Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2010 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд
в составе:
председательствующего судьи Гельфенштейн С.Л.
при секретаре Протченко Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пустоход Я.М. к Правительству Республики Карелия, Министерству природных ресурсов Республики Карелия, Государственному учреждению «Музыкальный театр Республики Карелия» о понуждении к устранению препятствий в пользовании социальной и инженерной инфраструктурой для инвалидов,
у с т а н о в и л:
Истица Пустоход Я.М. обратилась в суд с исковыми требованиями к Правительству РК и Министерству природных ресурсов РК о понуждении к устранению препятствий в пользовании социальной и инженерной инфраструктурой для инвалидов по тем основаниям, что являясь инвалидом 1 группы по общему заболеванию и передвигаясь исключительно на коляске, проживая в г. Петрозаводске, не имеет возможности посещать Музыкальный театр, расположенный на площади Кирова, дом 4. В связи с этим просит обязать ответчиков создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в государственное учреждение «Музыкальный театр Республики Карелия» в виде: 1). предусмотренных для стоянки мест для автомобиля на площади перед зданием Музыкального театра отмеченных знаком «инвалиды»; 2). входной группы (лестница, ведущая к зданию театра, дверей, проемов, проходов), оборудованной соответствующим техническим требованиям пандусом для самостоятельного передвижения граждан, использующих кресла-коляски; 3). оборудования средств горизонтальной и вертикальной коммуникации - пандуса или лифта для самостоятельного подъема на верхние этажи, в зрительный зал, туалет, буфет, кассы инвалида, использующего кресло-коляску, а также для передвижения по зданию театра; 4). обеспечение иных условий в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и иных нормативных документов в области строительства (в частности входы и выходы в здание и его отдельные помещения, дверные проемы, эргономические параметры и информационное обеспечение мест и зон обслуживания, дублирующая маркировка специальными знаками «инвалид» и т.д.).
Определением суда от 03 июня 2010 года процессуальное положение ГУ «Музыкальный театр Республики Карелия» заменено с третьего лица на соответчика.
В ходе судебного разбирательства истица уточнила исковые требования. Просит суд обязать ответчиков создать условия для беспрепятственного доступа инвалида в здание «Музыкального театра Республики Карелия» в виде: создания предусмотренного для стоянки места для автомобиля на площади перед зданием «Музыкального театра Республики Карелия», отмеченного знаком «инвалиды»; входной группы (лестницы, ведущей к зданию театра), оборудованной соответствующим техническим требованиям пандусом для самостоятельного передвижения инвалида, использующего кресло-коляску; оборудования средств горизонтальной и вертикальной коммуникации - лифта (подъемных механизмов) для самостоятельного подъема на второй этаж, где находится зрительный зал, а также кассы, туалет для инвалида, использующего кресло-коляску; обеспечения иных условий в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» - входов и выходов в здании и дверных проемов, не создающих препятствий для передвижения инвалида в коляске, на первом и втором этажах, создание информационного обеспечения мест и зон обслуживания, дублирующей маркировки специальными знаками «инвалид».
В судебном заседании истица и ее представитель Кушнир Д.А., действующий на основании доверенности, поддержали уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Правительства РК Петинов М.В., действующий на основании распоряжения, с уточненными исковыми требованиями не согласен, пояснив, что нормы права, на которые ссылается истица (статья 16 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»), предназначены для применения при проектировании нового строительства и реконструкции зданий. Здание Музыкального театра РК, расположенное по адресу: г. Петрозаводск, площадь Кирова, дом 4, было построено в 1955 году, проект театра на момент постройки соответствовал требованиям законодательства, в т.ч. действующим на тот момент строительным нормам и правилам. Поскольку здание Музыкального театра не является объектом нового строительства или реконструкции, то требования статьи 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на него не распространяются. Здание театра является выявленным объектом культурного наследия и включено в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность (Приказ Министерства культуры РК № 38 от 18 февраля 2000 года). Учитывая, что здание имеет статус выявленного объекта культурного наследия, а также наличие архитектурных и конструктивных особенностей здания, не позволило предусмотреть в проекте капитального ремонта мероприятия по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения. При проведении капитального ремонта были максимально сохранены все исторически сложившиеся архитектурные и конструктивные элементы здания. В габаритах существующих мраморных лестниц невозможно устройство пандусов и специальных подъемников, ограниченные размеры входной зоны и существующие перепады полов не позволяют разместить в вестибюле отдельные санузлы и специальный лифт для подъема инвалидов, имеющий значительные размеры, без нарушения исторически сложившихся принципов организации внутреннего пространства и интерьеров здания.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов РК Заболотских Т.П., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных исковых требований, пояснив, что Министерство природных ресурсов РК является ненадлежащим ответчиком по делу. В соответствии с Положением, утвержденным Указом Главы РК № 3 от 24 января 2008 года, Министерство природных ресурсов РК не наделено полномочиями в сфере обеспечения социальной защиты инвалидов, недвижимое имущество, в отношении которого заявлены исковые требования, в казне РК не находится, является закрепленным. Здание театра Распоряжением Министерства природных ресурсов РК от 22 декабря 2009 года за № 1790-р передано в оперативное управление ГУ РК «Музыкальный театр РК», которое самостоятельно распоряжается закрепленным за ним имуществом, несет бремя его содержания, выступает в суде в качестве ответчика по всем обязательствам. Земельный участок в соответствии с указанным выше Распоряжением также был предоставлен ГУ РК «Музыкальный театр РК» на праве постоянного бессрочного пользования. Надлежащим ответчиком по делу является ГУ РК «Музыкальный театр РК».
Представитель ответчика ГУ «Музыкальный театр Республики Карелия» Дегтев А.Ю., действующий на основании доверенности, с заявленными исковыми требованиями не согласен, пояснив, что на основании Распоряжения Министерства природных ресурсов РК от 22 декабря 2009 года № 1790-р здание Музыкального театра передано ГУ «Музыкальный театр Республики Карелия» в оперативное управление. Распоряжением Министерства природных ресурсов РК от 10 марта 2010 года № 243-р земельный участок, общей площадью 4340 кв.метров по адресу: г.Петрозаводск, площадь Кирова, кадастровый номер 10:01:01 01 03:001 передан ГУ «Музыкальный театр Республики Карелия» в постоянное (бессрочное) пользование. Таким образом, ГУ «Музыкальный театр Республики Карелия» является надлежащим ответчиком по делу. Однако просит учесть, что здание Музыкального театра является памятником архитектурного наследия.
Представитель третьего лица ГУ «Дирекция по эксплуатации зданий и учреждений культуры» Рудская Л.Ю., действующая на основании доверенности, пояснила суду, что основной целью Учреждения является осуществление деятельности, в результате которой обеспечивается сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей. В соответствии с уставными целями Учреждение осуществляет выполнение функций единого заказчика-застройщика и технадзора по объектам ремонта и реставрации, находящимся в его ведении и ведении республиканских учреждений культуры и искусства. Учреждение с 2006 года по 2009 год осуществляло контроль за ходом производства работ по капитальному ремонту здания Музыкального театра, построенного в 1955 году по проекту архитектора С.Г. Бродского, проект театра на момент постройки соответствовал действующему законодательству, в т.ч. строительным нормам и правилам. Проект капитального ремонта здания, разработанный в 2005 году, соответствовал действующим нормативным документам. Здание имеет статус объекта культурного наследия, в связи с чем при проектировании капитального ремонта имелась необходимость сохранения сложившихся исторических интерьеров. Это обстоятельство, а также наличие архитектурных и конструктивных особенностей здания не позволило предусмотреть в проекте мероприятия по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения. СанПиН 35-01-2001, на которые ссылается истица, предназначены для применения при проектировании нового строительства и реконструкции зданий, а не для проектирования капитального ремонта зданий.
Представители привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия Дейнега Т.В. и Дыбин В.А., действующие на основании доверенностей, пояснили суду, что здание Музыкального театра - это выявленное культурное наследие. Имеется паспорт объекта культурного наследия, который прошел регистрацию в Министерстве культуры РФ.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития населения Республики Карелия Филатова И.С., действующая на основании доверенности, пояснила суду, что поддерживает позицию Министерства природных ресурсов РК и считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению. В соответствии с распоряжением Правительства РК была одобрена региональная целевая программа по социальной поддержке инвалидов РК на 2008 - 2011 годы. Министерство здравоохранения определено государственным заказчиком и координатором данной программы. Министерством культуры, являющимся разработчиком программы, не предоставлялись сведения по Музыкальному театру.
Заслушав участвующих в деле лиц, пояснения специалиста, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
В судебном заседании установлено, что истица Пустоход Я.М. является инвалидом 1 группы . Единственным способом для передвижения истицы является использование кресла-коляски, в связи с чем она не имеет возможности посещать Музыкальный театр, расположенный по адресу: г.Петрозаводск, площадь Кирова, дом 4.
Из свидетельств о государственной регистрации права № от 17 мая 2010 года и № от 29 апреля 2010 года усматривается, что объект права - здание Музыкального театра, расположенное по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, площадь Кирова, дом 4, на основании Распоряжения Министерства природных ресурсов РК от 22 декабря 2009 года за № 1790-р передано в оперативное управление ГУ «Музыкальный театр Республики Карелия», а объект права - земельный участок категории земли поселений, общей площадью 4340 кв.метров, расположенный по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, площадь Кирова, кадастровый номер 10:01:01 01 03:001, на основании Распоряжения Министерства природных ресурсов РК от 10 марта 2010 года за № 243-р передан в постоянное (бессрочное) пользование ГУ «Музыкальный театр Республики Карелия».
Согласно ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ГУ «Музыкальный театр Республики Карелия» как титульный владелец земельного участка, на котором расположено здание театра, обязано способствовать созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры посредством оборудования специальных мест для стоянки автомобилей инвалидов.
В развитие статьи 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Постановлением Законодательного собрания Республики Карелия от 22 февраля 2008 года за № 795-IV ЗС утверждена «Региональная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов в Республике Карелия» на 2008 - 2011 годы. Данная целевая программа одобрена Распоряжением Правительства Республики Карелия от 30 января 2008 года за № 44-р-П, в качестве государственного заказчика -координатора Программы утверждено Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Целью программы социальной защиты инвалидов является создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, формирования равных возможностей для их полноценного и активного участия в общественной жизни, улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями.
Условиями Целевой программы распределены объемы финансирования в разрезе государственных заказчиков Программы, определен перечень программных мероприятий. Пунктом 12 перечня программных мероприятий предусмотрено устройство пандусов, переоборудование туалетов, установка средств малой механизации, подъемных устройств, вспомогательных приспособлений в помещениях социальной инфраструктуры, наиболее часто посещаемых инвалидами.
В соответствии с Постановлением Правительства РК от 07 октября 2008 года за № 210-П «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, городских округов Республики Карелия" при планировке и застройке городских округов и поселений Республики Карелия необходимо обеспечивать доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения. При проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения, в соответствии со СНиП 35-01-2001, СП 35-101-2001, СП 35-102-2001, СП 31-102-99, СП 35-103-2001, ВСН 62-91*, РДС 35-201-99. Перечень объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения, расчетное число и категория инвалидов, а также группа мобильности групп населения устанавливаются заданием на проектирование. Задание на проектирование утверждается в установленном порядке по согласованию с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов. К объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся: жилые и административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.). Проектные решения объектов, доступных для маломобильных групп населения, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных). Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для маломобильных групп населения на все время эксплуатации. Объекты социальной инфраструктуры должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания, пандусами или подъемными устройствами у лестниц на лифтовых площадках. Здания должны иметь как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. На открытых автостоянках около объектов социальной инфраструктуры на расстоянии не далее 50 м от входа следует выделять до 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов с учетом ширины зоны для парковки не менее 3,5 м. При наличии на стоянке мест для парковки автомашин, салоны которых приспособлены для перевозки инвалидов на креслах-колясках, ширина боковых подходов к местам стоянки таких машин должна быть не менее 2,5 м. Места парковки оснащаются знаками, применяемыми в международной практике.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание, что организации должны создавать условия инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, суд приходит к выводу о необходимости обязать ГУ «Музыкальный театр Республики Карелия» обеспечить истице доступ в здание «Музыкального театра Республики Карелия», расположенное по адресу: г.Петрозаводск, площадь Кирова, дом 4, создав, в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда, следующие условия: стоянку для автотранспорта перед зданием «Музыкального театра Республики Карелия»; установить пандус или иное подъемное устройство для входа инвалида, использующего кресло-коляску, в здание «Музыкального театра Республики Карелия»; оборудовать доступ инвалида, использующего кресло-коляску, к кассам театра, на второй этаж в зрительный зал и в места общего пользования.
В иске к Правительству Республики Карелия и Министерству природных ресурсов Республики Карелия надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Иск Пустоход Я.М. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение «Музыкальный театр Республики Карелия» обеспечить Пустоход Я.М. доступ в здание «Музыкального театра Республики Карелия», расположенное по адресу: г.Петрозаводск, площадь Кирова, дом 4, создав, в течение шести месяцев после вступления в законную силу решения суда, следующие условия: стоянку для автотранспорта перед зданием «Музыкального театра Республики Карелия»; установить пандус или иное подъемное устройство для входа инвалида, использующего кресло-коляску, в здание «Музыкального театра Республики Карелия»; оборудовать доступ инвалида, использующего кресло-коляску, к кассам театра, на второй этаж в зрительный зал и в места общего пользования.
В иске к Правительству Республики Карелия и Министерству природных ресурсов Республики Карелия отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней через Петрозаводский городской суд.
Судья: С.Л.Гельфенштейн
Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2010 года.