Дело № 2- 16(2)/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петуховский районный суд Курганской области в составе:
Председательствующего судьи Тушина А.С.,
с участием прокурора Частоозерского района Курганской области Киселева А.А.,
при секретаре Овчинниковой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Частоозерье Курганской области 19 января 2011 года гражданское дело по иску прокурора Частоозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лихановского сельсовета о признании незаконным бездействие по обеспечению населения водой не надлежащего качества и вменении обязанности привести источники водоснабжения населения – колодец, расположенный в границах с. Лиханово в соответствии с санитарно-эпидемиологическом законодательством,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Частоозерского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лихановского сельсовета о признании незаконным бездействие по обеспечению населения водой не надлежащего качества и вменении обязанности привести источники водоснабжения населения – колодец, расположенный в границах с. Лиханово в соответствии с санитарно-эпидемиологическом законодательством, мотивируя иск тем, что во время проводимой проверки на территории Администрации Лихановского сельсовета в нарушение санитарных требований были обнаружены нарушения, которые могут отрицательно влиять на окружающую среду и здоровье людей.
В судебном заседании прокурор района отказался от иска в части возложения обязанности по устранению нарушений в виду их исполнения, определением суда в этой части дело прекращено, в остальной части иск поддержал, пояснил, что в ходе проводимой проверки по соблюдению жилищного законодательства, регламентирующего водоснабжение населения в муниципальных образованиях Частоозерского района было выявлено, что в границах муниципального образования Лихановский сельсовет водоснабжение населения осуществляется посредством общественного трубчатого колодца. Трубчатый колодец стоит на балансе Лихановского сельсовета и предназначен для снабжения населения питьевой водой. При проведении проверки обнаружено, что при эксплуатации колодца допускаются нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Просит иск удовлетворить и обязать ответчика устранить нарушения.
В судебном заседании представитель Администрации Лихановского сельсовета глава администрации Редькин С.Е. исковые требования признал в полном объеме, пояснив при этом, что колодец ( скважина ), находящаяся на территории Лихановского сельсовета огорожена оградой в июле 2010 года, сделана скамья, площадь вокруг скважины засыпана гравием. С ноября 2010 года скважина не функционирует по причине выхода из строя насоса. В связи с этим Администрацией Лихановского сельсовета издано распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ об использовании воды из скважины только для технических нужд.
Представитель третьего лица Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском и Макушинском районах в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском и Макушинском районах.
Выслушав истца, ответчика, представителя третьего лица, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке искового судопроизводства, относятся действие (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Статьей 8 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гарантировано право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В ст. 18 ФЗ 32 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственного водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных, рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктах, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический контроль, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
В соответствии со ст. 19 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем питьевого водоснабжения населения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды. Вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица производят производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований в процессе оказания услуг в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека.
Согласно п.4 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
Проверка соблюдения законодательства по обеспечению населения питьевой водой в границах муниципального образования «Лихановский сельсовет» показала, что органами местного самоуправления не принимается мер к соблюдению законодательства о безопасности водоснабжения населения.
Имеющийся источник водоснабжения – колодец эксплуатируется с нарушением санитарного законодательства.
В силу п. 1 п.п. 4, ст. 8 Устава Администрация Лихановского сельсовета наделена собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и нормативными актами Российской Федерации и Курганской области, решениями представительного органа, постановлениями главы сельского поселения, уставом и положением об Администрации сельского поселения. К вопросам местного значения Лихановского сельсовета относится – организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение санитарных правил Администрацией Лихановского сельсовета нарушаются права неопределённого круга лиц, что может негативно повлиять на окружающую природную среду и отрицательно сказаться на здоровье населения.
В нарушение п.3.3.4. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» вокруг колодца отсутствует не согласован график отбора проб воды, не определено ответственное лицо для периодического отбора проб воды и доставки их для анализа.
В нарушение п.2.1 и п.2.6. СанПиН 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" не производится производственный контроль за соблюдением санитарных правил, не разработана программа производственного контроля.
Суд считает требования прокурора Частоозерского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лихановского сельсовета законными и обоснованными.
Представителем ответчика – Администрацией Лихановского сельсовета не представлено доказательств по устранению выявленных нарушений. Поэтому суд считает необходимым признать бездействие Администрации Лихановского сельсовета незаконным по организации водоснабжения населения в границах муниципального образования «Лихановский сельсовет» и вменить обязанность привести источник водоснабжения населения – централизованный водопровод, расположенный в границах муниципального образования «Лихановский сельсовет» в соответствии с санитарно-эпидемиологическом законодательством.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ за Истцом закреплено право обращения в суд с заявлением в защиту интересов прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Частоозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Лихановского сельсовета о признании незаконным бездействие по обеспечению населения водой не надлежащего качества и вменении обязанности привести источники водоснабжения населения – колодец, расположенный в границах с. Лиханово в соответствии с санитарно-эпидемиологическом законодательством - удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Лихановского сельсовета по организации водоснабжения в границах муниципального образования «Лихановский сельсовет» незаконным.
Обязать в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу Администрацию Лихановского сельсовета привести источник водоснабжения населения – колодец, расположенный в границах муниципального образования «Лихановский сельсовет» в соответствии с санитарно-эпидемиологическом законодательством, а именно:
- составить и согласовать график отбора проб воды;
- назначить ответственное лицо для периодического отбора проб воды и доставки их для анализа;
- разработать программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил качества воды в колодце;
- проводить производственный контроль качества воды в колодце.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курганский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения через Петуховский районный суд Курганской области.
Председательствующий судья: Тушин А.С.