Д. №2-504/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Петуховский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи А.Н. Мыльченко, при секретаре К.Ю. Перчун, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Петухово Курганской области 15 ноября 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петуховского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному Бюджетному Учреждению «Петуховская центральная районная больница», Правительству Курганской области, Департаменту здравоохранения Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о возложении обязанности принять меры по обеспечению водоснабжением, УСТАНОВИЛ: Прокурор Петуховского района обратился в Петуховский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации МО «Петуховский район» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры по обеспечению водоснабжением фельдшерско-акушерского пункта в д. Утчанка Петуховского района Курганской области. В обоснование своих требований указал, что в ходе проведения проверки соответствия санитарного состояния Утчанского фельдшерско-акушерского медицинского пункта, расположенного по адресу: Петуховский район, д. Утчанка выявлены нарушения п.5 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», а именно здание фельдшерско-акушерского пункта не оборудовано водопроводом, канализационной системой, централизованным горячим водоснабжением, для нужд фельдшерско-акушерского пункта используется привозная вода. Полагал, что данные нарушения существенно нарушают право граждан на получение качественной и своевременной медицинской помощи, затрудняют работу медицинского персонала, что ставит под угрозу здоровье граждан, обратившихся за медицинской помощью. Просил признать бездействие администрации МО «Петуховский район» по организации и финансированию оборудования водопровода, канализации и централизованного горячего водоснабжения в Утчанском фельдшерско-акушерском пункте незаконным; обязать МО «Петуховский район» организовать и профинансировать оборудование водопровода, канализации и централизованного горячего водоснабжения в Утчанском фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: д. Утчанка Петуховского района Курганской области в срок до дд.мм.гггг. Определением Петуховского районного суда Курганской области от дд.мм.гггг к участию в деле привлечены в качестве соответчика Правительство Курганской области, определением от дд.мм.гггг в качестве ответчика ГБУ «Петуховская центральная районная больница», определением от дд.мм.гггг в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, определением от дд.мм.гггг в качестве соответчика Департамент здравоохранения Курганской области, определением от дд.мм.гггг в качестве соответчика Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области. Впоследствии прокурор изменил исковые требования, и просил признать бездействие ГБУ «Петуховская центральная районная больница» и Правительства Курганской области незаконным, обязать ГБУ «Петуховская ЦРБ» организовать и оборудовать децентрализованную систему холодного водоснабжения, канализации и децентрализованного горячего водоснабжения в Утчанском фельдшерско-акушерском пункте, обязать Правительство Курганской области профинансировать расходы по обеспечению водоснабжением. В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора К.В. Буденовских исковые требования поддержал и дал пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении. В судебном заседании представитель ответчика Правительства Курганской области по доверенности М.С. Данина с исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что ссылка прокурора на пункт 5 раздела 1 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» является необоснованной. Так как в соответствии с пунктом 5.1 раздела 5 главы VI указанных санитарных правил здания ФАПов должны быть оборудованы системой централизованного водоснабжения или водопроводом от местных источников. При наличии собственного источника водоснабжения водопотребление на ФАПах возможно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на данный источник. В исключительных случаях, при невозможности устройства водопровода, допускается использование привозной воды в закрытых сменяемых емкостях, ежедневно подвергающихся мойке и дезинфекции. Таким образом, СанПин 2.1.3.2630-10 допускает использование в ФАПах привозной воды, следовательно, нарушения санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к ФАПам, отсутствуют. В соответствии с данными санитарными правилами допускается использование электронагревательных устройств проточного или накопительного действия, также допускается использование выгребных септиков. Кроме того, ГБУ «Петуховская ЦРБ» была получена лицензия на осуществление медицинской деятельности, в том числе и в ФАПе, выдача лицензии возможна только при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества. В настоящее время лицензия не отозвана. В исковом заявлении, не указано, какое право неопределенного круга лиц нарушено, в защиту которых выступает прокурор. Правительство Курганской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, так как в полномочия Правительства не входят вопросы финансирования оборудования водопровода, Правительство - это управляющий орган, просила в иске отказать. В судебное заседание представитель ответчика ГБУ «Петуховская центральная районная больница» не явился, извещен судом надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление. Причины неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела либо о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. В судебном заседании представитель ответчика Департамента здравоохранения Курганской области по доверенности А.А. Рожкова с исковыми требованиями не согласилась, просила отказать в иске в полном объеме. Пояснила, что в соответствии с ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относят: организацию в границах поселения электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Обязанностью муниципального образования является оборудование водопроводом, канализационной системой, централизованным горячим водоснабжением. Кроме того, медицинская деятельность подлежит лицензированию, обязательным условием при выдаче лицензии является представление в лицензирующий орган санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии данного вида деятельности санитарным правилам и нормативам. На сегодняшний день ГБУ «Петуховская ЦРБ» имеет лицензию, лицензия действительна и не отозвана. В фельдшерско-акушерском пункте для нужд используется привозная вода, что не ущемляет права граждан и не ставит под угрозу их здоровье, медицинская помощь оказывается своевременно и качественно, жалоб не поступало. Кроме того, СанПин 2.1.3.2630-10 не содержит обязательного требования об обеспечении централизованным водоснабжением и канализацией лечебно-профилактических учреждений, т.е. допускается децентрализованное водоснабжение и канализация в ФАП. В судебном заседании представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по доверенности Е.П. Бирюкова с исковыми требованиями не согласилась, поддержала возражения Правительства Курганской области. Пояснила, что Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области является собственником имущества ГБУ «Петуховская ЦРБ», осуществляет контроль за сохранностью и эффективностью использования государственного имущества. Законом Курганской области от 08.12.2010 года №78 «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов» главным распорядителем средств областного бюджета на здравоохранение определен Департамент здравоохранения Курганской области. Прокурором в иске не указана норма права предусматривающая заявленный способ защиты, а также закон, предусматривающий право истцов, защищаемое прокурором права неопределенного круга лиц. Просила в удовлетворении иска отказать. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно пункту 5 санитарно-эпидемиологических правил, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее СанПин) все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил. При наличии собственного источника водоснабжения водопотребление лечебным учреждением возможно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на данный источник. Письмом Роспотребнадзора от 06.05.2009 года №01/6240-9-32 «О лицензировании фельдшерско-акушерских пунктов» предусмотрено, что по информации Росздравнадзора, фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) в сельской местности практически выполняют все лицензионные требования и условия при осуществлении медицинской деятельности, кроме соответствия государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, поскольку большинство из них не имеют водопроводов, централизованного водоснабжения и канализации. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза ФАП для целей лицензирования проводится в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных учреждений". Данный нормативный документ предусматривает оборудование лечебно-профилактических учреждений водопроводом и канализацией. При этом обязательного требования об обеспечении централизованным водоснабжением и канализацией лечебно-профилактических учреждений не регламентируется, т.е. допускается децентрализованное водоснабжение и канализация ФАП, расположенных в сельской местности. Установлено, что в период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах была проведена проверка МУ «Петуховская центральная больница». В ходе которой выявлено, что здание Утчанского фельдшерско-акушерского пункта Петуховского района не оборудовано водопроводом и канализационной системой, что является нарушением пункта 5 СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Данное обстоятельство подтверждается актами проверки № от дд.мм.гггг, № от дд.мм.гггг. С 01.01.2011 года МУ «Петуховская районная больница» передана из муниципальной собственности Петуховского района в государственную собственность Курганской области, что подтверждается постановлением Правительства Курганской области от дд.мм.гггг №, решением Петуховской районной Думы от дд.мм.гггг №, соглашением от дд.мм.гггг. Из устава государственного бюджетного учреждения «Петуховская центральная районная больница» (далее - Учреждение, ГБУ «Петуховская ЦРБ») следует, что функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Департамент здравоохранения Курганской области, а функции и полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области. Пунктом 2.3.17 устава предусмотрено, что Утчанский фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением Петуховской центральной районной больницы. ГБУ «Петуховская ЦРБ» является правопреемником МУ «Петуховская ЦРБ». Из справки, выданной Администрацией Курортного сельсовета Петуховского района № от дд.мм.гггг, следует, что в с. Утчанское Петуховского района Курганской области отсутствует водопровод, канализация. Из представленного в материалы дела акта осмотра здания фельдшерско-акушерского пункта в с. Утчанское от дд.мм.гггг, объяснения специалиста С. следует, что в связи с ветхостью здания ФАП оборудовать устройство инженерных сетей для существующего помещения невозможно. Пунктом 5.1, 5.2 раздела 5 главы VI СанПин предусмотрено, что здания ФАПов, амбулаторий должны быть оборудованы системой централизованного водоснабжения или водопроводом от местных источников. При наличии собственного источника водоснабжения водопотребление на ФАПах, амбулаториях возможно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на данный источник. В исключительных случаях, при невозможности устройства водопровода, допускается использование привозной воды в закрытых сменяемых емкостях, ежедневно подвергающихся мойке и дезинфекции. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил. Медицинские кабинеты ФАПов, амбулаторий оборудуются горячим водоснабжением от централизованного или местного источника (допускается использование электронагревательных устройств проточного или накопительного действия). На случай отключения централизованного горячего водоснабжения для процедурных, перевязочных и других функциональных помещений, требующих соблюдения особого противоэпидемического режима, предусматривается резервный источник горячего водоснабжения. Для удаления сточных вод предусматривается система канализации (допускается использование выгребных септиков). В судебном заседании установлено, что на территории фельдшерско-акушерского пункта имеется привозная вода, выгребная яма, что соответствует разделу 5 главы VI СанПин. При таких обстоятельствах, требования прокурора Петуховского района в части оборудовать децентрализованную систему холодного и горячего водоснабжения, канализации являются необоснованными. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оборудовать децентрализованную систему холодного, горячего водоснабжения и канализации в здании фельдшерско-акушерского пункта технически невозможно, в связи с этим, суд полагает необходимым отказать прокурору Петуховского района в удовлетворении данной части иска. В связи с чем, подлежат отказу в удовлетворении и производные от основного исковые требования прокурора о возложении обязанности на Правительство Курганской области, Департамент Здравоохранения Курганской области и Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области профинансировать расходы по обеспечению водоснабжением. На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в полном объеме. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований прокурора Петуховского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному Бюджетному Учреждению «Петуховская центральная районная больница», Правительству Курганской области, Департаменту здравоохранения Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о возложении обязанности принять меры по обеспечению водоснабжением отказать. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Петуховский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 18 ноября 2011 года. Судья: А.Н. Мыльченко Решение вступило в законную силу 29 ноября 2011 года.