о предоставлении жилого помещения



№ 2-4378/6-2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2010 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Снигур Е.А.,

при секретаре Вилканаускайте С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельчаковой О.И., Мельчаковой А.И. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и о предоставлении жилого помещения,

установил:

Мельчакова О.И. и Мельчакова А.И. обратились в суд с иском по тем основаниям, что они относятся к числу детей, оставшихся без попечения родителей. Отец был лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних дочерей, мать Д. умерла. После смерти матери постановлением главы самоуправления г. Петрозавдска № от 25.10.1995 г. Бычкова Г.Н. была назначена опекуном над Мельчаковой О. и Мельчаковой А.. В 2006 году Бычкова Г.Н. обратилась в Администрацию г. Петрозаводска для решения вопроса о предоставлении Мельчаковым жилья. Решение о предоставлении жилья истцам не принято до сих пор. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Мельчакова О.И. и Мельчакова А.И. являются детьми, оставшимися без попечения родителей. На основании изложенного истцы просят обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить им жилое помещение вне очереди по нормам, предусмотренным действующим законодательством.

В дальнейшем истцы в судебном заседании изменили исковые требования, просят принять их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и предоставить им жилое помещение вне очереди по нормам, предусмотренным действующим законодательством. В судебном заседании Мельчакова О.И. измененные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснила, что с 1996 года она с сестрой находились под опекой Бычковой Г.Н., своего жилья не имеют. Проживали с мамой в Новгородской области ........, затем проживали у опекуна. В настоящее время вынуждены снимать жилье. Обращение опекуна в Администрацию г. Петрозаводска впервые было в 2006 году, подан пакет документов для постановки на очередь в качестве нуждающихся. Затем Мельчакова О.И. в 2010 году сама подавала документы в Администрацию Петрозаводского округа, на что письмом от 15.04.2010 года ей было сообщено о том, что заявление о признании ее в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения было рассмотрено на заседании городской жилищной комиссии 18.03.2010 года. Вопрос находится в стадии рассмотрения, о принятом решении будет сообщено дополнительно, однако, до настоящего времени ответа она не получила.

Истец Мельчакова А.И. в судебном заседании не присутствовала, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Бычкова Г.Н., привлеченная в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, при участии ее представителя Гладких А.Е.

Представитель Бычковой Г.Н. в судебном заседании пояснила, что Бычкова Г.Н., как опекун Мельчаковых А.И. и О.И. в 2006 году обращалась для постановки девочек на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, но вопрос до настоящего времени не решен. Органом опеки и попечительства делались запросы о возможном закреплении за несовершеннолетними жилья в ........ Новгородской области. Закрепленного жилья за ними не имеется. Постановлением главы самоуправления г. Петрозаводска истицы были признаны детьми, оставшимися без попечения родителей и над ними была установлена опека Бычковой Г.Н. в 1996 году. Полагает, что обязанность по предоставления жилья истцам лежит на Администрации Петрозаводского городского округа.

Представитель привлеченного по ходатайству истцов орган опеки и попечительства в качестве третьего лица по доверенности Токко Э.Г. в судебном заседании поддержала требования истцов, пояснила, что работу по постановке на учет Мельчаковых была начата отделом опеки в 2005 году. В 2006 году было направлено сообщение в администрацию г. Петрозаводска о наличии двоих несовершеннолетних детей из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Бычкова Г.Н. обращалась в Администрацию для постановки детей на учет, однако, пакет документов был не полный. В дальнейшем были направлены запросы по месту жительства несовершеннолетних в Тверскую и Новгородскую области. Жилья, закрепленного за ними, выявлено не было. Затем было обращение Бычковой Г.Н. в 2008 году, но вопрос вновь решен не был. Полагает, что Жилищный кодексом обозначены лица, которые имеют право на получение вне очереди жилых помещений по договору социального найма. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Мельчаковы О.И. и А.И. как раз и являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых прекратилась опека на основании закона.

Представитель ответчика – Петрашкевич Л.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что истцы не имеют права на внеочередное получение жилого помещения как лица, оставшиеся без попечения родителей, поскольку не поставлены на очередь в качестве нуждающихся, необходимых документов представлено не было, кроме того, в настоящее время они не являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, поскольку являются совершеннолетними.

Представитель привлеченного в качестве третьего лица Правительства Республики Карелия в судебном заседании поддержал позицию Администрации Петрозаводского городского округа, полагали требования истцов необоснованными.

Заслушав пояснения присутствующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч.6 ст.3 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.

Часть 5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В силу ч.2 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В муниципальном образовании город Петрозаводск норма предоставления жилого помещения установлена Решением Петросовета от 27.12.2005 года и составляет 15 кв.м. общей площади на одного человека.

В судебном заседании установлено, что истцы Мельчакова А.И., хх.хх.хххх года рождения, и Мельчакова А.И., хх.хх.хххх года рождения, остались без попечения родителей. Постановлением главы самоуправления г. Петрозаводска № от 25.10.1995 года в связи с тем, что мать несовершеннолетних Мельчаковых О. и А. умерла, отец уклоняется от воспитания детей, над несовершеннолетними назначена опекуном Бычкова Г.Н., 1939 года рождения. Данное постановление направлено администрации ........ сельсовета ........ района Новгородской области для закрепления за Мельчаковой О. и Мельчаковой А. жилплощади. На что администрацией ........ сельсовета был дан ответ №78 от 22.11.1995 года, что жилплощади, закрепленной за Мельчаковой О. и Мельчаковой А. не имеется, семья выписана в Тверскую область в июне 1995 года. Администрацией муниципального образования ........ Тверской области 03.10.2007 года сообщено, что несовершеннолетние Мельчаковы О. и Алена в Тверской области зарегистрированы не были, жилая площадь за ними не закреплена и права на получение жилья в Тверской области они не имеют.

Установлено, что К. решением Прионежского районного суда РК от 21.04.2004 года был лишен родительских прав в отношении дочерей Мельчаковой А.И., хх.хх.хххх года рождения и Мельчаковой О.И., хх.хх.хххх года рождения. Согласно справке №59 от 12.09.1995 года администрации ........ сельсовета К. жилой площади на территории ........ сельсовета не имеет. Мать истиц, Д., умерла 06.09.1995 года, о чем составлена запись №54 от 08.09.1995 года ........ районным ЗАГС.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что за Мельчаковой О.И. и Мельчаковой А.И. закрепленного жилья не имеется.

Истцы не состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Петрозаводского округа и по льготному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не отрицается ответчиком. Установлено, что с 2006 года работниками отдела по опеке и попечительству над несовершеннолетними велась работа по выявлению закрепленного жилья за несовершеннолетними в Новгородской и Тверской областях, что подтверждается ответами на запросы, представленными в материалы дела.

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Поскольку Мельчакова А.И. и Мельчакова О.И. являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых прекратилась опека (попечительство), они в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, истцы имеют право быть поставленными на очередь в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении им жилых помещений вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, исковые требования истцов подлежат удовлетворению.

Согласно ст.5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

В силу ч.1 ст.4 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия. Расчет общего объема субвенций на исполнение расходных обязательств муниципальных образований и нормативов для определения указанного объема субвенций осуществляется в процессе составления проекта бюджета Республики Карелия на очередной финансовый год в установленном данным законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Мельчаковой О.И., Мельчаковой А.И. к Администрации Петрозаводского городского округа удовлетворить.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа принять Мельчакову О.И., хх.хх.хххх года рождения, Мельчакову А.И., хх.хх.хххх года рождения на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории «лица из числа детей-сирот».

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Мельчаковой О.И. вне очереди жилое помещение на семью из одного человека по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления жилых помещений в г. Петрозаводске.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Мельчаковой А.И. вне очереди жилое помещение на семью из одного человека по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления жилых помещений в г. Петрозаводске.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Снигур

Мотивированное решение изготовлено 19.07.2010

Последний день обжалования-29.07.2010.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200