о признании незаконным бездействия в части неосуществления полномочий по постановке на учет водопровода



Дело № 2- 15(2)/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Петуховский районный суд Курганской области в составе:

Председательствующего судьи Тушина А.С.,

с участием прокурора Частоозерского района Курганской области Киселева А.А.,

при секретаре Овчинниковой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Частоозерье Курганской области 19 января 2011 года гражданское дело по иску прокурора Частоозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чердынцевского сельсовета о признании незаконным бездействие в части неосуществления полномочий по постановке водопровода в с. Чердынцево на учет в Управление Росреестра по Курганской области как бесхозяйного и вменении обязанности привести источник водоснабжения населения – централизованный водопровод, расположенный в границах муниципального образования «Чердынцевский сельсовет» в соответствии с санитарно-эпидемиологическом законодательством,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Частоозерского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чердынцевского сельсовета о признании незаконным бездействие в части неосуществления полномочий по постановке водопровода в с. Чердынцево на учет в Управление Росреестра по Курганской области как бесхозяйного и вменении обязанности привести источник водоснабжения населения – централизованный водопровод, расположенный в границах муниципального образования «Чердынцевский сельсовет» в соответствии с санитарно-эпидемиологическом законодательством, мотивируя иск тем, что во время проводимой проверки на территории Администрации Чердынцевского сельсовета в нарушение санитарных требований были обнаружены нарушения, которые могут отрицательно влиять на окружающую среду и здоровье людей.

В судебном заседании прокурор района Киселев А.А. иск поддержал полностью, пояснил, что в ходе проводимой проверки по соблюдению жилищного законодательства, регламентирующего водоснабжение населения в муниципальных образованиях Частоозерского района было выявлено, что в границах муниципального образования Чердынцевского сельсовет водоснабжение населения осуществляется посредством централизованного водопровода. Указанный водопровод не стоит на балансе Чердынцевского сельсовета. При проведении проверки обнаружено, что при эксплуатации водопровода допускаются нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, отсутствует балансодержатель и обслуживающая организация, любая аварийная ситуация при эксплуатации водопровода может привести к прекращению водоснабжения населения, что повлечет за собой ухудшение санитарных условий проживания людей и создаст угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Просит иск удовлетворить и обязать ответчика устранить нарушения.

В судебном заседании представитель Администрации Чердынцевского сельсовета и.о. главы администрации Чердынцевского сельсовета Верхозина С.В. исковые требования признала в полном объеме.

Представитель третьего лица Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском и Макушинском районах в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском и Макушинском районах.

Выслушав истца, ответчика, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке искового судопроизводства, относятся действие (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Согласно п.п.8 п. 1 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

На основании ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Отсутствие собственника у указанного источника водоснабжения населения – централизованного водопровода требует принятия мер по определению его собственника, который обеспечит в дальнейшем безопасность источников водоснабжения. Администрацией Чердынцевского сельсовета не приняты меры к постановке данного объекта на учет в регистрирующем органе как бесхозяйного, в целях дальнейшего установления собственника имущества. Администрацией Чердынцевского сельсовета не принимается должное участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории сельсовета, чем существенно нарушаются права граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду, предусмотренную ст.ст. 41, 42 Конституции РФ.

Согласно п.4 ч. 1 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.

Статьей 8 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гарантировано право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В ст. 18 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственного водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных, рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктах, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический контроль, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем питьевого водоснабжения населения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды. Вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица производят производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований в процессе оказания услуг в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека.

Согласно п.4 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Проверка соблюдения законодательства по обеспечению населения питьевой водой в границах муниципального образования «Чердынцевский сельсовет» показала, что органами местного самоуправления не принимается мер к соблюдению законодательства о безопасности водоснабжения населения.

Имеющийся источник водоснабжения – централизованный водопровод эксплуатируется с нарушением санитарного законодательства.

В силу п. 1 п.п. 4, ст. 8 Устава Администрация Чердынцевского сельсовета наделена собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и нормативными актами Российской Федерации и Курганской области, решениями представительного органа, постановлениями главы сельского поселения, уставом и положением об Администрации сельского поселения. К вопросам местного значения Чердынцевского сельсовета относится – организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.

В деле имеется лицензия КУГ 00599 ВЭ, выданной МУ «Администрации Чердынцевского сельсовета» в лице главы Администрации Поповой Н.В. на добычу питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения.

В деле имеется решение № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении права пользования участками недр муниципальному учреждению Администрации Чердынцевского сельсовета.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение санитарных правил Администрацией Чердынцевского сельсовета нарушаются права неопределённого круга лиц, что может негативно повлиять на окружающую природную среду и отрицательно сказаться на здоровье населения.

В нарушение п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" отсутствует проект по организации зоны санитарной охраны водопровода, не определены границы зоны и составляющие его поясов.

В нарушении п. 3.2.1. территория первого пояса зоны санитарной охраны не имеет отвода для поверхностного стока за ее пределы, не обеспечена охраной.

Суд считает требования прокурора Частоозерского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чердынцевского сельсовета законными и обоснованными.

Представителем ответчика – Администрацией Чердынцевского сельсовета не представлено доказательств по устранению выявленных нарушений. Поэтому суд считает необходимым признать бездействие Администрации Чердынцевского сельсовета незаконным по организации водоснабжения населения в границах муниципального образования «Чердынцевский сельсовет» и вменить обязанность привести источник водоснабжения населения – централизованный водопровод, расположенный в границах муниципального образования «Чердынцевский сельсовет» в соответствии с санитарно-эпидемиологическом законодательством.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ за Истцом закреплено право обращения в суд с заявлением в защиту интересов прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Частоозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чердынцевского сельсовета о признании незаконным бездействие в части неосуществления полномочий по постановке водопровода в с. Чердынцево на учет в Управление Росреестра по Курганской области как бесхозяйного и вменении обязанности привести источник водоснабжения населения – централизованный водопровод, расположенный в границах муниципального образования «Чердынцевский сельсовет» в соответствии с санитарно-эпидемиологическом законодательством - удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Чердынцевского сельсовета Частоозерского района Курганской области по организации водоснабжения в границах муниципального образования «Чердынцевский сельсовет» незаконным.

Обязать в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу Администрацию Чердынцевского сельсовета Частоозерского района Курганской области поставить централизованный водопровод на учет в Управление Росреестра по Курганской области как бесхозяйного.

Обязать в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу Администрацию Чердынцевского сельсовета Частоозерского района Курганской области привести источник водоснабжения населения – централизованный водопровод, расположенный в границах муниципального образования «Чердынцевский сельсовет» в соответствии с санитарно-эпидемиологическом законодательством, а именно:

- создать проект по организации зоны санитарной охраны водопровода;

- определить границы зоны и составляющие его поясов.

- соорудить отвод на территория первого пояса зоны санитарной охраны для поверхностного стока за ее пределы, обеспечить охраной.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курганский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения через Петуховский районный суд Курганской области.

Председательствующий судья: Тушин А.С.