Дело №2-5797/9-2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июля 2010 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд
в составе:
председательствующего судьи Савельевой Н.В.
при секретаре Матвеенко Е.С..
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карельского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Закрытому акционерному обществу «Петрозаводскмаш» о понуждении к ликвидации аварийной ситуации,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском по тем основаниям, что 04 июля 2010 года в результате аварийной ситуации с территории ЗАО «Петрозаводскмаш» был произведен залповый аварийный сброс нефтепродуктов в акваторию Онежского озера в районе улиц Заводская-Зайцева в г. Петрозаводске. В результате в акватории Онежского озера образовалось устойчивое загрязнение топочным мазутом. Кроме того, загрязнение имеется на урезе воды в водоохраной зоне Онежского озера. Онежское озеро является водным объектом рыбохозяйственного значения высшей категории водопользования, ширина водоохраной зоны составляет 200 метров, ширина прибрежной защитной полосы -200 метров, ширина береговой полосы -20 метров. Несанкционированный сброс ЗАО «Петрозаводскмаш» нефтепродуктов в акваторию Онежского озера ведет к опасности причинения вреда окружающей среде, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ. Тем самым также нарушаются интересы Российской Федерации в области окружающей среды и использования природных ресурсов. Непринятие ЗАО «Петрозаводскмаш» незамедлительных мер по ликвидации разлива нефтепродуктов может привести к возникновению чрезвычайных последствий, так как в акватории Петрозаводской губы Онежского озера находится водозабор и очистные сооружения г. Петрозаводска. В связи с чем, прокурор просил обязать ЗАО «Петрозаводскмаш» принять меры к ликвидации разлива нефтепродуктов (мазута топочного) в акватории Онежского озера и его водоохраной зоне в районе ул. Заводская-Зайцева в г. Петрозаводске. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Впоследствии прокурор уточнил заявленные исковые требования, просил обязать ЗАО «Петрозаводскмаш» ликвидировать разлив нефтепродуктов (мазута топочного) в акватории Онежского озера в районе ул. Заводская-Зайцева в г. Петрозаводске. Обратить указанное требование к немедленному исполнению. Обязать ЗАО «Петрозаводскмаш» разработать проект рекультивации дна, берега Онежского озера в зоне разлива нефтепродуктов (мазута топочного), а также в срок до 01 октября 2010 года провести работы по рекультивации дна, берега Онежского озера в зоне разлива нефтепродуктов (мазута топочного) в соответствии с проектом рекультивации.
В судебном заседании помощник прокурора Осипов А.А. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ЗАО «Петрозаводскмаш» Малыгин А.В. в судебном заседании признал заявленные исковые требования в полном объеме, представил ходатайство исполнительного директора ЗАО «Петрозаводскмаш» о признании иска.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Никифоров И.Н. и Пластинин С.Ю. полагали заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ и ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». В соответствии с требованиями ст. 3 названного Закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, в том числе на основе допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
В статье 4 Закона «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса, и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов) запрещается.
Согласно п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 04 июля 2010 года в результате аварийной ситуации с территории ЗАО «Петрозаводскмаш» через сети ливневой канализации был произведен залповый аварийный сброс нефтепродуктов (мазута топочного) в акваторию Онежского озера в районе улиц Заводская-Зайцева в г. Петрозаводске.
В результате в акватории Онежского озера образовалось устойчивое загрязнение топочным мазутом. Кроме того, загрязнение имеется на урезе воды в водоохраной зоне Онежского озера. В воде Онежского озера в месте аварийного разлива отмечается превышение концентраций ПДК по нефтепродуктам: 05.07.2010г. –в 9,0-21,8 раза (растворенные за бонами), 05.07.2010г. -7338 г/кв.м. (пленочные внутри бонов); 08.07.2010г. – в 2,6-5,2 раза (растворенные за бонами); 09.07.2010г.-1,3-1,6 г/кв.м (пленочные внутри бонов). В почве в месте аварийного разлива отмечается превышение концентраций ПДК по нефтепродуктам; 05.07.2010г. -5,6-8,8 г/кг (соответственно в 56,0-88,0 раза выше фоновых значений); 08.07.2010г. -1,32-23,8 г/кг (соответственно в 14,1-242,9 раза выше фоновых значений).
Онежское озеро внесено в государственный Реестр водных объектов РФ, относится к Бассейну Балтийского моря и является водным объектом рыбохозяйственного значения высшей категории водопользования.
Ширина водоохраной зоны Онежского озера составляет 200 метров, ширина прибрежной защитной полосы -200 метров, ширина береговой полосы -20 метров.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
В соответствии с Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002г. №240 в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Пунктом 4 указанных Правил предусмотрено, что организации обязаны: создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно - спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке; немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации; иметь резервы финансовых средств и материально - технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов; содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно - технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий; принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов; разрабатывать декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте; проводить корректировку планов при изменении исходных данных; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; иметь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта; создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.
05 июля 2010 года Управлением Росприроднадзора по РК ЗАО «Петрозаводскмаш» выданы предписания, в соответствии с которыми предписано принять незамедлительные меры по ликвидации аварийного разлива мазута топочного и представить в Управление Росприроднадзора по РК соответствующие результаты расследования со сроком исполнения –немедленно; разработать Проект рекультивации дна и берега Онежского озера в зоне аварийного разлива мазута топочного и провести необходимые работы по полной экологической реабилитации территории и постоянно представлять в Управление Росприроднадзора по РК соответствующие результаты этапов ведения работ и мониторинга обстановки с приложением копий подтверждающих документов со сроком исполнения –до 01.10.2010г.
Как следует из представленных материалов обследований 19.07.2010г. в 14.00 на месте аварийного разлива мазута топочного установлено: первичные последствия аварийного разлива ЗАО «Петрозаводскмаш» ликвидированы (мазутное загрязнение прекращено, мазут не поступает). Остаются загрязненными мазутом топочным боновые защитные заграждения постоянной плавучести. Имеет место вторичное вымывание нефтепродуктов из песка берега на нескольких ( до 4 ) участках, камни и блоки отмыты не полностью, на акватории Онежского озера и в котловане- локальные мигрирующие (свободно размываемые) пленки остаточных легких фракций нефтепродуктов. В период с 19.30. до 20.30. 19.07.2010г. произошло выдавливание остатков нефтепродуктов, оставшихся в коллекторе после аварийного залпового сброса 04.07.2010г., в акваторию Петрозаводской губы Онежского озера с территории ЗАО «Петрозаводскмаш» через систему ливневых сетей. В ходе выезда 19.07.2010г. в 23.00 на место аварийного разлива мазута топочного установлено: мазутное загрязнение не прекращено, мазут снова поступает в Онежское озеро.
Таким образом установлено, что ЗАО «Петрозаводскмаш» не в полном объеме завершены работы по 100% ликвидации последствий мазутного загрязнения, не разработан Проект рекультивации дна и берега Онежского озера в зоне аварийного разлива мазута топочного. Необходимо выполнить работы по полной экологической реабилитации территории, на всех этапах ведения работ вести лабораторный мониторинг обстановки с привлечением аккредитованной экоаналитической лаборатории в срок до 01.10.2010г.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» от 23.02.1994г. №140 рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
Пунктом 6 данного Постановления предусмотрено, что условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Пунктом 6 Приказа от 22.12.1995г. №525 Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание признание заявленных требований ЗАО «Петрозаводскмаш», суд считает заявление прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации подлежащим удовлетворению и полагает обязать ЗАО «Петрозаводскмаш» ликвидировать разлив нефтепродуктов (мазута топочного) в акватории Онежского озера в районе ул. Заводская –ул. Зайцева в г. Петрозаводске и разработать проект рекультивации дна, берега Онежского озера в зоне разлива нефтепродуктов (мазута топочного), а также в срок до 01 октября 2010 года провести работы по рекультивации дна, берега Онежского озера в зоне разлива нефтепродуктов (мазута топочного) в соответствии с проектом рекультивации.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Принимая во внимание обстоятельства указанного дела, учитывая приведенные выше последствия разлива нефтепродуктов, в том числе установленное превышение в воде Онежского озера концетраций ПДК по нефтепродуктам, учитывая то, что в акватории Петрозаводской губы Онежского озера находится водозабор и очистные сооружения г. Петрозаводска и непринятие незамедлительных мер по ликвидации разлива нефтепродуктов может привести к причинению значительного ущерба окружающей среде, а также нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, суд полагает решение в части обязания ЗАО «Петрозаводскмаш» ликвидировать разлив нефтепродуктов (мазута топочного) в акватории Онежского озера в районе ул. Заводская –ул. Зайцева в г. Петрозаводске привести у немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,55,56, 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить.
Обязать Закрытое акционерное общество «Петрозаводскмаш» ликвидировать разлив нефтепродуктов (мазута топочного) в акватории Онежского озера в районе ул. Заводская –ул. Зайцева в г. Петрозаводске.
Решение в этой части подлежит немедленному исполнению.
Обязать Закрытое акционерное общество «Петрозаводскмаш» разработать проект рекультивации дна, берега Онежского озера в зоне разлива нефтепродуктов (мазута топочного), а также в срок до 01 октября 2010 года провести работы по рекультивации дна, берега Онежского озера в зоне разлива нефтепродуктов (мазута топочного) в соответствии с проектом рекультивации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней через Петрозаводский городской суд.
Судья: Н.В. Савельева