Дело № 2- 305(2)/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Петуховский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Тушина А.С., при секретаре Ершовой О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Частоозерье Курганской области 02 ноября 2011 года гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Администрации Бутыринского сельсовета о признании бездействия не законным и понуждению совершению действий по приведению централизованного водопровода, полигона ТБО в соответствии с требованиями законодательства РФ, У С Т А Н О В И Л: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах обратился в суд с иском в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Администрации Бутыринского сельсовета о признании бездействия не законным и понуждению совершению действий по приведению централизованного водопровода, полигона ТБО в соответствии с требованиями законодательства РФ, мотивируя иск тем, что во время проводимой проверки на территории Администрации Бутыринского сельсовета в нарушение санитарных требований были обнаружены нарушения, которые могут отрицательно влиять на окружающую среду и здоровье людей. В судебном заседании представитель Территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском и Макушинском районах Сидорова Т.И. иск поддержала полностью и повторила доводы, изложенные в исковом заявлении. Просит иск удовлетворить и обязать ответчика устранить нарушения в течение года с момента вступления решения в законную силу. В судебном заседании представитель Администрации Бутыринского сельсовета Гулынина Г.А. исковые требования признала в полном объеме, пояснив при этом, что финансирования на устранение нарушений нет. Будет финансирование, будут устранены и нарушения. Выслушав истца, ответчика, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке искового судопроизводства, относятся действие (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод. Статьей 8 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гарантировано право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. В соответствии со ст. ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; В соответствии со ст. ст. 18 п.4 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица обязаны иметь проекты зон санитарной охраны водных объектов, обеспечить соответствие качества питьевой воды. В соответствии со ст. ст. 32 п.1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг обязаны проводить производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется В ст. 18 ФЗ № 52 - ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственного водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных, рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктах, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический контроль, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Согласно п.4 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения. Проверка соблюдения законодательства по обеспечению населения питьевой водой в границах муниципального образования «Бутыринский сельсовет» показала, что органами местного самоуправления не принимается мер к соблюдению законодательства о безопасности водоснабжения населения. Имеющийся источник водоснабжения – централизованный водопровод эксплуатируется с нарушением санитарного законодательства. В соответствии со ст. 2 гл. 1 Устава МО Бутыринский сельсовет – МО Бутыринскому сельсовету Законом Курганской области № 419 от 06.07.2004 года «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельских поселений, об установлении наименований представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, местных администраций и присвоен статус сельского поселения. К вопросам местного значения Бутыринского сельсовета отнесены - организация в границах поселения водоснабжения населения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Также администрация Бутыринского сельсовета наделена собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и нормативными актами РФ и Курганской области, решениями представительного органа, постановлениями главы сельского поселения, Уставом и Положением об администрации сельского поселения. Проверкой Роспотребнадзор установлено, что администрация Бутыринского сельсовета при осуществлении деятельности, которая предусматривает соблюдение нормативных требований, организована с нарушением законодательства. В нарушение п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" отсутствует проект по организации зоны санитарной охраны водопровода, не определены границы зоны и составляющие его поясов. В нарушении п. 3.2.1. 1 территория первого пояса зоны санитарной охраны не озеленена, ограждена с нарушением требований, не обеспечена охраной, отсутствуют дорожки к сооружениям, территория заросла сорняками. В нарушение п. 2.5. СП 1.1.12.1.4.1074-01 Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы". При возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений не информируется центр госсанэпиднадзора. В нарушение п. 4.2. СП 1.1.12.1.4.1074-01 нет производственного контроля качества питьевой воды. В нарушение п. 2.1. СанПин 1.1.1058-01 « Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий» не производится лабораторный контроль качества воды, используемой для питьевых целей. В нарушение п.2.2. СанПин 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам, его нет; п. 3.9 – не используется траншейная схема складирования; п. 4.4. по периметру всей территории полигона ТБО не оборудовано ограждение и шлагбаум. В нарушение 5.1. СанПин 2.1.7.1038-01 - складирование ТБО осуществляется без промежуточной или окончательной изоляции уплотненного слоя ТБО; п. 5.3 – отсутствуют сетчатые переносные ограждения для задержки легкий фракций отходов, высыпающихся при разгрузке; п.5.6. - прилегающие земли загрязнены, не обеспечена их тщательная уборка и сбор мусора; п. 6.4 – 6.9. – отсутствует программа производственного контроля за состоянием подземных вод, атмосферного воздуха, почвы. В нарушение п. 2.6. СанПин 1.1.1058-01 Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001) не разработана программа (план) производственного контроля за состоянием подземных вод, атмосферного воздуха, почвы. В деле имеется распоряжение № 15-р от 07.09.2009 года Администрации Бутыринского сельсовета по качеству питьевой воды, не соответствующей СанПин 2.1.1074-01 «Питьевая вода». Также в деле имеются акты проверок от 31.07.2009 г., от 07.06.2011 г., от 19.08.2011 г., предписания об устранении нарушений, постановления об административных правонарушениях от 07.08.2009 г., от 30.08.2011 г. Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение санитарных правил Администрацией Бутыринского сельсовета нарушаются права неопределённого круга лиц, что может негативно повлиять на окружающую природную среду и отрицательно сказаться на здоровье населения. Суд считает требования Истца в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Бутыринского сельсовета законными и обоснованными. Представителем ответчика – администрацией Бутыринского сельсовета не представлено доказательств по устранению выявленных нарушений. Поэтому суд считает необходимым признать бездействие Администрации Бутыринского сельсовета незаконным бездействие по приведению централизованного водопровода, полигона ТБО в соответствии с требованиями законодательства РФ в границах муниципального образования «Бутыринский сельсовет» и вменить обязанность привести источник водоснабжения населения – централизованный водопровод, полигон ТБО, расположенных в границах муниципального образования «Бутыринский сельсовет» в соответствии с требованиями законодательства. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Администрации Бутыринского сельсовета о признании бездействия не законным и понуждению совершению действий по приведению централизованного водопровода, полигона ТБО в соответствии с требованиями законодательства РФ - удовлетворить. Признать бездействие Администрации Бутыринского сельсовета по приведению централизованного водопровода и полигона ТБО в границах муниципального образования «Бутыринский сельсовет» незаконным. Обязать Администрацию Бутыринского сельсовета в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу привести источник водоснабжения населения – централизованный водопровод, полигон ТБО, расположенных в границах муниципального образования «Бутыринский сельсовет» в соответствии с требованиями законодательства, а именно: - разработать проект зоны санитарной охраны централизованного водопровода; - сделать дорожки к сооружениям, территорию очистить; - информировать органы госсаннадзора об аварийных ситуациях на водопроводе; - обеспечить производственный контроль качества питьевой воды; - проводить производственный контроль качества питьевой воды на централизованном водопроводе; - получить на выбранный участок земли для полигона твердых бытовых отходов санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам; - использовать траншейную схему складирования ТБО; - по периметру всей территории полигона ТБО оборудовать ограждение и шлагбаум; - складирование ТБО осуществлять с промежуточной окончательной изоляцией уплотненного слоя ТБО; - оборудовать сетчатые переносные ограждения для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке; - прилегающие земли очистить, обеспечить тщательную уборку и сбор мусора; - разработать программу производственного контроля за состоянием подземных вод, атмосферного воздуха, почвы. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Курганский областной суд в течение десяти дней с момента вынесения через Петуховский районный суд Курганской области. Председательствующий судья: Тушин А.С. Решение вступило в законную силу 15 ноября 2011 г.