о признании договора недействительным, признании деятельности незаконной



Дело № 2-114/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2012 года город Петухово

Петуховский районный суд Курганской области в составе судьи Мокиной И.В.,

при секретаре Портнягине Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, ООО «Журавлёвка» о признании договора недействительным, признании деятельности незаконной,

УСТАНОВИЛ:

Курганский межрайонный природоохранный прокурор Курганской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, ООО «Журавлёвка» о признании договора недействительным, признании деятельности незаконной.

В обоснование иска указал, что по результатам проведения проверки исполнения органами государственной власти, общественными организациями экологического законодательства было установлено, что дд.мм.гг. Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской обла­сти с обществом с ограниченной ответ­ственностью «Журавлёвка» заключен договор о со­действии в осуществлении охраны, воспроизводства и учётов объектов жи­вотного мира. Договором предусмотрено, что ООО «Журавлёвка» принимает на себя обязательства по оказанию содействия специально уполномоченным органам Курганской об­ласти по охране, контролю и регулированию использования животного мира: Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской обла­сти, ГУ «Территориальный Государ­ственный Экологический Фонд Курганской области» по осуществлению охраны, воспроизводству, проведении учётов объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты на территории Щучанского участка общедоступных охотничьих угодий Частоозерского района Курган­ской области в форме реализации мероприятий в объёмах и сроки согласно установленного ГУ «Экофонд» плана биотехнических и охотхозяйственных мероприятий на текущий год. В случае если актами приема-передачи зафиксировано, что ООО «Журавлёвка» выполнило в полном объёме все мероприятия, установленные планом, Департамент обязуется обеспечить выдачу указанным ООО «Жу­равлёвка» гражданам 60% разрешений от общего объёма или квоты изъятия, утверждённых для всех видов объектов животного мира, отнесённых к объ­ектам охоты, на территории Щучанского егерского участка в период дей­ствия настоящего договора (сроком на три года, начиная с дд.мм.гг.)

Истец считает, что данный договор не соответствует требованиям действующего законодательства и является ничтожным.

С учётом изложенных обстоятельств истец просит суд признать недействительным договор от дд.мм.гг. о содействии в осуществлении охраны, воспроизводства и учётов объектов животного мира, заключенный между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курган­ской области и ООО «Журавлёвка», признать деятельность Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области по выдаче разрешений от общего объёма или квоты изъятия, утвержденных для всех видов объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты на территории Щучанского егерского участка в период действия договора от дд.мм.гг. о содействии в осуществлении охраны, воспроизводства и учётов объектов животного мира незаконной.

В судебном заседании представитель истца прокурор отдела прокуратуры Петуховского района Карецкий А.А. исковые требования, предъявленные к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, ООО «Журавлёвка» о признании договора недействительным, признании деятельности незаконной поддержал, дополнительно пояснил, что условия договора ООО «Журавлёвка» не выполняет, директор Ш. отказался представить документацию за весь отчетный период.

Представитель ответчика Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области – Фёдоров М.Н., действующий по доверенности, исковые требования не признал, дал пояснения согласно отзыву, представленному в дело, дополнительно пояснил, что никаких претензий к Ш. они не имеют.

Представитель ответчика ООО «Журавлёвка» в судебное заседание не явился. Ранее от генерального директора ООО «Журавлёвка» Ш. поступило письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по иску не представлено.

Представитель третьего лица ГУ «Территориальный государственный экологический фонд Курганской области» в судебное заседание не явился, в предыдущем судебном заседании представитель Меньщиков И.А., действующий на основании доверенности, исковые требования Курганского межрайонного природоохранного прокурора поддержал, пояснив, что предусмотренные планом мероприятия по охране и воспроизводству охотничьих ресурсов на территории Щучанского участка ООО «Журавлёвка» не проводились и не проводятся до настоящего времени, происходит практически бесконтрольный отстрел животных. Никакой работы по выполнению биотехнических мероприятий не ведется, но зато Ш. получил 100 % лицензий на отстрел животных, а именно на косулю и кабана, хотя по условиям договора при выполнении всех биотехнических мероприятий, возможно, получить 60 % лицензий.

Суд, с учётом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика ООО «Журавлёвка» и представителя третьего лица ГУ «Территориальный государственный экологический фонд Курганской области» в силу ст.167 ГПК РФ.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 25 сентября 2006 года № 338 утверждено Положение «О Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области».

В соответствии с пунктом 1 Положения Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области является исполнительным органом государственной власти Курганской области, проводящим государственную политику и осуществляющим отраслевое и межотраслевое управление в сфере изучения, регулирования использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, охраны окружающей среды….

В соответствии с п. 3 данного Положения (в ред. постановлений Правительства Курганской области от 14.09.2010г. № 405, от 26.07.2011г. № 357) Департамент, является также специально уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания; охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Задачами Департамента являются организация и регулирование рационального использования, воспроизводства и охраны …животного мира Курганской области.

В силу ст. 33 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О животном мире» объек­ты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, указанным Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий­ской Федерации».

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не допускаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Федеральным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, иным федеральным органам государственной власти субъектов Российской Фе­дерации, осуществляющим функ­ции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путём создания бо­лее выгодных условий деятельности одним физическим лицам, юридическим лицам по сравнению с другими физическими лицами, юридическими лицами.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.04.2010г. № 121 утверждён Порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.

В соответствии с п. 15 Порядка уполномоченные соответственно юри­дическое лицо, индивидуальный предприниматель, орган исполнительней власти, учреждение при личном представлении заявления в течение 1 рабо­чего дня, а при получении заявления по почте, в течение 5 дней со дня полу­чения заявления осуществляет проверку содержания заявления и комплект­ности, прилагаемых к нему документов, оформляет и выдает заявителю раз­решение, или направляет мотивированный отказ с указанием причин отказа. Другого порядка предоставления разрешений не предусмотрено.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 946 от 07.12.2011г. утверждены Методические рекомендации по распределению разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях.

Согласно ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Курганской областной Думы № 4143 от 24.11.2009г. утверждены Мероприятия по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года, контроль за исполнением постановления возложен на Председателя Курганской областной Думы М.Н.Исламова.

Пунктом 1.1.10. Мероприятий предусмотрено внесение изменений в Закон Курганской области «Об охоте и охотничьем хозяйстве в Курганской области» (в части установления порядка распределения разрешения на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, перечня охотничьих ресурсов, в отношении которых допускается осуществление промысловой охоты, видов млекопитающих и (или) птиц, относящихся к охотничьим ресурсам).

В письменном отзыве представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области указывает, что в целях организации и сохранения использования охотничьих ресурсов и среды их обитания дд.мм.гг. был заключен договор с ООО «Журавлёвка» о содействии в осуществлении охраны, воспроизводства и учётов объектов животного мира. По условиям договора, в случае выполнения ООО «Журавлёвка» в полном объёме всех плановых мероприятий, Департамент обязался выдать 60% разрешений от общего объёма или квоты изъятия, утверждённых для всех видов объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, на территории Щучанского егерского участка в период действия данного договора гражданам, указанным ООО «Журавлёвка». Заключение подобных договоров между органами государственной власти и юридическими и физическими лицами действующим законодательством не запрещено. Данным договором не устанавливается какой-либо иной порядок выдачи разрешений гражданам, указанным ООО «Журавлёвка», не предусмотренный законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. За период действия договора все разрешения на право добычи охотничьих ресурсов на территории Щучанского егерского участка Частоозерского района выдавались в соответствии с Порядком, утверждённым Приказом Минприроды России от 23 апреля 2010 года № 121. Кроме того, согласно ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 24 июля 2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. В настоящее время такой порядок законом не установлен, поэтому распределение разрешений в каком-либо особом порядке, противоречащем действующему законодательству, не осуществлялось.

Таким образом, судом определено, что порядок распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях, перечня охотничьих ресурсов, в отношении которых допускается осуществление промысловой охоты, видов млекопитающих и (или) птиц, относящихся к охотничьим ресурсам в Курганской области не установлен.

Суд приходит к выводу, что Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, заключив Договор с ООО «Журавлёвка» сроком на 3 года, нарушил требования федерального законодательства, определяющего поря­док выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, нарушив при этом, права и законные интересы неопреде­лённого круга лиц на добычу охотничьих ресурсов, предусмотренные феде­ральным законодательством, так как указанным документом ограничивается возможность получения разрешений на добычу охотничьих ресурсов, и право на охоту.

Кроме того, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, как орган исполнительной власти Курган­ской области, осуществляющий отдельные полномочия Российской федера­ции в области охраны и использования объектов животного мира, не отне­сенных к водным биологическим ресурсам, в том числе в области охоты и сохранении охотничьих ресурсов, превысил свои полномочия, передав их неуполномоченному на то юридическому лицу.

В соответствии со с т. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают ис­ковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной вла­сти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоот­ношений.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 167, 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая тре­бованиям закона, является ничтожной.

В силу ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С учётом требований данной статьи с Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и ООО «Журавлёвка» подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 200 руб., по 100 руб. с каждого.

Руководствуясь ст.ст.103, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области удовлетворить.

Признать недействительным договор от дд.мм.гг. о содействии в осуществлении охраны, воспроизводства и учётов объектов животного мира, заключенный между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курган­ской области и ООО «Журавлёвка».

Признать незаконной деятельность Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области по выдаче разрешений от общего объёма или квоты изъятия, утверждённых для всех видов объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты на территории Щучанского егерского участка в период действия договора от дд.мм.гг. о содействии в осуществлении охраны, воспроизводства и учётов объектов животного мира.

Взыскать с Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, ООО «Журавлёвка» в доход государства государственную пошлину по 100 рублей с каждого в бюджет МО «Петуховский район Курганской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Петуховский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 15.03.2012г. в 16-00 час.

Судья И.В.Мокина. Решение вступилов законную силу 17.04.2012 г. Не обжаловалось