Дело № 2 – 326/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Петухово «09» августа 2011 г. Петуховский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Стрельцова А.С., при секретаре Агаповой А.А., с участием представителя Истца Кокориной М.Г., действующей на основании доверенности № от дд.мм.гггг., представителя Ответчика Вашуркиной О.С., действующего на основании доверенности № от дд.мм.гггг., представителя Третьего лица муниципального образования «Актабанский сельсовет» Андреевой Т.Н., действующей на основании доверенности № б/н от дд.мм.гггг., представителя Третьего лица Михайлова Ю.И., действующего на основании доверенности № от дд.мм.гггг., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 326 по исковому заявлению территориального отдела «Управление Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах» к Администрации муниципального образования «Петуховский район» о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей УСТАНОВИЛ: Территориальный отдел «Управление Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах» обратился в Петуховский районный суд Курганской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Петуховский район» о признании незаконным бездействия по содержанию склада ядохимикатов в с. Актабан в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и возложении обязанности к совершению законных действий по содержанию склада ядохимикатов в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. В обоснование своих требований Истец указал, что в ходе проведения проверки по исполнению законодательства РФ в сфере охраны окружающей природной среды было установлено, что при использовании склада ядохимикатов возле с. Актабан Петуховского района Курганской области, нарушаются требования действующих санитарных правил «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов». Так установлено, что в нарушение: – п. 5.1. санитарных Правил – хранение агрохимикатов осуществляется в складском помещении, которое не соответствует требованиям строительных норм и правил, а так же металлической цистерне объёмом 15 куб.м.; – п. 5.3. санитарных Правил – отсутствует санитарно – защитная зона складского помещения; – п. 22.1. санитарных Правил – не проводится обезвреживание, утилизация и уничтожение агрохимикатов не пригодных к дальнейшему использованию. Данные нарушения создают угрозу здоровью граждан, а так же существенно нарушают интересы Российской Федерации и неопределённого круга лиц на безопасную от загрязнений окружающую среду. Ранее Ответчиком было вынесено распоряжение о мероприятиях по устранению нарушений условий хранения не пригодных к применению ядохимикатов, хранящихся возле с. Атабан, в течение 2006 – 2007 годов, но данное распоряжение не выполнено до сих пор. В судебном заседании представитель Истца Кокорина М.Г. исковые требования поддержала. Пояснила, что более тридцати лет назад возле с. Актабан организацией «Сельхозхимия» было построено складское помещение для хранения агрохимикатов и пестицидов. В настоящее время данное складское помещение ни кем не содержится и за техническим состоянием здания, а так же условиями хранения ядохимикатов ни кто не следит. В конце восьмидесятых и начале девяностых годов предприятие «Сельхозхимия» стала свозить в данный склад агрохимикаты и пестициды с истёкшим сроком хранения с территории всего Петуховского района, здесь их засыпали в металлические бочки и помещали для хранения на складе. Всего на данном складе хранится более семидесяти тонн химикатов с истёкшим сроком хранения, одна металлическая бочка с пятнадцатью тоннами химикатов не была даже помещена на склад, её разместили рядом со зданием склада. В каком состоянии находятся ёмкости, в которых хранятся химикаты, и насколько они герметичны не известно, поскольку двери склада закрыты. Комиссии либо другого органа по контролю за условиями хранения химикатов не создано, металлическая цистерна, расположенная рядом со зданием склада, подвергается воздействию внешних факторов и в результате износилась, потеряв свою герметичность. Крыша склада практически полностью разрушена, стены здания имеют большие трещины, что может способствовать проникновению на склад людей и животных, санитарно – защитной зоны возле складского помещения не оборудовано, возле склада пасутся домашние животные. Таким образом, данные нарушения могут способствовать тому, что химикаты могут попасть в окружающую среду, что представляет реальную опасность для здоровья людей, круг которых определить не возможно. Администрации МО «Петуховский район» известно о данных обстоятельствах много лет, однако Ответчик фактически самоустранился от содержания, уничтожения, утилизации, хранящихся на складе химикатов. Ранее Ответчиком было вынесено распоряжение о мероприятиях по устранению нарушений условий хранения не пригодных к применению ядохимикатов, хранящихся возле с. Актабан, в течение 2006 – 2007 годов, но данное распоряжение не выполнено до сих пор. Администрация МО «Петуховский район» ограничилась лишь поиском организации способной произвести мероприятия по контролю, в 2008 году ГУ «Территориальный государственный экологический фонд» предоставило средства и заключило договор с ООО «Русь» о техническом обеспечении безопасного хранения химикатов, однако результатов от деятельности данной организации нет, лицензии на осуществление данной деятельности у неё нет и к ремонту никто так и не преступил. Истцом в 2011 году была проведена очередная проверка в ходе которой было установлено, что при использовании склада ядохимикатов возле с. Актабан Петуховского района Курганской области, нарушаются требования действующих санитарных правил «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов». Просила признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Петуховский район» по содержанию склада ядохимикатов в селе Актабан в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, а так возложить на Администрацию муниципального образования «Петуховский район» обязанность в срок до 01.01.2013.: в соответствии с требованиями ст. 5.1. СанПин 1.2.2584 – 10 разработать проектно сметную документацию по ремонту и произвести капитальный ремонт складского помещения, расположенного в возле села Актабан, на котором хранятся агрохимикаты и пестициды с истёкшим сроком хранения; в соответствии с требованиями ст. 5.3. СанПин 1.2.2584 – 10 организовать санитарно – защитную зону склада ядохимикатов в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; в соответствии с требованиями ст. 22.1. СанПин 1.2.2584 – 10 утилизировать либо уничтожить агрохимикаты и пестициды, хранящиеся в складском помещении, расположенном в возле села Актабан, и возле него в металлической бочке. Так же просила возложить обязанность на Ответчика профинансировать данные мероприятия в течение 2012 года. Представитель Ответчика Вашуркина О.С. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась. Пояснил, что возле с. Актабан Петуховского района действительно расположено здание склада, на котором хранятся более семидесяти тонн химикатов, а так же агрохикаты хранятся в металлической цистерне расположенной возле данного склада. Срок хранения данных химикатов давно истёк, однако возле с. Актабан они хранятся уже много лет. То, что химикаты хранятся с нарушением санитарных правил, которые указал Истец, Администрация Петуховского района не оспаривает. Однако, считает, что к обязанностям Администрации МО «Петуховский район» не относится содержание данного здания и осуществление хранения химикатов, поскольку химикаты и склад не являются имуществом Петуховского района, собственник данного имущества не известен. Кроме того, по мнению представителя Ответчика, Администрация Петуховского района не обязана осуществлять хранение ядохимикатов в соответствии с требованиями действующих санитарных правил в силу закона, поскольку на Ответчика законом возложена только обязанность по утилизации бытовых отходов и отходов производства. Считает, необоснованными требования о возложении на Ответчика обязанности по утилизации данных химикатов, поскольку не существует методик уничтожения агрохимикатов и пестицидов, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель Третьего лица Администрации МО «Актабанский сельсовет» Андреева Т.Н. в судебном заседании с иском согласилась. Пояснила, что возле с. Актабан Петуховского района действительно расположено здание склада, на котором хранятся более семидесяти тонн химикатов, а так же агрохикаты хранятся в металлической цистерне расположенной возле данного склада. Срок хранения данных химикатов давно истёк, однако возле с. Актабан они хранятся уже много лет, собственник химикатов и здания не установлен. Администрация МО «Актабанский сельсовет» неоднократно обращалась в различные инстанции с просьбой организовать содержание складского помещения и обеспечить хранение химикатов в соответствии с требованиями санитарных правил и действующего законодательства РФ, но вопрос так и не решён до сих пор. Просила признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Петуховский район» по содержанию склада ядохимикатов в селе Актабан в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, а так возложить на Администрацию муниципального образования «Петуховский район» обязанность в срок до 01.01.2013.: в соответствии с требованиями ст. 5.1. СанПин 1.2.2584 – 10 разработать проектно сметную документацию по ремонту и произвести капитальный ремонт складского помещения, расположенного в возле села Актабан, на котором хранятся агрохимикаты и пестициды с истёкшим сроком хранения; в соответствии с требованиями ст. 5.3. СанПин 1.2.2584 – 10 организовать санитарно – защитную зону склада ядохимикатов в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; в соответствии с требованиями ст. 22.1. СанПин 1.2.2584 – 10 утилизировать либо уничтожить агрохимикаты и пестициды, хранящиеся в складском помещении, расположенном в возле села Актобан, и возле него в металлической бочке. Представитель Третьего лица «Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области» Михайлов Ю.И. в судебном заседании с иском согласился частично. Пояснил, что химикаты, хранящиеся возле с. Актабан, нельзя относить к пестицидам и агрохимикатам, поскольку они не внесены государственный реестр и утратили свои потребительские свойства. Фактически данные химикаты относятся к отходам производства и потребления, обязанность охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых отходов возложена законом на муниципальные органы районного образования. Не надлежащее размещение и нарушение условий хранения химикатов нарушают право граждан на благоприятную среду обитания, однако утилизировать либо уничтожить агрохимикаты с истёкшим сроком хранения в настоящее время не представляется возможным из – за отсутствия методик по уничтожению и утилизации. Выслушав представителя Истца, представителя Ответчика, представителей Третьих лиц и изучив письменные материалы дела суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению. В судебном заседании установлено, что на расстоянии около одного километра от села Актабан Петуховского района Курганской области расположено здание (склад), в котором хранятся агрохимикаты и пестициды, так же данные химикаты хранятся в металлической бочке (цистерне) объёмом 15 куб.м., расположенной возле данного здания. Данный вывод суда подтверждается показаниями представителя Истца, показаниями представителя Ответчика, показаниями представителей Третьих лиц, выкопировкой (схемой) расположения склада, актом проверки № от дд.мм.гггг. с фотографиями, распоряжением Администрации Петуховского района № от дд.мм.гггг, актом проверки № от дд.мм.гггг. Требования к устройству по содержанию и условиям хранения данных веществ установлены СанПин 1.2.2584 – 10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов». В соответствии п. 5.1. СанПин 1.2.2584 – 10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, отвечающих требованиям строительных норм и правил, не допускается хранение пестицидов и агрохимикатов под открытым небом. Размер санитарно-защитных зон для складских помещений, предназначенных для хранения пестицидов и агрохимикатов, должен соответствовать действующим санитарным правилам и нормам, в соответствии п. 5.1. СанПин 1.2.2584 – 10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов». В соответствии п.22.1. СанПин 1.2.2584 – 10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», обезвреживанию, утилизации и уничтожению (далее - обезвреживание) подлежат пестициды и агрохимикаты, непригодные к дальнейшему применению по назначению (далее - непригодные). К ним относятся препараты, запрещенные к применению в связи с выявленным негативным воздействием на здоровье людей, животных и/или растений, с измененными физико-химическими и потребительскими свойствами, хранящиеся в смеси с другими материалами и/или веществами. Доводы Истца о том, что хранение химикатов в складе и металлической бочке осуществляется с нарушением требований действующего законодательства РФ, подтверждаются актом проверки № от дд.мм.гггг. с фотографиями, распоряжением Администрации Петуховского района № от дд.мм.гггг, актом проверки № от дд.мм.гггг., справкой по результатом проверки от дд.мм.гггг., актом № от дд.мм.гггг., а так же информационным письмом Истца № от дд.мм.гггг. Обстоятельства ненадлежащего хранения химикатов с нарушением перечисленных санитарных правил представителем Ответчика в судебном заседании не оспариваются, с данными доводами Истца представитель Ответчика согласился. В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относятся…организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К вопросам местного значения муниципального района относятся… организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, в соответствии п. 9 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Таким образом, суд приходит к выводу, что в судебном заседании установлено, что обязанность по содержанию надлежащему хранению, утилизации и уничтожению агрохимикатов и пестицидов, хранящихся в складе и металлической бочке возле с. Актабан, в соответствии с требованиями действующим законодательством РФ возложена на МО «Петуховский район». Однако, данная обязанность не выполнялась, что подтверждается показаниями представителей Истца и Ответчика, а так же письменными материалами дела. Исполнительным органом муниципального образования является Администрация Петуховского района. При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования в части признания бездействия по хранению химикатов в соответствии с требованиями действующего законодательства незаконным и возложении обязанностей устранить данные нарушения, подлежат удовлетворению. Суд находит не состоятельными доводы представителя Ответчика о том, что произвести утилизацию или уничтожение агрохимикатов и пестицидов, хранящихся возле с. Актабан, невозможно из – за отсутствия соответствующих методик. В соответствии п. 2 ст. 24 ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», методы уничтожения пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них разрабатываются изготовителями пестицидов и агрохимикатов по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно – эпидемиологического надзора. Доказательств того, что невозможно определить изготовителей химических веществ либо отсутствия у них возможности произвести разработку методов уничтожения и утилизации, а так же фактическое отсутствие данных методов в настоящее время, суду не представлено и в судебном заседании не найдено. Кроме того, по мнению суда, разрешение вопроса о способе исполнения судебного решения возможно так же в ходе исполнения судебного решения в случае выявления обстоятельств, препятствующих его исполнению. Доводы представителя Ответчика о том, что обязанность по содержанию надлежащему хранению и утилизации и уничтожению агрохимикатов и пестицидов, хранящихся в складе и металлической бочке возле с. Актабан не входит в сферу деятельности Администрации Петуховского района, поскольку данная деятельность не относится к утилизации и переработке отходов, суд находит не обоснованными. Агрохимикаты и пестициды относятся к отходам производства и потребления, поскольку изготовлены специально для производства сельхозпродукции, однако в силу обстоятельств не были востребованы длительное время. Доказательств того, что существует возможность их использовать по назначению в настоящие время, суду не представлено и в судебном заседании не найдено. Вывод суда о том, что данные химические вещества относятся к отходам производства и потребления был подтверждён в судебном заседании представителем Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Михайловым Ю.И. Хранение отходов – содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, в соответствии пп. 5 ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления». Исходя из буквального толкования закона, суд приходит к выводу, что определения «утилизация» и «переработка» включают в себя хранение, сортировку, изоляцию, и обезвреживания (в том числе путём уничтожения), поскольку утилизировать либо переработать химические вещества без надлежащего разграничения (сортировки) и подготовки (в том числе для получения соответствующих согласований специально уполномоченных органов) не возможно. Однако, суд находит не обоснованными исковые требования о возложении обязанности на Администрацию МО «Петуховский сельсовет» профинансировать работу по устранению нарушений при хранении агрохимикатов и пестицидов. Поскольку, по мнению суда, решение о возложении обязанности финансирования работ только из бюджета муниципального района будет препятствовать Ответчику задействовать иные средства для исполнения возложенных обязанностей, к которым можно отнести средства, полученные из Федерального бюджета либо бюджета субъекта РФ. Сам по себе источник финансирования не может служить препятствием для исполнения судебного решения. В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в соответствии ч. 1 ст. 46 ГПК РФ. Поскольку вред от попадания химикатов в окружающую среду может быть причинён гражданам, точное число которых определить не возможно, суд считает, что исковое заявление подано Истцом в пределах своих полномочий. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования территориального отдела «Управление Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах» к Администрации муниципального образования «Петуховский район» удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Петуховский район» по содержанию склада химикатов, расположенного возле села Актабан Петуховского района, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ. Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «Петуховский район» в срок до 01.01.2013. привести склад химикатов, расположенный возле села Актабан Петуховского района, в соответствие с требованиями действующего законодательства, а именно: в соответствии ст. 5.1. СанПин 1.2.2584 – 10 разработать проектно сметную документацию по ремонту и произвести капитальный ремонт складского помещения для приведения здания в соответствие с требованиями строительных норм и правил; в соответствии с требованиями ст. 5.3. СанПин 1.2.2584 – 10 организовать санитарно – защитную зону склада химикатов в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; в соответствии с требованиями ст. 22.1. СанПин 1.2.2584 – 10 утилизировать либо уничтожить агрохимикаты и пестициды не пригодные для дальнейшего использования и применения по назначению, хранящиеся в складском помещении и возле него в металлической бочке. В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда путём подачи кассационной жалобы в течение десяти суток через Петуховский районный суд Курганской области. Председательствующий А.С.Стрельцов Решение вступило в законную силу 23.08.2011 г.