Дело №2-595/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Петуховский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Голубь Е.С., при секретаре Шалыгановой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 30 ноября 2011 года в г.Петухово Курганской области гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Петуховского района в интересах несовершеннолетних, обучающихся в Петуховской средней общеобразовательной школе №1, к МКОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1», администрации Петуховского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести периметральное ограждение территории школы, финансирования расходов, УСТАНОВИЛ: Исполняющий обязанности прокурора Петуховского района обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетних, обучающихся в Петуховской средней общеобразовательной школе №1, к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1» (далее по тексту – МКОУ «Петуховская СОШ №1»), администрации Петуховского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести периметральное ограждение территории школы, финансирования расходов. В обоснование иска указал, что п.3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 29.12.2010, установлено, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором. Проверкой установлено, что на территории МКОУ «Петуховская СОШ №1» частично ограждение отсутствует, что подтверждается актом осмотра от дд.мм.гггг, информацией администрации Петуховского района. Согласно п.7.3 Устава финансирование школы осуществляется за счет средств бюджета Петуховского района. Со ссылкой на ст.45 ГПК РФ, Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» просит признать незаконным бездействие МКОУ «Петуховская СОШ №1» ввиду непринятия мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и иных лиц, а также профилактики терроризма, выразившихся в отсутствии периметрального ограждения территории Петуховской СОШ №1. Обязать Петуховскую СОШ №1 произвести периметральное ограждение территории школы в срок до 01.09.2012. Обязать администрацию Петуховского района выделить за счет средств муниципального бюджета и иных источников денежные средства на установку ограждения МКОУ «Петуховская СОШ №1». В судебном заседании представитель истица заместитель прокурора Петуховского района Буденовских К.В. исковые требования поддержал. Просил обязать МКОУ «Петуховская СОШ №1» произвести периметральное ограждение территории школы в срок до 01.09.2012, а администрацию Петуховского района обязать профинансировать расходы по установке ограждения. В судебном заседании представитель ответчика МКОУ «Петуховская СОШ №1» директор школы Рогачева Э.Н. с исковыми требованиями согласилась частично, пояснив, что в части бездействия не согласна, так как школа не обладает самостоятельными денежными средствами. В остальном подтвердила свои ранее данные объяснения. В предварительном судебном заседании 21.11.2011 Рогачева Э.Н. пояснила, что возведение забора по периметру школы предусмотрено планом реконструкции школы, которая запланирована до 2014 года. Работы по реконструкции ведутся уже второй год, исходя из того, что выполнено в настоящее время, нецелесообразно устанавливать ограждение, так как при выполнении других работ, включая прокладку канализации, что запланировано, ограждение придется сносить (л.д.23). От ответчика администрации Петуховского района на исковое заявление прокурора поступил письменный отзыв, в котором указано, что исковые требования администрация признает частично. МКОУ «Петуховская СОШ №1» с 2009 года находится в стадии реконструкции. Финансирование работ по реконструкции школы осуществляется за счет средств областного бюджета, выделенных бюджету Петуховского района на эти цели. Проектно-сметной документацией предусмотрен раздел «Благоустройство территории школы», который включает работы по устройству металлического ограждения школы длиной 519 метров, высотой 1,6 метра в виде кованных металлических решеток. Согласно локальной смете стоимость ограждения составляет 3 миллиона 74 тысячи 304 рубля. По технологической последовательности выполнения ремонтных работ благоустройство выполняется после всех наружных работ. По данному объекту благоустройство со всеми сопутствующими работами планируется выполнить в 2013 году, финансирование данных работ также будет предусмотрено в областном бюджете на 2013 год, в связи с чем администрация Петуховского района просит вынести решение об обязании средней школы №1 произвести ограждение территории школы в срок до 01.09.2013 (л.д.37). В судебном заседании представитель администрации Петуховского района по доверенности Головин В.С. с исковыми требованиями согласился частично, поддержал представленный отзыв, подтвердил ранее данные объяснения. Пояснил, что администрация Петуховского района не отказывает в финансировании расходов на ограждение территории школы №1, но в настоящее время школа находится на стадии реконструкции, подготовлена проектно-сметная документация в пределах 110 миллионов рублей, финансирование объекта «Реконструкция МОУ «Петуховская СОШ №1» осуществляется отдельно и поэтапно из бюджета области. В остальном подтвердил свои ранее данные объяснения. В предварительном судебном заседании 21.11.2011 представитель ответчика Головин В.С. согласился с необходимостью произвести ограждение территории школы, пояснив, что планом реконструкции школы предусмотрено ограждение, однако в настоящее время не выполнено много работ, выполнению которых будет мешать ограждение. Исходя из чего, если устанавливать забор, то он не раз будет поврежден. Полагал заявленный иск несвоевременным (л.д.23). В судебном заседании представитель третьего лица на стороне ответчика МКУ «Управление образования администрации Петуховского района» по доверенности Менщикова Л.В. поддержала позицию представителей ответчиков. Пояснила, что в 2009 году была утверждена проектно-сметная документация и определен порядок реконструкции Петуховской средней школы №1, сметой на реконструкцию школы предусмотрено ограждение с устройством столбов, установкой ворот и калиток. Просила учесть, что прилегающая территория школы будет перепланирована, отопительная система – проведена по новому плану, предусмотрен демонтаж подводящих систем, который потребует участие техники – кранов, бульдозеров. Старая отопительная система заведена в железобетонные короба, которые необходимо убрать, ограждение школы совпадает с действующей отопительной системой, которую необходимо демонтировать, а затем уже устанавливать ограждение. В противном случае потребуется демонтировать само ограждение, так как при его наличии невозможно будет провести реконструкцию прилегающей территории. Специалист-эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Макушинском, Частоозерском районах Кокорина М.Г., принимавшая участие в проверке МКОУ «Петуховская СОШ №1», расположенной по адресу: <адрес>, опрошенная судом в качестве специалиста, в судебном заседании пояснила, что согласно п.3.1. "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором. В ходе проверки Петуховской средней школы №1, проведенной Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора 22.11.2011, установлено, что в нарушение данных санитарных требований ограждение территории школы частично отсутствует. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, заслушав консультацию специалиста, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.28 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, в частности, к территории общеобразовательного учреждения. Требования к территории общеобразовательных учреждений предусмотрены разделом III названных санитарных правил, в соответствии с пунктом 3.1 которых территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором. Установлено, что в ходе проведенных дд.мм.гггг прокуратурой Петуховского района и дд.мм.гггг Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора проверок выявлено нарушение МКОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1» пункта 3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10, выразившиеся в частичном отсутствии на территории школы ограждения. Данный факт подтверждается актами проверки прокуратуры Петуховского района от дд.мм.гггг, Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области № от дд.мм.гггг (л.д.5, 68-69), объяснениями специалиста ТО Управления Роспотребнадзора Кокориной М.Г. в судебном заседании и стороной ответчика не оспаривалось. Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о нарушении МОУ «Петуховская СОШ №1» санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, а именно статьи 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 года и принятых во исполнение данного закона санитарных правил "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", в частности, требований к территории общеобразовательного учреждения, предусмотренных пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10. В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Из п.1.3 Устава МКОУ «Петуховская СОШ №1» (л.д.6 об.), а также в силу ч.1 ст. 296 и ст.297 Гражданского кодекса РФ следует, что школа владеет, пользуется и распоряжается имуществом, переданным ей учредителем – муниципальный образованием «Петуховский район» на праве оперативного управления. Финансирование школы осуществляется за счет средств бюджета Петуховского района (п.7.3 Устава). Поскольку МКОУ «Петуховская СОШ №1» владеет и пользуется зданием школы, следовательно, обязанность по обеспечению своевременного выполнения требований санитарного законодательства должна быть возложена на неё. Однако суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора в части признания незаконным бездействия МКОУ «Петуховская СОШ №1», по следующим основаниям Объяснениями представителей ответчиков Рогачевой Э.Н., Головина В.С. в судебном заседании установлено, что МКОУ «Петуховская СОШ №1» не имеет в своем распоряжении денежных средств для того, чтобы произвести ограждение территории школы. Право собственности на здание школы принадлежит муниципальному образованию «Петуховский район». Согласно п.1.13 ст.29 Устава Петуховского района Курганской области (л.д.35) деятельность по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности Петуховского района осуществляет администрация Петуховского района. Об этом же указано в ч.1 ст.5 Положения о муниципальном казенном учреждении «Администрация Петуховского района», утвержденном решением Петуховской районной Думы от 31.10.2011 №143 (л.д.41). В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих территорий. Установлено, что МКОУ «Петуховская СОШ №1» с 2009 года находится в стадии реконструкции. Финансирование реконструкции школы осуществляется путем предоставления и расходования субсидий, выделяемых из областного бюджета бюджету МО «Петуховский район» в рамках реализации Закона Курганской области от 08.12.2010 №78 "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", что видно из уведомления об изменении бюджетных ассигнований (л.д.70), подтвердили в судебном заседании представители администрации Петуховского района Головин В.С., Управления образования администрации Петуховского района Менщикова Л.В. В частности, как пояснил представитель администрации Петуховского района Головин В.С., администрация Петуховского района не отказывает в финансировании расходов на ограждение территории школы, но в настоящее время школа находится на стадии реконструкции, финансирование которой осуществляется отдельно и поэтапно из бюджета области, подготовлена проектно-сметная документация в пределах 110 миллионов рублей. Благоустройство со всеми сопутствующими работами, включая обустройство ограждения территории школы, планируется выполнить в 2013 году, финансирование работ также будет предусмотрено в областном бюджете на 2013 год. Проектно-сметной документацией «Реконструкция МОУ «Петуховская СОШ №1» предусмотрен раздел «Благоустройство территории школы», который включает работы по устройству металлического ограждения школы длиной 519 метров, высотой 1,6 метра в виде кованных металлических решеток, согласно локальной смете стоимость ограждения составляет 3074304 руб. (л.д.71-74). Объяснениями представителей стороны ответчика также установлено и представителем истца не оспаривалось, что по технологической последовательности благоустройство выполняется после выполнения всех наружных работ. В частности, из объяснений представителей стороны ответчика усматривается, что в настоящее время не установлена новая отопительная система, монтажу которой будет препятствовать ограждение, в случае его установки. Как указала представитель Управления образования администрации Петуховского района Менщикова Л.В., сметой на реконструкцию школы предусмотрено ограждение с устройством столбов, установкой ворот и калиток, однако ограждение школы совпадает с действующей отопительной системой, которая должна быть демонтирована и заменена новой отопительной системой, старая система заведена в железобетонные коробы, которые необходимо убрать. Демонтировать старую систему при наличии установленного ограждения будет невозможно, в связи с чем, обустройство ограждения территории школы запланировано на 2013 год. Данные обстоятельства сторона ответчика показала на экспликации зданий и сооружений (л.д.66) С учетом изложенного суд не усматривает оснований для признания незаконным бездействия МКОУ «Петуховская СОШ №1» в связи с тем, что частично отсутствует ограждение территории школы. Поскольку установлено, что с 2009 года МКОУ «Петуховская СОШ №1» находится в стадии реконструкции, финансирование которой осуществляется поэтапно, путем предоставления и расходования субсидий, выделяемых из областного бюджета бюджету МО «Петуховский район» в рамках реализации Закона Курганской области от 08.12.2010 №78 "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", благоустройство со всеми сопутствующими работами, включая обустройство ограждения, запланировано на 2013 год, финансирование работ также будет предусмотрено в областном бюджете на 2013 год, суд считает, что вопрос финансирования данных расходов должен быть разрешен в рамках межбюджетных отношений. Как пояснил представитель ответчика Головин В.С., администрация Петуховского района не отказывает Петуховской средней школе №1 в финансировании расходов на обустройство ограждения, что никем из участников процесса не оспаривалось. При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для возложения на администрацию Петуховского района обязанности выделить за счет средств муниципального бюджета и иных источников денежные средства на установку ограждения МКОУ «Петуховская СОШ №1», в удовлетворении исковых требований прокурору в этой части следует отказать. В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Рассматривая вопрос о сроке исполнения, суд учитывает следующее. В целях реализации Закона Курганской области от 08.12.2010 №78 "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" Правительство Курганской области Постановлением от 09.06.2010 №241 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Курганской области от 12.04.2011 №125, применяемыми к правоотношениям, возникшим с 01.01.2011) утвердило Порядок предоставления и расходования субсидий, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Курганской области на создание безопасных условий деятельности образовательных учреждений. Согласно названному Порядку субсидии предоставляются бюджетам муниципальных районов Курганской области на софинансирование расходов, связанных, в том числе, с реконструкцией зданий. Субсидии предоставляются Главным управлением образования Курганской области в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке. Для предоставления субсидии муниципальному образованию необходимо предоставить решение о бюджете, подтверждающее обязательства по долевому финансированию расходов, проектно-сметную документацию на выполнение работ, после чего должно быть достигнуто соглашение с Главным управлением образования Курганской области и представлена в Финансовое управление Курганской области заявка на перечисление субсидий. Объяснениями представителей стороны ответчика Головина В.С., Рогачевой Э.Н., Менщиковой Л.В., проектно-сметной документацией по реконструкции МКОУ «Петуховская СОШ №1» установлено, что благоустройство школы со всеми сопутствующими работами, включая ограждение территории, запланировано на 2013 год, финансирование данных работ также будет предусмотрено в областном бюджете на 2013 год. Данные обстоятельства стороной истца не оспаривались. При таких обстоятельствах заявленный истцом срок выполнения работ по ограждению территории школы до 01.09.2012 суд находит неприемлемым и определяет срок для производства ограждения территории школы до 1 сентября 2013 года. Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ суд, РЕШИЛ: Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Петуховского района в интересах несовершеннолетних, обучающихся в Петуховской средней общеобразовательной школе №1, к МКОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1», администрации Петуховского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности произвести периметральное ограждение территории школы, финансирования расходов, удовлетворить частично. Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1» произвести ограждение территории школы в срок до 1 сентября 2013 года. В удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора Петуховского района в остальной части отказать. Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы, принесения кассационного представления через Петуховский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 5 декабря 2011 года. Судья Петуховского районного суда Е.С. Голубь Решение вступило в законную силу 16.12.2011.