О признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий по приведению больницы в соответствие с требованиями законодательства РФ



Д. №2-226/2011 Решение вступило в законную силу, кассацией оставлено без изменения

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Петуховский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи А.Н. Мыльченко,

при секретаре К.Ю. Перчун,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Петухово Курганской области 01 декабря 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петуховского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению «Петуховская центральная районная больница», Правительству Курганской области, Департаменту здравоохранения Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий по приведению больницы в соответствие с требованиями законодательства РФ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Петуховского района Курганской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГБУ «Петуховская ЦРБ», Правительству Курганской области с иском о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий по приведению больницы в соответствие с требованиями законодательства РФ. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Петуховского района Курганской области совместно со специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах проведена проверка по исполнению законодательства РФ в сфере охраны прав и здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работников учреждения, а также в сфере охраны окружающей среды. В ходе, которой установлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, а именно: в больнице отсутствует централизованное горячее водоснабжение; в процедурном кабинете, комнате для хранения белья терапевтического отделения, в родильном зале, в обработочной комнате родильного отделения, в обработочной комнате операционного блока, в комнате для хранения белья в детском отделении, в стоматологическом и процедурном кабинетах поликлиники защитная арматура на осветительных точках отсутствует; не функционируют вентиляционные системы в прачечной и на пищеблоке; внутренняя отделка помещения прачечной не соответствует гигиеническим требованиям, требуется проведение косметического ремонта в комнате для хранения чистого белья, в терапевтическом отделении деревянный пол, в котором имеются щели, потолок выполнен не влагостойким материалом; не соответствие внутренней отделки помещений требованиям санитарных правил не позволяет качественно проводить текущую и генеральную уборку; помещения для хранения чистого белья в терапевтическом и детском отделениях не оборудованы бактерицидными облучателями; в помещениях прачечной стены и потолки выполнены не влагостойкими материалами, пол выполнен кафельной плиткой, которая имеет дефекты (трещины), местами отсутствует; набор помещений не обеспечивает разграничение «чистого» и «грязного» потоков, прием и хранение грязного и чистого белья осуществляется в одном помещении, в стиральном цехе производится сушка белья; помещение для хранения чистого белья не оборудовано бактерицидными облучателями; помещения прачечной не оборудованы раковинами для обработки рук; стиральный и сушильно-гладильный цеха прачечной не оборудованы местной вытяжной вентиляцией с механическим побуждением; в больнице отсутствует центральное стерилизационное отделение; обработка постельных принадлежностей (одеяла, подушки) в стационарах больницы не проводится из-за отсутствия возможности проведения капитального ремонта в прачечной и установки новой стационарной дезинфекционной камеры. Истец неоднократно изменял исковые требования и в окончательном варианте, со ссылкой на Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, статью 210 ГК РФ просил: признать бездействие должностных лиц ГБУ «Петуховская центральная районная больница» по эксплуатации ГБУ «Петуховская центральная районная больница» с нарушением требований законодательства РФ незаконным, возложить обязанность на ГБУ «Петуховская центральная районная больница» в срок до 31.12.2011 года привести больницу в соответствие с требованиями законодательства РФ, а именно: 1) здание больницы обеспечить системой горячего децентрализованного водоснабжения, 2) оборудовать в процедурном кабинете, комнате для хранения белья терапевтического отделения, в комнате для хранения белья в детском отделении, в стоматологическом и процедурном кабинетах поликлиники защитной арматурой осветительные точки, 3) обеспечить функционирование вентиляционных систем в прачечной и на пищеблоке, 4) привести в соответствие внутреннюю отделку помещений с влажным режимом работы требованиям санитарных правил, 5) помещение для хранения чистого белья в детском отделении оборудовать бактерицидными облучателями, 6) помещение прачечной оборудовать раковинами для обработки рук, 7) стиральный и сушильно-гладильный цеха прачечной оборудовать местной вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, 8) установить новую стационарную дезинфекционную камеру, обеспечить проведение камерной обработки постельных принадлежностей (одеяла, подушки) в стационарах больницы, возложить обязанность на Правительство Курганской области и Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области профинансировать указанные мероприятия.

В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Петуховского района К.В. Буденовских исковые требования поддержал и дал пояснения по доводам, изложенным в заявлении. Уточнил требования в части срока по приведению больницы в соответствие с требованиями законодательства и просил установить данный срок до 31.12.2012 г.

В судебное заседание представитель ответчика ГБУ «Петуховская центральная районная больница» не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.

В судебном заседании представитель ответчика Правительства Курганской области по доверенности О.П. Бабунова с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что с 01.01.2011 г. ГБУ «Петуховская ЦРБ» является государственной собственностью Курганской области, финансирование осуществляется за счет средств субъекта РФ в рамках межбюджетных отношений согласно бюджетного законодательства. Заявленные прокурором исковые требования в части финансирования являются неисполнимыми. Кроме того, в исковом заявлении ни указано правового обоснования, каким образом Правительство Курганской области нарушает права неопределенного круга лиц. Правительство Курганской области не является ни собственником имущества ГБУ «Петуховская ЦРБ», ни учредителем данного учреждения, ни главным распорядителем бюджетных средств, направленных на содержание данного учреждения. Просила в иске отказать, так как считает требования прокурора необоснованными.

В судебном заседании представитель ответчика Департамента Здравоохранения Курганской области по доверенности А.А. Рожкова с исковыми требованиями прокурора не согласилась, пояснила, что период времени, указанный в заявлении не является достаточным для устранения всех выявленных нарушений обязательных санитарно-эпидемиологических требований. Полагала, что разумным сроком для устранения недостатков необходимо установить до 31.12.2012 года. В соответствии с целевой программой Курганской области «Модернизация здравоохранения Курганской области на 2011-2012 годы» утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 31.3.2011 года №161 общий объем финансирования на проведение капитального ремонта на 2011-2012 годы ГБУ «Петуховская ЦРБ» составляет 15 млн. рублей.

В судебном заседании представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области по доверенности Е.П. Бирюкова возражала против удовлетворения исковых требований прокурора и пояснила, что требования прокурора не сформулированы, предъявлены в не корректной форме и в таком виде, в котором они заявлены, не могут быть удовлетворены. Также указала, что Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области является не надлежащим ответчиком по делу, так как согласно закона Курганской области от 08.12.2010 г. №78 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Департамент Здравоохранения Курганской области определен как главный распорядитель средств областного бюджета на здравоохранение, он же является и учредителем ГБУ «Петуховская ЦРБ». Финансирование будет осуществляться из областного бюджета на определенные цели. В иске просила отказать.

В судебном заседании представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах по доверенности Л.В. Макаренко исковые требования поддержала и пояснила, что в больнице действительно имеются нарушения СанПин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика ГБУ «Петуховская ЦРБ», в порядке статьи 167 Гражданского процессуально кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.

Статьей 3 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 года №58 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (далее СанПин).

СанПин 2.1.3.2630-10 - это санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

Пунктом 5.1 СанПин 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил. При наличии собственного источника водоснабжения водопотребление лечебным учреждением возможно при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на данный источник.

Пунктом 7.8 СанПин 2.1.3.2630-10 установлено, что светильники общего освещения помещений, размещаемые на потолках, должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями.

Пунктом 6.1 СанПин 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха должны обеспечивать нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды помещений, в которых осуществляется медицинская деятельность.

Пунктами 4.2, 4.3, 4.5 СанПин 2.1.3.2630-10 установлено, что поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, без дефектов, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой к обработке моющими и дезинфицирующими средствами. При использовании панелей их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность. Покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтуса или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны. В помещениях с влажностным режимом (душевых, ванных залах и пр.), в "грязных" помещениях (помещения разборки и хранения грязного белья, временного хранения отходов и других) отделка должна обеспечивать влагостойкость на всю высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы. Сбор грязного белья осуществляется в закрытой таре (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные и маркированные бельевые тележки или другие аналогичные приспособления) и передаваться в центральную кладовую для грязного белья. Временное хранение грязного белья в отделениях (не более 12 часов) допускается в помещениях для грязного белья с водостойкой отделкой поверхностей, оборудованных умывальником, устройством для обеззараживания воздуха. Помещение и инвентарь ежедневно моются и дезинфицируются.

Пунктами 11.1, 11.7 СанПин 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке. Администрация ЛПО организует предварительный и периодический (не реже 1 раза в год) инструктаж персонала, осуществляющего уборку помещений по вопросам санитарно-гигиенического режима и технологии уборки. Генеральная уборка помещений палатных отделений и других функциональных помещений и кабинетов должна проводиться по графику не реже 1 раза в месяц, с обработкой стен, полов, оборудования, инвентаря, светильников.

Пунктом 3.14 СанПин 2.1.3.2630-10 предусмотрено, что в медицинских организациях, где проводятся парентеральные манипуляции с применением многоразового медицинского инструмента, следует предусматривать центральные стерилизационные отделения (ЦСО), площадь и состав которых определяется профилем и мощностью учреждения.

Пунктом 6.1 раздела 3 СанПин 2.1.3.2630-10 установлено, что после выписки пациента постельные принадлежности (матрасы, подушки, одеяла), одежду и обувь подвергают камерной дезинфекции. При наличии на матрасах и подушках чехлов из влагонепроницаемых материалов, их обеззараживают раствором ДС способом протирания.

Пунктом 3.1 СанПин 2.1.2.2646-10 предусмотрено, что здания прачечных оборудуются централизованными системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, отопления, общеобменной приточно-вытяжной и местной вытяжной вентиляцией с механическим побуждением для удаления избыточной влаги в стиральном и сушильно-гладильном цехах.

Установлено, 16.09.2011 г. территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Петуховском, Частоозерском, Макушинском районах была проведена проверка ГБУ «Петуховская центральная районная больница», в ходе которой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства:

- в больнице отсутствует централизованное горячее водоснабжение (пункт 5.1 СанПин 2.1.3.2630-10);

- в помещениях прачечной и пищеблока не функционируют вентиляционные системы

(пункт 6.1 СанПин 2.1.3.2630-10);

- набор помещений прачечной не обеспечивает разграничение «чистого» и «грязного» потоков, прием и хранение грязного белья и чистого белья осуществляется в одном помещении, в стиральном цехе производится сушка белья (пункт 3.3 СанПин 2.1.3.2630-10, пункт 2.1 СанПин 2.1.2.2646-10, пункт 2.6 МУ 3.5.736-99);

- внутренняя отделка помещений в прачечной не соответствует гигиеническим требованиям (имеются множественные дефекты внутренней отделки пола, стен, потолка) (пункт 4.2, 4.3, 4.5, 11.15 СанПин 2.1.3.2630-10, пункт 9.1 МУ 3.5.736-99);

- в терапевтическом и детском отделениях требуется проведение косметического ремонта: в коридоре терапевтического отделения часть пола покрыта линолеумом, края которого не подведены у стен под плинтус, часть пола имеет деревянное покрытие, в котором имеются щели; в процедурном кабинете терапевтического отделения часть стен и потолок выполнены не влагостойким материалом, на потолке следы протечек; в ванной комнате терапевтического отделения потолок выполнен не влагостойким материалом, видны следы протечек, осыпается краска на подоконнике; в санитарном узле терапевтического отделения часть стен выполнена кафельной плиткой, которая имеет дефекты, часть не влагостойким материалом; в процедурном кабинете и комнате для хранения белья детского отделения потолок и стены выполнены масляной краской, слой которой местами осыпается; в процедурном кабинете детского отделения пол покрыт линолеумом, края которого под плинтус не подведены; в ванной комнате детского отделения пол выполнен кафельной плиткой, которая имеет дефекты (пункт 4.2, 4.3, 4.5, 11.15 СанПин 2.1.3.2630-10);

- не соответствие внутренней отделки помещений требованиям санитарных правил не позволяет качественно проводить текущую и генеральную уборку (пункт 11.1, 11.7 СанПин 2.1.3.2630-10);

- помещения для хранения чистого белья в детском отделении, прачечной не оборудовано бактерицидным облучателем (пункт 9.4 МУ 3.5.736-99);

- помещение прачечной не оборудовано раковинами для обработки рук (пункт 11.2 МУ 3.5.736-99);

- стиральный и сушильно-гладильный цеха прачечной не оборудованы местной вытяжной вентиляцией с механическим побуждением (пункт 3.1 СанПин 2.1.2.2646-10);

- в районной больнице отсутствует центральное стерилизационное отделение (пункт 3.14 СанПин 2.1.3.2630-10);

- обработка постельных принадлежностей (одеяла, подушки) в стационарах больницы не проводится из-за отсутствия возможности проведения капитального ремонта в прачечной и установки новой стационарной дезинфекционной камеры (пункт 6.19 СанПин 2.1.3.2630-10).

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора в части приведения больницы в соответствие с требованиями законодательства РФ необходимо удовлетворить частично, а именно: обязать Государственное бюджетное учреждение «Петуховская центральная районная больница» в срок до 31.12.2012 года привести больницу в соответствие с требованиями законодательства:

- обеспечить здание больницы системой горячего децентрализованного водоснабжения;

- привести внутреннюю отделку помещений в соответствие с требованиями санитарных правил;

- оборудовать стиральный и сушильно-гладильный цеха прачечной местной вытяжной вентиляцией с механическим побуждением;

- установить новую стационарную дезинфекционную камеру для проведения камерной обработки постельных принадлежностей (одеяла, подушки) в стационарах больницы.

В остальной части иска прокурору необходимо отказать по следующим основаниям.

Пункт 7.8 СанПин 2.1.3.2630-10 согласно акта проверки от 16.09.2011 года выполнен, т.е. в процедурном кабинете, комнате для хранения белья терапевтического отделения, в комнате для хранения белья в детском отделении, в стоматологическом и процедурном кабинетах поликлиники защитная арматура на осветительных точках оборудована.

Формулировка обеспечить функционирование вентиляционных систем в прачечной и на пищеблоке суд считает не корректной, и в ходе судебного заседания истец не мог уточнить требования в данной части иска (пункт 6.1 СанПин 2.1.3.2630-10).

Ссылка прокурора в исковом заявлении на методические указания 3.5.736-99 «Технология обработки белья в медицинских учреждениях» не может применяться судом при разрешении спора, поскольку данные методические указания не являются нормативными и обязательными к исполнению, так как не прошли регистрацию в Министерстве юстиции России и не опубликованы в средствах массовой информации. А согласно Указа Президента РФ от 23.05.1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в законную силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в законную силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. Поэтому на указанный прокурором акт ссылаться нельзя.

Удовлетворяя требование прокурора в части оборудования ГБУ «Петуховская ЦРБ» системой горячего децентрализованного водоснабжения суд пришел к следующему. В связи с тем, что для нормального функционирования организаций, осуществляющих медицинскую деятельность СанПин 2.1.3.2630-10 предусматривает централизованное горячее водоснабжение, учитывая то, что в г. Петухово отсутствует централизованное горячее водоснабжения, то суд полагает, что необходимо обеспечить здание больницы системой децентрализованного горячего водоснабжения.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Законом Курганской области от 08.12.2010 года №78 «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Департамент здравоохранения Курганской области определен как главный распорядитель средств областного бюджета на здравоохранение.

Пунктом 4 постановления Правительства Курганской области от 13.12.2010 г. №565 «О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Курганской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее постановление №565) предусмотрено, что государственное задание формируется при составлении проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в отношении бюджетных учреждений - органами исполнительной власти Курганской области, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных учреждений.

В соответствии с пунктом 17 данного постановления предоставление бюджетному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого бюджетным учреждением и органом исполнительной власти Курганской области, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в соответствии с формой, утверждаемой Финансовым управлением Курганской области.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии (пункт 11 постановления №565).

Из устава государственного бюджетного учреждения «Петуховская центральная районная больница» (далее - ГБУ «Петуховская ЦРБ») следует, что функции и полномочия учредителя ГБУ «Петуховская ЦРБ осуществляет Департамент здравоохранения Курганской области, а функции и полномочия собственника имущества ГБУ «Петуховская ЦРБ» осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области. Имущество ГБУ «Петуховская ЦРБ» является собственностью Курганской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления в установленном законом порядке. ГБУ «Петуховская ЦРБ» владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом, в пределах установленных законодательством РФ и Курганской области в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и согласия собственника.

С учетом вышеизложенного суд считает, что надлежащим ответчиком по делу в плане финансирования расходов по приведению больницы в соответствие с требованиями законодательства РФ является департамент Здравоохранения Курганской области.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований прокурора Петуховского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий по приведению больницы в соответствие с требованиями законодательства РФ необходимо отказать.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Петуховского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению «Петуховская центральная районная больница», Департаменту здравоохранения Курганской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий по приведению больницы в соответствие с требованиями законодательства РФ удовлетворить частично.

В удовлетворении исковых требований прокурора Петуховского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий по приведению больницы в соответствие с требованиями законодательства РФ отказать.

Признать бездействие Государственного бюджетного учреждения «Петуховская центральная районная больница» по приведению больницы в соответствие с требованиями законодательства РФ незаконным.

Обязать Государственное бюджетное учреждение «Петуховская центральная районная больница» в срок до 31.12.2012 года привести больницу в соответствие с требованиями законодательства, а именно:

- обеспечить здание больницы системой горячего децентрализованного водоснабжения;

- привести внутреннюю отделку помещений в соответствие с требованиями санитарных правил;

- оборудовать стиральный и сушильно-гладильный цеха прачечной местной вытяжной вентиляцией с механическим побуждением;

- установить новую стационарную дезинфекционную камеру для проведения камерной обработки постельных принадлежностей (одеяла, подушки) в стационарах больницы.

Обязать Департамент здравоохранения Курганской области профинансировать выполнение работ по обустройству Государственного бюджетного учреждения «Петуховская центральная районная больница» в соответствие с указанными требованиями законодательства РФ.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи кассационной жалобы через Петуховский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2011 года.

Судья: А.Н. Мыльченко