о признании незаконным бездействия в части неосуществления полномочий по постановке на учет трубчатых колодцев



Дело № 2- 14(2)/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Петуховский районный суд Курганской области в составе:

Председательствующего судьи Тушина А.С.,

с участием прокурора Частоозерского района Курганской области Киселева А.А..

при секретаре Овчинниковой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Частоозерье Курганской области 20 января 2011 года гражданское дело по иску прокурора Частоозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Частоозерского сельсовета о признании незаконным бездействие по обеспечению населения водой не надлежащего качества, о признании незаконным бездействие в части неосуществления полномочий по постановке трубчатых колодцев в д. Денисова и д. Казанцево Частоозерского района на учет в Управление Росреестра по Курганской области как бесхозяйного и вменении обязанности привести источники водоснабжения населения – трубчатые колодцы, расположенные в границах муниципального образования «Частоозерский сельсовет» в д. Денисова и д. Казанцево в соответствии с санитарно-эпидемиологическом законодательством,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Частоозерского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Частоозерского сельсовета о признании незаконным бездействие по обеспечению населения водой не надлежащего качества, о признании незаконным бездействие в части неосуществления полномочий по постановке трубчатых колодцев в д. Денисова и д. Казанцево Частоозерского района на учет в Управление Росреестра по Курганской области как бесхозяйного и вменении обязанности привести источники водоснабжения населения – трубчатые колодцы, расположенные в границах муниципального образования «Частоозерский сельсовет» в д. Денисова и д. Казанцево в соответствии с санитарно-эпидемиологическом законодательством, мотивируя иск тем, что во время проводимой проверки на территории Администрации Частоозерского сельсовета в д. Денисова и Казанцево в нарушение санитарных требований были обнаружены нарушения, которые могут отрицательно влиять на окружающую среду и здоровье людей.

В судебном заседании прокурор района Киселев А.А. отказался от части исковых требований, а именно о возложении обязанности поставить на учет колодцы в Управлении Росреестра по Курганской области как безхозяйные, возвести ограждение вокруг колодцев, и согласовать график отбора проб воды, определить ответственное лицо для периодического отбора проб воды и доставки их для анализа, в этой части судом вынесено определение о прекращении дела в связи с отказом от иска, в в остальной части иск поддержал полностью, пояснил, что в ходе проводимой проверки по соблюдению жилищного законодательства, регламентирующего водоснабжение населения в муниципальных образованиях Частоозерского района было выявлено, что в границах муниципального образования Частоозерский сельсовет в д. Денисова и д. Казанцево водоснабжение населения осуществляется посредством трубчатых колодцев. Трубчатые колодцы не стоят на балансе Частоозерского сельсовета. При проведении проверки обнаружено, что при эксплуатации водопровода допускаются нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Просит иск удовлетворить и обязать ответчика устранить нарушения.

В судебном заседании представитель Администрации Частоозерского сельсовета глава администрации Мерзляков Н.В. исковые требования признал в полном объеме, пояснив при этом, что несмотря на то, что трубчатые колодцы на балансе Администрации Частоозерского сельсовета не стоят, заключен договор с ФГУ « Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» для проведения лабораторных исследований на пригодность воды для питья и производят оплату за оказанные услуги. Колодцы в настоящее время обнесены оградой, ограда покрашена. В д. Казанцево пробурена скважина, сделана будка и поставлен замок. Полностью сдать скважину в настоящее время не удается в виду выполнения ряда технических мероприятий, которые решаются.

Представитель третьего лица Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском и Макушинском районах в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском и Макушинском районах.

Выслушав истца, ответчика, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке искового судопроизводства, относятся действие (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Статьей 8 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гарантировано право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В ст. 18 ФЗ № 52 - ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственного водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных, рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктах, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно п.п.8 п. 1 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно п.4 ч. 1 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.

Использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический контроль, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем питьевого водоснабжения населения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды. Вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица производят производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований в процессе оказания услуг в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека.

Согласно п.4 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Проверка соблюдения законодательства по обеспечению населения питьевой водой в границах муниципального образования «Частоозерский сельсовет» показала, что органами местного самоуправления не принимается мер к соблюдению законодательства о безопасности водоснабжения населения. Имеющийся источник водоснабжения – трубчатые колодцы в д. Денисова и д. Казанцево эксплуатируется с нарушением санитарного законодательства.

В силу п. 1 п.п. 4, ст. 8 Устава Администрация Частоозерского сельсовета наделена собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и нормативными актами Российской Федерации и Курганской области, решениями представительного органа, постановлениями главы сельского поселения, уставом и положением об Администрации сельского поселения. К вопросам местного значения Частоозерского сельсовета относится – организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение санитарных правил Администрацией Частоозерского сельсовета нарушаются права неопределённого круга лиц, что может негативно повлиять на окружающую природную среду и отрицательно сказаться на здоровье населения.

В нарушение п.3.3.4. СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» вокруг колодца отсутствует не согласован график отбора проб воды, не определено ответственное лицо для периодического отбора проб воды и доставки их для анализа.

В нарушение п. 1.1. СП 1.1.1058-01« Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий» не производится производственный контроль за соблюдением санитарных правил, не разработана программа производственного контроля.

Суд считает требования прокурора Частоозерского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Частоозерского сельсовета законными и обоснованными.

Представителем ответчика – Администрацией Частоозерского сельсовета не представлено доказательств по устранению выявленных нарушений. Поэтому суд считает необходимым признать бездействие Администрации Частоозерского сельсовета незаконным по организации водоснабжения населения в границах муниципального образования «Частоозерский сельсовет» в д. Денисова и д. Казанцево и вменить обязанность привести источник водоснабжения населения – трубчаты колодцы, расположенные в границах муниципального образования «Частоозерский сельсовет» в соответствии с санитарно-эпидемиологическом законодательством.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ за Истцом закреплено право обращения в суд с заявлением в защиту интересов прав неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Частоозерского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Частоозерского сельсовета о признании незаконным бездействие по обеспечению населения водой не надлежащего качества, и вменении обязанности привести источники водоснабжения населения – трубчатые колодцы, расположенные в границах муниципального образования «Частоозерский сельсовет» в д. Денисова и д. Казанцево в соответствии с санитарно-эпидемиологическом законодательством - удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Частоозерского сельсовета по организации водоснабжения в границах муниципального образования «Частоозерский сельсовет» незаконным.

Обязать Администрацию Частоозерского сельсовета в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести источник водоснабжения населения – централизованный водопровод, расположенный в границах муниципального образования «Часоозерский сельсовет» в соответствии с санитарно-эпидемиологическом законодательством, а именно:

- составить и согласовать график отбора проб воды;

- назначить ответственное лицо для периодического отбора проб воды и доставки их для анализа;

- разработать программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил качества воды в колодце;

- проводить производственный контроль качества воды в колодце.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курганский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения через Петуховский районный суд Курганской области.

Председательствующий судья: Тушин А.С.