Дело № 2 – 18/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Петухово «03» февраля 2011 г.
Петуховский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Стрельцова А.С. при секретаре Юдаковой А.А., с участием представителя Истца помощника Курганского транспортного прокурора Трачёва А.Н., представителя Ответчика ОАО «Российские железные дороги» Зыряновой А.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., представителя Ответчика ЛОВД на ст. Курган УТ МВД России по УрФО Завориной Н.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 18 по исковому заявлению заместителя Курганского транспортного прокурора к Линейному отделу внутренних дел на станции Курган Управления на транспорте Министерства внутренних дел России по Уральскому Федеральному округу и открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранения нарушений требований законодательства Российской Федерации, допущенных при эксплуатации изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, а так же камеры для административно задержанных Петуховского отделения ЛОВД на станции Курган
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Курганского транспортного прокурора, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Петуховский районный суд Курганской области с иском к Государственному учреждению «Линейный отдел внутренних дел на станции Петухово Южно – Уральского Управления внутренних дел на транспорте МВД России» и филиалу ОАО «Российские железные дороги» «Южно – Уральская железная дорога» о возложении на Ответчиков обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. в помещении изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых при ЛОВД на ст. Петухово: оборудовать санпропускник; оборудовать камеры изолятора индивидуальными нарами или кроватями по лимиту мест в камере с учётом нормы площади на одного человека; обеспечить камеры изолятора столом и скамейками по лимиту мест в камере; обеспечить камеры изолятора шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; оборудовать камеры изолятора санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; оборудовать камеры изолятора кнопкой для вызова дежурного; оборудовать камеры изолятора приточной или вытяжной вентиляцией; оборудовать изолятор временного содержания прогулочным двориком. Так же заместитель Курганского транспортного прокурора просил о возложении на Ответчиков обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. в помещении камеры для административно задержанных при ЛОВД на ст. Петухово: оборудовать камеру площадью не менее 4 квадратных метров на одного человека; оборудовать камеру индивидуальными нарами или кроватями по лимиту мест в камере учётом требований законодательства из расчёта площадью не менее 4 квадратных метров на одного человека; оборудовать камеру приточной или вытяжной вентиляцией; оборудовать камеру кнопкой для вызова дежурного; обеспечить камеру столом, скамейкой, вешалкой для одежды и шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов. Требования прокурор обосновал тем, что в ходе проведения проверки по соблюдению законодательства при содержании под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а так же административно задержанных лиц в ЛОВД на станции Петухово ГУ «Линейный отдел внутренних дел на станции Петухово Южно – Уральского Управления внутренних дел на транспорте МВД России» был выявлен ряд нарушений действующего законодательства РФ. Так в нарушение требований п. 45 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» камеры следственного изолятора при ЛОВД на ст. Петухова не оборудованы по лимиту мест индивидуальными нарами или кроватями, столом, скамейками, шкафом, санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, кнопкой для вызова дежурного. В здании ИВС ЛОВОД на ст. Петухово отсутствует санпропускник, в связи с чем не проводится санитарная обработка задержанных. что противоречит п. 14 данных Правил. Имеющаяся вентиляция не достаточна для полноценного обеспечения камер воздухообменом. На улице при ИВС отсутствует прогулочный дворик и подозреваемые и обвиняемые не имеют возможности дышать свежим воздухом, тем самым не соблюдается их право на прогулку предусмотренное п. 130 – 134 «Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел». Лицам, содержащимся в данных камерах не представлена возможность еженедельной помывке в душе продолжительностью не менее 15 минут в нарушение п. 47 Правил. Кроме того, заместитель прокурора указал, что условия содержания в камерах спецприёмника граждан, задержанных в административном порядке, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к условиям содержания граждан в камерах изолятора временного содержания. Однако, камера для административно задержанных при ЛОВД на ст. Петухово так же не соответствуют предъявляемым требованиям. Так площадь данной камеры не соответствует норме санитарной площади на одного человека, в ней отсутствуют вентиляция, санитарный узел, кран с водопроводной водой, стол, шкаф, полка для туалетных принадлежностей, кнопка для вызова дежурного. В последствии Ответчик ГУ «Линейный отдел внутренних дел на станции Петухово Южно – Уральского Управления внутренних дел на транспорте МВД России» в связи с реорганизацией был заменён на Линейный отдел внутренних дел на станции Курган Управления на транспорте Министерства внутренних дел России по Уральскому Федеральному округу.
В ходе рассмотрения дела исковые требования неоднократно изменялись Истцом, в судебном заседании помощник Курганского транспортного прокурора Трачёв А.Н. заявленные исковые требования изменил. Пояснил, что условия содержания лиц в следственном изоляторе и камере для административно задержанных при Петуховском отделении ЛОВД на ст. Курган могут существенно ухудшить здоровье граждан, содержащихся в них. На нарушение требований законодательства РФ при осуществлении своей деятельно по содержанию лиц в следственном изоляторе и камере для административно задержанных ранее неоднократно указывалось начальнику ГУ «Линейный отдел внутренних дел на станции Петухово Южно – Уральского Управления внутренних дел на транспорте МВД России», однако никаких действий по приведению данных камер в соответствие с требованиями закона он не предпринял. Отсутствие санпропускника и душевых кабин, нарушает права, содержащихся в камерах лиц, на элементарные условия гигиены и создаёт среди них угрозу возникновения инфекционных заболеваний. Имеющаяся вентиляция не достаточна для полноценного обеспечения камер воздухообменом, для устранения недостатка воздухообмена начальником МСЧ УВД предписано проветривать камеры не реже четырёх раз в сутки, однако данное требование не выполнимо, так как при проветривании не куда будет временно поместить лиц, содержащихся в данных камерах. Считает, что указания представителя ЛОВД на ст. Курган УТ МВД России по УрФО о том, что ИВС и камера для административно задержанных в отделении на станции Петухово в настоящее время не функционирует необоснованными, поскольку для их закрытия необходим приказ начальника УТ МВД России по УрФО, но в настоящее время такого приказа не вынесено. Считает, что финансировать ремонтные работы по приведению ИВС и камеры для административно задержанных в соответствие с требованиями законодательства необходимо возложить на ОАО «Российские железные дороги», поскольку данная обязанность возложена на данную организацию ФЗ «О милиции». Просил возложить на Линейный отдел внутренних дел на станции Курган Управления на транспорте Министерства внутренних дел России по Уральскому Федеральному округу обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ. устранить выявленные нарушения в помещении изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых при ЛОМ на ст. Петухово, а именно: оборудовать в помещении изолятора временного содержания санпропускник; оборудовать изолятор временного содержания прогулочным двориком; оборудовать камеры изолятора временного содержания проточной и/или вытяжной вентиляцией; оборудовать в помещении изолятора временного содержания кабину для помывки тёплой водой (душевую кабину); оборудовать камеры изолятора временного содержания индивидуальными нарами или кроватями по лимиту мест в камере из расчёта не менее 4 кв.м. на одного человека; обеспечить камеры изолятора временного содержания столом и скамьями по лимиту мест в камере; обеспечить камеры изолятора временного содержания шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов по лимиту мест в камере; оборудовать камеры изолятора временного содержания санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности, для чего сделать со стороны входа двери ограждение (створки) высотой от пола не менее полутора метра; оборудовать камеры изолятора временного содержания кнопкой для вызова дежурного; оборудовать камеру для административно задержанных площадью из расчёта не менее двух квадратных метров на одного человека и закрепить данное положение правовым актом начальника ЛОВД на ст. Курган; оборудовать камеру для административно задержанных проточной или вытяжной вентиляцией; оборудовать камеру для административно задержанных скамьёй по лимиту мест в камере из расчёта двух квадратных метров на одного человека; оборудовать камеру для административно задержанных кнопкой для вызова дежурного. Так же просил возложить обязанность на ОАО «Российские железные дороги» профинансировать данные мероприятия по приведению условий содержания граждан в помещении следственного изолятора временного содержания и камеры для административно задержанных в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Представитель Ответчика ЛОВД на ст. Курган УТ МВД России по УрФО Заворина Н.В. в судебном заседании с исковыми требованиями заместителя транспортного прокурора не согласилась. Пояснила, что в настоящее время ЛОВД на ст. Петухово не существует, поскольку оно реорганизовано в линейное отделение ЛОВД на ст. Курган УТ МВД России по УрФО, в соответствии приказом Управления на транспорте МВД РФ по УрФО № от ДД.ММ.ГГГГ. В структуре данного линейного отделения не предусмотрено наличие ИВС и камеры для административно задержанных, деятельность данных объектов была приостановлена в 2010 году и после этого так и не возобновлялась, учитывая данные обстоятельства, считает, что в настоящее время отсутствует предмет спора между сторонами процесса. Ответчик владеет данными помещениями на основании договора безвозмездного пользования и в соответствии с условиями данного договора не может осуществлять перепланировку и переоборудование помещений без письменного разрешения собственника, которым является ОАО «РЖД». По мнению Ответчика данные обстоятельства сделают не возможным исполнение решение суда в случае удовлетворения исковых требований, поскольку ОАО «РЖД» разрешения на капитальный ремонт и переоборудование помещений не давало. Поскольку ЛОВД на ст. Курган УТ МВД России по УрФО финансируется за счёт средств Федерального бюджета, изыскать средства на ремонт не существующих объектов Ответчик не сможет, что так же делает заведомо невозможным исполнения решение суда в случае удовлетворения исковых требований. Просила отказать в удовлетворении исковых требований. Так же представитель Ответчика считает, что, заявив данные исковые требования, Истец вышел за пределы своих полномочий и просила прекратить производство по делу по данному основанию в соответствии с требованиями ст. 28 ГПК РФ.
Представитель Ответчика Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Зырянова А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласилась. Пояснила, что в соответствии с требованиями ФЗ «О милиции» ЛОВД на станции Петухово были представлены помещения для осуществления деятельности общей площадью <данные изъяты> квадратных метров. Закон не возлагает обязанность на транспортную организацию содержать за счёт собственных средств (в том числе финансировать проведение ремонтных работ) данные помещения. Ответчик не имеет права вмешиваться в деятельность органов внутренних дел. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица МВД России в судебное заседание не явился, ранее представил письменное заявление о рассмотрении данного дела без его участия. Суд считает возможным рассмотреть данное дело в его отсутствии, поскольку Третье лицо извещено о дате, времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом и просило рассмотреть данное дело в его отсутствии, что соответствует требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле и изучив представленные письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска заместителя Курганского транспортного прокурора.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 41 Конституцией РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, в соответствии п. 1 ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
По смыслу ст. 23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования заместителя Курганского транспортного прокурора заявлены в интересах неопределенного круга лиц с целью обеспечения охраны здоровья граждан, круг которых не может быть персонально определен и заявлен в пределах установленных законодательством полномочий. Доводы ЛОВД на ст. Курган УТ МВД России по УрФО о том, что настоящее дело подлежит прекращению, поскольку заявляя иск заместитель Курганского транспортного прокурора вышел за пределы своих полномочий, суд находит не обоснованными. В связи с данными обстоятельствами определением Петуховского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ., вынесенным в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 224 ГПК РФ без удаления в совещательную комнату, было отказано в удовлетворении ходатайства представителя Ответчика о прекращении производства по делу.
В соответствии ч. 2 ст. 224 ГПК РФ без удаления в совещательную комнату, было отказано в удовлетворении ходатайства представителя Ответчика о передаче дела по подсудности в Курганский городской суд Курганской области.
Суд считает, что надлежащим Ответчиком со стороны транспортной организации является ОАО «Российские железные дороги», поскольку в соответствии с перечнем филиалов и представительств Устава данной организации, «Южно – Уральская железная дорога» является филиалом ОАО «Российские железные дороги» и следовательно не является самостоятельным юридическим лицом, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 55 ГК РФ.
В соответствии со ст. ст. 7, 23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. Как следует из технического паспорта изолятора временного содержания ЛОВД на ст. Петухово и экспликации, при ГУ «Линейный отдел внутренних дел на станции Петухово Южно – Уральского Управления внутренних дел на транспорте МВД России» имеется изолятор временного содержания с камерой для административно задержанных, состоящий из: двух камер рассчитанных на восемь человек; санузла; комнаты для подогрева пищи (кухни).
Как следует из приказов Южно – Уральского УВДТ № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ., деятельность ИВС при ЛОВД на ст. Петухово была приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в судебном заседании установлено, что в соответствии с приказами начальника Управления на транспорте МВД России по УрФо № от ДД.ММ.ГГГГ. и № от ДД.ММ.ГГГГ., ЛОВД на ст. Петухово УТ МВД России по УрФо реорганизовано путём присоединения к ЛОВД на ст. Курган УТ МВД России по УрФо. На ст. Петухово организовано структурное подразделение – ЛОМ на ст. Петухово ЛОВД на ст. Курган УТ МВД России по УрФо, что подтверждается так же положением о ЛОМ на ст. Петухово.
Доводы представителя Ответчика Завориной Н.В. о том, что в настоящее время на ст. Петухово отсутствуют помещения ИВС и камеры для административно задержанных подтверждаются положением о ЛОМ на ст. Петухово. В соответствии с данным положением, в ЛОМ на ст. Петухово не существует структурного отделения ИВС. Кроме того, штатным расписанием не предусмотрено наличие штатов для осуществления функций ИВС, в том числе конвойной службы.
Рапортом начальника ЛОМ на ст. Петухово от ДД.ММ.ГГГГ. решено переоборудовать помещения ИВС и камеры для административно задержанных решено переоборудовать в помещения для хозяйственных нужд, требование об их переоборудовании ранее было вынесено начальником ЛОВД на ст. Курган УТ МВД России по УрФо. Лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, а так же административно задержанные, числящиеся за ЛОМ на ст. Петухово, содержаться в ОВД по Петуховскому району, что подтверждается совместным приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. Каких либо доказательств того, что при ЛОМ на ст. Петухово осуществляет деятельность ИВС и камера для административно задержанных суду не представлено и в судебном заседании не найдено.
В соответствии ч. 1 ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии ст. 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Оценив доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что в судебном заседании не установлено причинение вреда или возможного причинения вреда лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, а так же административно задержанным при их содержании в ИВС ЛОМ на ст. Петухово, поскольку при ЛОМ на ст. Петухово не осуществляет деятельность ИВС с камерой для административно задержанных. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требованиях заместителя Курганского транспортного прокурора следует отказать. Доводы представителя Истца о том, что для закрытия ИВС необходим приказ начальника УТ МВД России по УрФО суд находит необоснованными, поскольку приказы о реорганизации ЛОВД на ст. Петухово УТ МВД России по УрФо были вынесены начальником УТ МВД России по УрФо.
На основании выше изложенного и рукодствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований заместителя Курганского транспортного прокурора к Линейному отделу внутренних дел на станции Курган Управления на транспорте Министерства внутренних дел России по Уральскому Федеральному округу и открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение десяти суток путём подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Петуховский районный суд Курганской области.
Председательствующий А.С.Стрельцов