Дело № 2-23(2)/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петуховский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Тушина А.С.,
при секретаре Овчинниковой А.А.,
с участием прокурора Частоозерского района Киселева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 января 2011 года в с. Частоозерье Курганской области гражданское дело по иску прокурора Частоозерского района к муниципальному образовательному учреждению «Частоозерская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, к муниципальному образованию «Частоозерский район», к муниципальному учреждению «Частоозерский районный отдел образования» о возложении обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений противопожарной безопасности в помещениях здания муниципального образовательного учреждения «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Частоозерского района Курганской обратился в Петуховский районный суд Курганской области с исковым заявлением к муниципальному образовательному учреждению «Частоозерская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, к муниципальному образованию «Частоозерский район», к муниципальному учреждению «Частоозерский районный отдел образования» о возложении обязанности по финансированию мероприятий по устранению нарушений противопожарной безопасности в помещениях здания муниципального образовательного учреждения «Частоозерская средняя общеобразовательная школа».
В обоснование своих требований Истец указал, что при проведении проверки соблюдения федерального законодательства противопожарной безопасности в МОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: <адрес>, выявлено нарушение Правил пожарной безопасности, под лестничными клетками размещены горючие предметы и материалы, автоматическая пожарная сигнализация находится в не рабочем состоянии, не все электрические светильники оборудованы защитными колпаками, предусмотренными конструкцией светильника, распределительные коробки не в полном объеме зарыты крышками, предусмотренными конструкцией, соединение электрических проводов выполнено вне распределительной коробки, двери на пути эвакуации открываются не по направлению выхода из здания, двери основного и запасных эвакуационных выходов закрываются на врезные замки.
В судебном заседании прокурор района Киселев А.А. отказался от части исковых требований, а именно о возложении обязанности по ликвидации размещения горючих предметов и материалов под лестничными клетками, оборудованию в полном объеме электрических светильников защитными колпаками, приведении распределительных коробок в соответствии с законодательством, привести в соответствии с законодательством запорные механизмы на дверях основного и запасных эвакуационных выходов, в этой части судом вынесено определение о прекращении дела в связи с отказом от иска за добровольным исполнением, в остальной части прокурор просил суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика МОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа» Солодовникова С.И. в судебном заседании исковые требования признала и пояснила, что школа не имеет собственных средств на приобретение противопожарного оборудования.
Представитель Администрации Частоозерского района заместитель главы Гончар В.Н. исковые требования признал и пояснил, что часть мероприятий уже выполнены, а часть будут выполнены по мере поступления денежных средств.
Представитель ответчика МУ «Частоозерский РОО» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя МУ «Частоозерский РОО».
Представитель третьего лица Отдела государственного пожарного надзора по Частоозерскому району Васильев Е.А. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, иск прокурора района поддерживает.
Выслушав Истца, представителей Ответчиков, и изучив представленные письменные материалы гражданского дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии ст. 3 ФЗ «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 ФЗ РФ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 года, установлено, что пожарная безопасность, это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. В систему обеспечения пожарной безопасности входит совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно- технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Нормами п. 1 «Правил пожарной безопасности в РФ», утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, предусмотрено, что данные правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых норм и форм собственности, их должностными лицами… в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с Перечнем зданий, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам ГО и ЧС от 18.06.2003 года № 315, школы относятся к зданиям общественного и административно-бытового назначения и в них предусматривается обязательное устройство автоматической установки пожарной сигнализации.
Согласно ст. 1 ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Основные требования пожарной безопасности определены Приказом МЧС РФ от 18.0.2003 г. «Об утверждении Правил пожарной безопасности на территории РФ».
В соответствии со ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья, имущества в случае пожара.
Из материалов дела видно, что в здании школы МОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа» имеются нарушения Правил пожарной безопасности, а именно: п. 34, 98 ППБ 01-03 - автоматическая пожарная сигнализация находится в не рабочем состоянии; п.52 ППБ 01-03 - двери на пути эвакуации открываются не по направлению выхода из здания, двери основного и запасных эвакуационных выходов закрываются на врезные замки.
Данные обстоятельства подтверждаются информацией ОГПН № 174-2-30-15 от 15.12.2010 г. по результатам проведения мероприятий по контролю и не оспариваются представителями ответчиков. В связи с чем, суд приходит выводу о возложении на образовательное учреждение обязанности по устранению правил пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 31 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих территорий.
Из Устава МОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа» следует, что учредителем школы является Администрация Частоозерского района, полномочия учредителя осуществляет Частоозерский районный отдел образования. Учреждение владеет и пользуется имуществом, объектами на праве оперативного управления, деятельность финансируется в соответствии с законодательством (раздел 6 Устава).
Статьями 19 и 21 ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Меры пожарной безопасности разрабатываются и реализуются соответствующими органами местного самоуправления.
Программой Минобразования России на 2004-2007 годы «Безопасность образовательного учреждения» утвержденной приказом Минобразования РФ от 12.01.2004 года № 31, обязанность по финансированию оснащения современным противопожарным оборудованием, средствами пожаротушения образовательных учреждений возложены, в том числе, на бюджеты местного самоуправления.
Однако учредителем Учреждения, который в порядке ст. ст. 120, 296 ГКРФ является собственником имущества, переданного МОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа» на праве оперативного управления, не предпринимаются действия в решении этого вопроса, хотя собственник несет бремя ответственности по содержанию принадлежащего ему имущества.
В связи с чем, вывод суда о возложении обязанности по финансированию устранения нарушений правил пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении возложена на Администрацию Частоозерского района.
Оценив доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о возложении обязанности на МОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения законодательства пожарной безопасности, а Администрацию Частоозерского района Курганской области обязать профинансировать проведение работ по устранению нарушений пожарной безопасности в муниципальном общеобразовательном учреждении «Частоозерская средняя общеобразовательная школа».
В иске к МУ «Частоозерский районный отдел образования» необходимо отказать, так как отдел выполняет организационные мероприятия по финансированию муниципальных образовательных учреждений, собственными денежными средствами не располагает и перечисляет учреждениям те средства, которые выделяются персонифицировано каждому из учреждений. МУ «Частоозерский РОО» осуществляет полномочия Учредителя МОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа» Администрации Частоозерского района.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Частоозерского района Курганской области удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Частоозерская средняя общеобразовательная школа» в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушение законодательства пожарной безопасности, а именно:
- восстановить работоспособность автоматической пожарной сигнализации;
- привести на путях эвакуации механизм открытия дверей по направлению эвакуации из здания;
Обязать Администрацию Частоозерского района Курганской области профинансировать мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности в помещениях муниципального общеобразовательного учреждения «Частоозерская средняя общеобразовательная школа».
В иске к МУ «Частоозерский районный отдел образования» отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы либо представления через Петуховский районный суд Курганской области.
Председательствующий