответствии п. 2.2. СанПин 2.1.7.1038 - 01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
В соответствии п. 4.4. СанПин 2.1.7.1038 - 01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте, в соответствии п. 5.3. СанПин 2.1.7.1038 - 01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
В соответствии п. 6.4. СанПин 2.1.7.1038 - 01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения».
Доводы Истца о том, что при содержании полигона для твёрдых бытовых отходов в с. Б. П. района нарушение требований данных требований действующего законодательства РФ, подтверждается показаниями представителя Истца, представителя Управления Роспотребнадзора в Курганской области, а так же справкой по результатам мероприятия по контролю от 00.00.0000. Обстоятельства ненадлежащего содержания и устройства полигона для твердых бытовых отходов с нарушением перечисленных санитарных правил Ответчиком в судебном заседании не оспариваются, с данными доводами прокурора представитель Ответчика согласился.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относятся…организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в судебном заседании установлено, что обязанность по содержанию полигона твердых бытовых отходов, расположенного на месте бывшей силосной ямы возле с. Х. П. района, в соответствии с требованиями действующим законодательством РФ возложена на МО «П. район». Однако, данная обязанность не выполнялась, что подтверждается показаниями представителей Истца и Ответчика, а так же письменными материалами дела. Исполнительным органом муниципального образования является Администрацию П. района.
Доводы представителя Ответчика о том, что содержание полигона для твёрдых бытовых и промышленных отходов не входит в сферу деятельности Администрации П. района, поскольку данная деятельность не относится к утилизации и переработке отходов, суд находит не обоснованными.
В соответствии п. 5.38. Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772 - 2001) «Ресурсосбережение. Обращение с отходами.», утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и/или обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных изделий. Этапы технологического цикла отходов - последовательность процессов обращения с конкретными отходами в период времени от его появления и до окончания его существования: на стадиях жизненного цикла продукции и далее паспортизации, сбора, сортировки, транспортирования, хранения (складирования), включая утилизацию, захоронение и/или уничтожение отходов, в соответствии п. 5.22. Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772 - 2001) «Ресурсосбережение. Обращение с отходами.».
В соответствии п. 5.51. Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772 - 2001) «Ресурсосбережение. Обращение с отходами.», уничтожение отходов - обработка отходов, имеющая целью практически полное прекращение их существования. Хранение отходов - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения, в соответствии п. 5.56. Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772 - 2001) «Ресурсосбережение. Обращение с отходами.».
В соответствии п. 5.33. Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772 - 2001) «Ресурсосбережение. Обращение с отходами.», переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов. Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, в соответствии пп. 5 ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Анализ данных терминов и определений в совокупности приводит суд к выводу, что определение «утилизация» включает в себя хранение, сортировку, изоляцию, и обезвреживания (в том числе путём уничтожения) бытовых и промышленных отходов. Понятие «переработка отходов», по мнению суда, так же включает в себя хранение, сортировку и изоляцию бытовых и промышленных отходов. По смыслу ст. 2.1. СанПин 2.1.7.1038 - 01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» для данной деятельности создаются специализированные сооружения - полигоны твердых бытовых отходов (ТБО). Поскольку полигоны ТБО создаются специально, в том числе и для утилизации или переработки отходов, суд приходит к выводу, что организация деятельности по содержанию полигонов твёрдых бытовых отходов входит в сферу деятельности, отнесённую к вопросам местного значения муниципального района.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов…неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, в соответствии ч. 1ст. 45 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Петуховского района к Администрации МО «П. район» о возложении обязанности к совершению законных действий по содержанию полигона твёрдых бытовых отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ - удовлетворить
Обязать Администрацию муниципального образования «П. район» привести полигон твёрдых бытовых отходов, расположенный на месте бывшей силосной ямы в с. Б. П. района Курганской области, в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ, а именно: получить на выбранный участок земли для полигона твердых бытовых отходов санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам; установить по периметру всей территории полигона твердых бытовых отходов легкое ограждение, либо обустроить осушительной траншеей глубиной более двух метров или валом высотой не более двух метров; оборудовать полигон переносными сетчатыми ограждениями для задержки легких фракций отходов; очистить прилегающие к свалке земли от загрязняющего их мусора; разработать программу производственного контроля для полигона твердых бытовых отходов.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курганский областной суд подачей кассационной жалоб или кассационного представления в течение десяти дней через Петуховский районный суд Курганской области.
Председательствующий А.С.Стрельцов