Дело № 2-5450/2/10 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«08» июля 2010 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи: Лаврешиной С.А.
при секретаре: Евсеевой Е.В.
с участием представителей заявителя Сорокина А.А., действующего на основании протокола от 26.11.09 г., Политовой О.С., действующей на основании доверенности, представителя заинтересованного лица Михеевой Н.А., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дачного некоммерческого товарищества «Девяточка» о признании незаконным бездействия Федерального агентства по Управлению государственным имуществом (Росимущество),
У С Т А Н О В И Л :
Дачное некоммерческое товарищество «Девяточка» обратилось в суд с данным заявлением, мотивируя свои требования тем, что органом местного самоуправления – Администрацией Прионежского муниципального района по заявлению ДНТ «Девяточка» обеспечила выбор земельного участка, площадью 6 га на основе документов государственного кадастра недвижимости. Акт выбора утвержден 18.05.07 г. Данным постановлением заявителю было предоставлено право на формирование земельного участка, ориентировочной площадью 6 га под дачное строительство, расположенного по адресу: Р.К., Прионежский район, район транспортной развязки автодорог «Кола» и Петрозаводск-Суоярви, в 120 метрах от границ земель г. Петрозаводска, разрешенное использование – «для дачного строительства», категория земель – «земли сельскохозяйственного назначения». К акту приложена и утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории. Из содержания акта выбора усматривается, что земельный участок состоит из двух участков: участок № 1, ориентировочной площадью 2 га, расположен на землях госсобственности, находящихся в ведении Администрации Прионежского муниципального района; участок № 2, ориентировочной площадью 4 га, расположенный на землях Прионежского муниципального района, предоставлен в постоянное бессрочное пользование ГНУ Карельской ГСХОС (имеется согласие на изъятие и получение денежной компенсации от ДНТ «Девяточка»). После утверждения проекта организации и застройки территории ДНТ «Девяточка» приступила к проведению работ по планировке и расчистки земельного участка для строительства, строительству коммуникаций. Участок земли, площадью 2 га. был передан Администрацией Прионежского района товариществу в аренду, в дальнейшем оформлен в собственность. Вся переписка по процедуре предоставления в аренду земельного участка, площадью 4 га велась заинтересованными лицами ни с ДНТ «Девяточка», а с ФГУ «Исправительная колония № 9», работники которой являлись учредителями ДНТ «Девяточка», но после смерти избранного ими председателя, дружно вышли из состава товарищества, правлению товарищества только в ноябре 2009 г. стало известно о том, что земельный участок, площадью 4 га, является федеральной собственностью. Вместе с тем к моменту получения данной информации все требования, предусмотренные ст. 31 ЗК РФ, были выполнены в полном объеме. Однако акт выбора, кроме его утверждения Администрацией Прионежского муниципального района, не был утвержден органом, которому принадлежит право принимать решение о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении федеральной земли (4 га). 18.11.09 г. ДНТ «Девяточка» обратилось в ТУ Росимущество в РК с заявлением о принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Письмом от 18.12.09 г. товариществу было сообщено, что все представленные товариществом документы направлены в Росимущество, которому принадлежит право принятия такого решения. До настоящего времени на заявление товарищества Росимущество и ТУ Росимущество в РК обоснованного на нормах права ответа товариществу не направило. Однако заявителю известно о том, что все документы Росимуществом были возвращены ТУ Росимущество в РК на доработку, поскольку у товарищества дополнительно был запрошен еще ряд документов )заключение Управления по недропользованию, оригинал акта выбора и обследования земельного участка, постановление администрации Прионежского муниципального района от 18.05.07 г., публикация в газете «Прионежье», подтверждающая, что население Прионежского района было проинформировано о предстоящем строительстве). По требованию ТУ Росимущество в РК все истребованные документы товариществом были представлены в полном объеме 17.05.10 г., однако заявление товарищества до настоящего времени не рассмотрено, истребованные документы ТУ Росимущество в РК не направило Росимуществу, а возвратило заявителю без объяснения причин. До ноября 2009 г. не было известно правлению товарищества и о том, что данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 10:20:03 14 01:503. Вместе с тем товарищество считает, что постановкой земельного участка площадью 4 га на кадастровый учет были нарушены как требования п. 1 ст. 32 ЗК РФ (так как только решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием постановки земельного участка на кадастровый учет), так и право ДНТ «Девяточка» на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием, поскольку поставленный на кадастровый учет земельный участок может быть предоставлен только с торгов. В настоящее время известно, что данный земельный участок снят с кадастрового учета, поэтому данное обстоятельство уже не является препятствием для того, чтобы собственник земли мог принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Нормами земельного законодательства РФ не установлен срок для проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта. Заявитель просит суд признать незаконным бездействие Росимущества незаконным, расценить его как отказ в принятии решения, не основанный на нормах права и нарушающий права заявителя, обязать устранить допущенное нарушение путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта и проекта границ в установленный судом срок.
В последствие требования были изменены, заявитель просит признать незаконным бездействия Росимущества, выразившиеся в нерассмотрении заявлений: Государственного научного учреждения «Карельская государственная сельскохозяйственная опытная станция» от 14.12.09 года о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; Дачного некоммерческого товарищества «Девяточка» от 18.11.09 года о предварительном согласовании места размещения объекта, а также обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) восстановить нарушенные в результате бездействия права заявителя путем принятия решений: о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ГНУ «Карельская государственная сельскохозяйственная опытная станция» на основании заявления правообладателя от 14.12.2009 года и приложенных к нему документов, направленных в адрес Росимущества 18.12.2009 г.; - об утверждении акта выбора от 05.03.07 года земельного участка, площадью 4 га, путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта – дачного некоммерческого товарищества «Девяточка».
Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель Федерального агентства по Управлению государственным имуществом (Росимущество) в судебное заседание не явился дважды, о месте и рассмотрения дела извещен надлежащим образом посредством факсимильной связи, доказательств, свидетельствующих об уважительной причине неявки в судебное заседание, не представил, возражений по существу заявленных требований не представлено.
Представитель ТУ Росимущества в РК в судебном заседании требования не признала, представив мотивированные возражения по существу заявления. С заявлением не согласно, так как по результатам рассмотрения от 18.01 10 г. был дан ответ о недостаточности представленных документов для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объектов. Кроме того требовать признания незаконным бездействия может требовать только то лицо, чьи права таким бездействием были нарушены. До тех пор, пока земельный участок не индивидуализирован соответствующим образом путем определения его размера, границ и места положения, он не является объектом гражданского права, поэтому требуемое заявителем прекращение права повлечет за собой невозможность дальнейшего предоставления такого участка кому-либо, в том числе и ДНТ «Девяточка», под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, поскольку сформированный земельный участок может предоставляться для строительства только на основании результатов торгов. При таких обстоятельства требования ДНТ «Девяточка» являются необоснованными, а предлагаемый заявителем способ устранения допущенных нарушений его прав является взаимоисключающими.
Представитель ГНУ «КГСХОС Россельхозакадемии», привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, в прошлом судебном заседании директор ГНУ Козлов В.И., действующий в соответствии с приказом о назначении, заявленные требования поддержал, пояснив, что заявлением от 26.06.08 г., направленным в адрес ТУ Росимущества в РК и Главе администрации Прионежского муниципального района, ГНУ дала свое согласие на изъятие земельного участка площадью 4 га, расположенного в Прионежском районе на месте развязки дороги Суоярви – Санкт-Петербург, в установленном законом порядке и отказался от права постоянного пользования. Было представлено согласие Россельхозакадемии. Кроме того с учреждением «Исправительная колония № 9» УФСИН по РК 21.103.07 г. было заключено соглашение об отказе ГНУ от данного земельного участка, переводе участка из земель сельскохозяйственного назначения в фонд распределения земель Прионежского муниципального района, возмещении ГНУ потери и упущенной выгоды на использование данного земельного участка. Ответа до настоящего времени от органа, которому было подано данное заявление, не последовало.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Ст. 2 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» по своему конституционно-правовому смыслу предоставляет объединениям граждан (юридическим лицам) право на подачу в суд заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и предполагают обязанность суда рассмотреть такое заявление по существу (определение Конституционного Суда РФ от 22.04.04 г. № 213-О).
Исходя из положений ЗК РФ, ст. 14 ФЗ № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» дачным товариществам земельный участок может быть предоставлен посредством предварительного согласования места размещения объекта, в порядке, установленном ст. 30-32 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта регламентирован п. 5 ст. 30 ЗК РФ. Указанный порядок, в частности, предусматривает начало процедуры с выбора земельного участка и принятия в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
П.1 ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) было определено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 этого Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с п.2 указанной статьи ЗК орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
П.5 ст. 31 ЗК РФ определено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка с возможными вариантами их выбора.
Судом установлено, что учредители ДНТ «Девяточка» обратились в Администрацию Прионежского муниципального района и в ТУ Росимущества по РК с заявлениями о выборе земельного участка, площадью 6 га, расположенного на территории Прионежского района, для размещения дачного некоммерческого товарищества «Девяточка», и предварительном согласовании места размещения объекта в порядке ст. 31 ЗК РФ.
По результатам рассмотрения заявления администрация Прионежского муниципального района провела обследование и обеспечила выбор земельного участка актом от 05 марта 2007 года, ориентировочной площадью 6 га на основе документов государственного кадастра недвижимости под строительство, определив местом расположения участка Прионежский район, район транспортной развязки автодорог «Кола» и Петрозаводск-Суоярви, в 120 метрах от границ земель города Петрозаводска; указав разрешенное использование – «для дачного строительства», категория земель –«земли сельскохозяйственного назначения».
К акту приложена и утверждена постановлением администрации Прионежского муниципального района № 448 от 18 мая 2007 года схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
Федеральным законом от 13 мая 2008 года № 66 – ФЗ предусмотрено, что проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке до 01 ноября 2008 года, признается действительным и имеет равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Из содержания акта выбора усматривается, что испрашиваемый земельный участок состоит из 2 участков: участок № 1, ориентировочной площадью 2 га расположен на землях госсобственности, находящихся в ведении Администрации Прионежского муниципального района; участок № 2, ориентировочной площадью 4 га, расположенный на землях Прионежского муниципального района, является федеральной собственностью.
Акт выбора в отношении земельного участка, площадью 2 га, был утвержден Администрацией Прионежского района постановлением № 448 от 18 мая 2007 года, в дальнейшем данный земельный участок был передан ДНТ «Девяточка» в аренду, а затем в собственность.
Акт выбора в отношении земельного участка, площадью 4 га, до настоящего времени не утвержден.
Вместе с тем, статьей 30 ЗК РФ не установлен конкретный срок для проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта.
На федеральном уровне органом, уполномоченным на управление федеральным имуществом, в том числе и земельными участками, находящимися в федеральной собственности, является Правительство РФ, которое, в свою очередь, функции по осуществлению данных полномочий передало Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимуществу), действующему в соответствии с Положением «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432, функции которого на местах выполняют территориальные управления.
Согласно ст. 29 ЗК РФ, раздела 2 Положения «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», право принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта для строительства принадлежит Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимуществу).
18 ноября 2009 года ДНТ «Девяточка» обратилось в ТУ Росимущество в РК с заявлением об утверждении акта выбора земельного участка, площадью 4 га, от 05 марта 2007 года, путем принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта – дачного некоммерческого товарищества «Девяточка».
Письмом от 18.12.2009 года ТУ Ростимущество в РК заявление товарищества и все приложенные к нему документы направило в адрес Росимущества, указав, что другие варианты выбора земельного участка, кроме предложенного, отсутствуют.
Письмом от 25.01.2010года комплект документов, представленный ДНТ «Девяточка» Росимуществом был возвращен на доработку ТУ Росимущества в РК, которое во исполнение данного поручения запросило у ДНТ «Девяточка» недостающие документы, а именно: заключение Управления по недропользованию, акт выбора земельного участка от 05 марта 2007 года(оригинал), постановление администрации Прионежского муниципального района от 18 мая 2007 года, публикацию в средствах массовой информации о предоставлении испрашиваемого земельного участка под строительство.
Все вышеперечисленные документы ДНТ «Девяточка» по устному требованию были представлены в ТУ Росимущество в РК, что подтверждается письмом от 17 мая 2010 года, однако в дальнейшем, без указания причин, возвращены заявителю.
Данные обстоятельства установлены судом и подтверждаются представленной перепиской.
Суд не может согласиться с доводом представителя ТУ Росимущество в РК о том, что письмом от 25.01.2010 года заявителю фактически был дан ответ на его обращение, поскольку указанное письмо адресовано не товариществу и, кроме того, в нем не изложено мотивированное решение, а, наоборот, истребуются дополнительные документы для его окончательного принятия.
Пунктами 6-8 ст. 31 ЗК РФ, на соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления возложена обязанность по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Росимущество не доказало, что оно рассмотрело заявление ДНТ «Девяточка» и приняло по нему решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При установленных судом обстоятельствах, бездействие исполнительного органа государственной власти в лице Росимущества, выразившееся в нерассмотрении обращения, в непринятии решения и в недоведении его до сведения заявителя, противоречит п.п. 6 и 7 ст. 31 ЗК РФ, обязывающих исполнительный орган государственной власти принять решение и выдать его заявителю в семидневный срок, нарушает права и законные интересы заявителя на представление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке ст. 31 ЗК РФ.
В силу указаний, содержащихся в п.28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, суд при рассмотрении дел данной категории, вправе указать на признание незаконным бездействие органа государственной власти и на возложение на орган или должностное лицо, допустившее такое бездействие обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
С учетом изложенного, суд считает правомерным рассмотреть заявленные требования в полном объеме.
Оценка представленных суду доказательств позволяет придти к выводу о том, что заявителем был соблюден предусмотренный п. 5 ст. 30, п.1 ст. 31 ЗК РФ порядок предоставления земельного участка по следующим основаниям.
Нормы ЗК РФ, регулирующие данные правоотношения, устанавливают, что для получения соответствующего решения со стороны лица, обратившегося за получением земельного участка для строительства, требуется исключительно только подача заявления с указанием в 1 ст. 31 ЗК РФ данных о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Со стороны Администрации Прионежского муниципального района выполнены все требования ст. 31 ЗК РФ: обеспечен выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах, проведены процедуры согласования, с учетом представленной документации.
По смыслу п.п.3 и 4 ст. 31 ЗК РФ информирование населения должно в любом случае производиться до предоставления земельного участка под строительство.
Орган местного самоуправления в газете «Прионежье» № 9 от 12.03.2010 года повторно проинформировал население о возможном или предстоящем представлении испрашиваемого земельного участка для строительства.
Данные обстоятельства подтверждаются содержанием акта выбора от 05 марта 2007 года, подписанного комиссией, представленной суду копией публикации в газете и не оспариваются представителем заинтересованного лица.
Суд не может согласиться с доводом заинтересованного лица о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю, поскольку до настоящего времени обременен вещным правом третьего лица, право которого не прекращено до настоящего времени, по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук, относятся к федеральной собственности.
Судом установлено, что испрашиваемый земельный участок, площадью 4 га, был предоставлен в бессрочное пользование ГНУ «Карельская государственная сельскохозяйственная опытная станция» Российской Академии сельскохозяйственных наук.
Комиссий по выбору земельного участка, в которую входил и руководитель ТУ Росимущества по РК, было установлено, что испрашиваемый участок не сформирован и свободен от прав третьих лиц.
Данное обстоятельство подтверждается и содержанием акта выбора, из которого усматривается, что на испрашиваемый заявителем участок, площадью 4 га, есть согласие правообладателя Карельской государственной сельскохозяйственной опытной станции на его изъятие.
В письме от 13.11.2009 года Росимущество, давая ответ по вопросу предоставления земельного участка, сообщает заявителю о том, что земельный участок, находящийся в федеральной собственности, может быть предоставлен товариществу посдедством предварительного согласования места размещения объекта после представления акта выбора с приложением к нему документов, предусмотренных ст. 31 ЗК РФ, но только после прекращения права постоянного (бессрочного пользования) в установленном законом порядке и указывает, какие конкретно документы должны быть для этого представлены.
Руководствуясь данным письмом, 18 декабря 2009 года ТУ Росимущества в РК направило в адрес Росимущества заявление от 14.12.2009 года правообладателя испрашиваемого земельного участка, площадью 4 га, – Карельской государственной сельскохозяйственной опытной станции об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования, с приложением документов, предусмотренных ст. 53 ЗК РФ (согласие Президента Российской Академии сельскохозяйственных наук на изъятие испрашиваемого земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ).
Кроме того суду представлены соглашение от 21.03.2007 года о возмещении потерь и упущенной выгоды Карельской ГСХОС, а также платежное поручение, свидетельствующее о выполнении данного соглашения ДНТ «Девяточка», путем перечисления определенной соглашением денежной суммы.
Данные обстоятельство подтверждаются письменными материалами дела, пояснениями представителя третьего лица – директора ГНУ «Карельская ГСХОС Козлова В.И., и не отрицаются представителем ТУ Росимущества в РК.
Согласно п.1 ст.45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 ЗК РФ.
В соответствии с требованиями п.4 ст. 53 ЗК РФ при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком исполнительный орган государственной власти на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Копия решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление.
Суду не представлено доказательств того, что Росимущество рассмотрело указанное заявление и приняло по нему соответствующее решение, либо запросило дополнительные документы, а также сообщило о принятом решении заявителю.
Напротив, в представленном суду отзыве ТУ Росимущество в РК подтверждает факт того, что решение о прекращении права постоянного пользования испрашиваемым земельным участком до настоящего времени не принято.
По сути, все доводы заинтересованного лица, не признающего заявленные требования, сводятся к тому, что в настоящее время испрашиваемый земельный участок уже не существует как объект права, что, в свою очередь, является препятствием для принятия решения о прекращении права бессрочного пользования.
Суд не может согласиться с данной позицией, поскольку на момент возникновения правоотношений (декабрь 2009 года) земельный участок как объект права существовал (участок был сформирован, состоял на кадастровом учете, имел кадастровый номер), что подтверждается представленным суду кадастровым паспортом на земельный участок, поэтому на момент представления заявления и установленных законом документов к нему, законных оснований для отказа в прекращении права пользования у Росимущества не имелось.
По мнению суда, не принятие решения при наличии к тому законных оснований, не зависело от воли заявителя, а поэтому не должно влиять на его права.
Кроме того суд учитывает, что заинтересованным лицом, в нарушение порядка предоставления земельного участка, предусмотренного ст. 31 ЗК РФ, испрашиваемый земельный участок до принятия решения о предварительном согласовании, был поставлен на кадастровый учет, что и привело к сложившейся ситуации.
По мнению суда, бездействие исполнительного органа государственной власти, выразившееся в нерассмотрении заявления Карельской ГСХОС, непринятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования в установленный законом срок при предоставлении необходимых документов от правообладателя земельного участка, противоречит требованиям действующего законодательства, в частности п.1 ст. 45, п.4 ст. 53 ЗК РФ, и создает препятствия к осуществлению заявителем его прав на предоставление, как установлено судом, фактически свободного от обременений земельного участка в порядке ст. 31 ЗК РФ.
С учетом изложенного суд не может согласиться с доводом представителя заинтересованного лица о том, что непринятия решения о прекращении права пользования испрашиваемым земельным участком не нарушает права заявителя и не создаем ему препятствий в осуществлении его прав.
При этом суд также учитывает, что требования заявителя в части бездействия по прекращению права постоянного (бессрочного) пользования и прекращения права пользования поддержаны правообладателем испрашиваемого земельного участка – ГНУ «Карельской государственной с/х опытной станцией».
Суд не может согласиться и с доводом ТУ Росимущества в РК и в части того, что заявителем заявлены два взаимоисключающие требования, поскольку только после прекращения права пользования земельным участком прежнего правообладателя возможно представление земельного участка под строительство в порядке ст. 31 ЗК РФ. О таком порядке, в частности, неоднократно сообщалось заявителю в письмах Росимущества, представленных в материалы дела, об этом указывается и в первичном отзыве на заявленные требования.
В соответствии с требованиями земельного законодательства испрашиваемый земельный участок, предоставляемый по правила ст. 31 ЗК РФ, до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта должен быть не сформирован в установленном законом порядке.
На момент рассмотрения заявления земельный участок не сформирован, на кадастровом учете не состоит, что не отрицалось представителем заинтересованного лица.
При таких обстоятельствах суд не усматривает препятствий и правовых оснований для отказа в его предоставлении заявителю в порядке ст.31 ЗК РФ.
Довод представителя заинтересованного лица о том, что на испрашиваемом земельном участке расположены самовольные постройки ничем не обоснован и не доказан, кроме того, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, так как не имеет правового значения при рассмотрении данного заявления.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что законных оснований для отказа в принятии решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемым земельным участком, а также для отказа в утверждении акта о выборе земельного участка от 05 марта 2007 года путем принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта у Росимущества не имелось.
В силу указаний Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 10.02.2009 года суд считает правомерным обязать Росимущество, допустившее бездействия, в качестве способа восстановления нарушенного права, совершить в отношении заявителя конкретные действия путем принятия решений: о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ГНУ «Карельская ГСХОС», площадью 4 га, на основании заявления землепользователя от 14.12.2009 года и приложенных к нему документов, направленных в адрес Росимущества 18 декабря 2009 года; о предварительном согласовании места размещения объекта – дачного некоммерческого товарищества «Девяточка», путем утверждения акта выбора земельного участка от 05 марта 2007 года.
При этом предварительному согласованию места размещения объекта должно предшествовать решение о прекращении права пользования земельным участком прежнего землепользователя.
Поскольку указанные действия могут быть совершены только Росимуществом, суд, руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом того, что все необходимые для принятия решений документы имеются в наличии и представлены Росимуществу, суд считает разумным установить для исполнения решения срок в размере одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Заявителем при подаче иска в суд понесены расходы по уплате государственной пошлины, размер которой в силу ст. 333.19 НК РФ составляет 200 руб.
Заявленные требования судом удовлетворены, в связи с чем понесенные заявителем судебные расходы подлежат возмещению со стороны Росимущества в указанном выше размере.
Руководствуясь ст. ст. 254, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Дачного некоммерческого товарищества «Девяточка» о признании незаконным бездействия Федерального агентства по Управлению государственным имуществом (Росимущество) удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество), выразившееся в не рассмотрении и в непринятии решений по заявлениям:
-Государственного научного учреждения «Карельская государственная сельскохозяйственная опытная станция» от 14 декабря 2009 года о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
- Дачного некоммерческого товарищества «Девяточка» от 18 ноября 2009 года о предварительном согласовании места размещения объекта.
Обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу восстановить нарушенные в результате бездействия права ДНТ «Девяточка» путем принятия решений:
- о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ГНУ «Карельская государственная сельскохозяйственная опытная станция» на основании заявления правообладателя от 14.12.2009 года и приложенных к нему документов, направленных в адрес Росимущества 18.12.2009 г.;
- об утверждении акта выбора от 05 марта 2007 года земельного участка, площадью 4 га, путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта – дачного некоммерческого товарищества «Девяточка».
Взыскать с Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) в пользу Дачного некоммерческого товарищества «Девяточка» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (двести) руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья: С.А.Лаврешина
Решение в окончательной форме принято: 13.07.10 г.