Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 августа 2010 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Овчинниковой О.В., при секретаре Савкиной Т.А., с участием представителей заявителя и Администрации Петрозаводского городского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Либерова Д.А. о признании незаконными действия Администрации Петрозаводского городского округа,
установил:
Либеров Д.А. обратился в суд с заявлением по тем основания, что письмом № от 22.07.2010 года на заявление о выдаче разрешения на строительство Администрация Петрозаводского городского округа уведомила заявителя о том, что в связи с нахождением участка в природно-рекреационной зоне, строительство объектов капитального строительства на участке запрещено, в связи с чем, фактически отказала в выдаче разрешения на строительство. Заявитель считает действия Администрации по отказу в выдаче разрешения на строительство жилого дома на предоставленном земельном участке незаконными по тем основаниям, что земельный участок предоставлен в соответствии с генеральным планом г. Петрозаводска от 2007 года, в момент предоставления земельного участка и заключения договора аренды земельного участка, вид разрешенного использования соответствовал тому, который указан в документах на земельный участок (строительство жилого дома). С учетом того, что отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома, в котором заявитель предполагал проживать с членами семьи, ущемляет права заявителя, считает, что имеет право на обращение в суд в порядке Главы 25 ГПК РФ, с соответствующим заявлением.
На основании изложенного, статей 254,256 ГПК РФ Либеров Д.А. просит суд признать незаконными действия Администрации Петрозаводского городского округа, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 806 кв. метра, и обязать Администрацию Петрозаводского городского округа устранить допущенные нарушения прав заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя Иванов А.О., выступающий на основании доверенности, заявленные требования поддержал.
Заявитель в суд не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа Дедов И.Л., выступающий на основании доверенности, заявленные требования не признал.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Распоряжением от 15.06.2009 года, изданным Министерством природных ресурсов Республики Карелия №, Либерову Д.А. предоставлен в аренду земельный участок, расположенный в г. Петрозаводске, ........, ориентировочной площадью 1500 кв. метров для индивидуального жилищного строительства. Постановлением № от 14.09.2009 года Администрация Петрозаводского городского округа, во исполнение Распоряжения № от 15.06.2009 года, утвердила схему расположения земельного участка из земель населенных пунктов в кадастровом квартале № в районе ул......... площадью 806 кв. метра для размещения дома индивидуальной жилой застройки (строительство одноквартирного жилого дома).
02 декабря 2009 года, в соответствии с требованиями действующего законодательства, с целью предоставления полного пакета документов, необходимого для заключения Договора аренды земельного участка, заявителем подготовлен и согласован с ответчиком межевой план земельного участка, выполненный "К.", на основании данных электронной карты г. Петрозаводска по состоянию на 2009 года (данные сведения указаны на листе 2 межевого плана). В соответствии с данными, указанными в межевом плане и в кадастровом паспорте земельного участка (подготовлен Управлением федерального агентства кадастра объектов недвижимости), вид разрешенного использования предоставленного в аренду земельного участка значился - «Для размещения дома индивидуальной жилой застройки» (лист 6 межевого плана, лист В1 кадастрового паспорта земельного участка). На листе 10 межевого плана содержится Акт согласования местоположения и границ земельного участка, в соответствии с которым Администрация согласовала границы земельного участка для размещения индивидуального жилого дома.
22 января 2010 года между заявителем и Министерством природных ресурсов РК заключен Договор аренды земельного участка №, в соответствии с которым заявителю передан в аренду, сроком на 5 лет, земельный участок, кадастровый номер №, площадью 806 кв. метра (ранее предоставленный Распоряжением №). В соответствии с пунктом 1.2 Договора аренды, участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства. Данный договор аренды зарегистрирован Управлением федеральной регистрационной службы РФ по Республике Карелия 10.03.2010 года, номер регистрации №, участок фактически передан и принят заявителем по акту приема-передачи.
После заключения Договора аренды земельного участка, заявитель предпринял ряд действий, направленных на получение разрешения на строительство жилого дома на предоставленном участке, в частности, получены технические условия ........ № от 11.05.2010 года на подключение к сетям водопровода и канализации, а также получены технические условия ........ № от 07.05.2010 года на подключение к сетям электричества для строительства жилого дома.
Для получения разрешения на строительство, заявитель обратился в Администрацию Петрозаводского округа с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка (в соответствии с указаниями, полученными в письме № от 08.04.2010 года).
22 июня 2010 года Администрация Петрозаводского округа издала Постановление №, в соответствии с которым утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, площадью 806 кв. метра. В разделе 2 градостроительного плана земельного участка, выданного Администрацией Петрозаводского городского округа, указано, что земельный участок находится в природно-рекреационной зоне. Со ссылкой на пункт 60 Правил землепользования и застройки г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных Решением Петрозаводского городского совета от 11 марта 2010 года №, указаны виды разрешенного использования для земельного участка, при этом, строительство жилого дома в виде разрешенного использования отсутствует. В дополнительной информации о разрешенном использовании земельного участка, содержащейся в градостроительном плане участка указано, что в соответствии со статьей 85 Земельного Кодекса РФ, а также статьей 35 Градостроительного Кодекса РФ, земельные участки в составе природно-рекреационных зон используются для отдыха граждан и туризма. Таким образом, фактически при выдаче градостроительного плана Администрация уже совершила действия по ограничению права заявителя на строительство жилого дома в соответствии с имеющимися документами и видом разрешенного использования, указанного в Договоре аренды, Распоряжении о предоставлении земельного участка, кадастровом паспорте земельного участка, Постановлении об утверждении схемы расположения земельного участка.
Письмом № от 22.07.2010 года, после поступления заявления о выдаче разрешения на строительство от Либерова Д.А., Администрация уведомила заявителя о том, что в связи с нахождением участка в природно-рекреационной зоне, строительство объектов капитального строительства на участке запрещено, в связи с чем, фактически отказала в выдаче разрешения на строительство.
Действия Администрации по отказу в выдаче разрешения на строительство жилого дома на предоставленном земельном участке суд полагает незаконными. При этом суд учитывает, что земельный участок предоставлен в соответствии с Генеральным планом г. Петрозаводска от 2007 года, в момент предоставления земельного участка и заключения договора аренды земельного участка, вид разрешенного использования соответствовал тому, который указан в документах на земельный участок (строительство жилого дома).
Ссылку Администрации на Правила землепользования и застройки суд находит несостоятельной, поскольку Правила утверждены только 11.03.2010 года (значительно позже предоставления земельного участка).
Кроме того, Постановлением № от 14.09.2009 года именно Администрация Петрозаводского городского округа во исполнение Распоряжения № от 15.06.2009 года утвердила схему расположения земельного участка из земель населенных пунктов в кадастровом квартале № в районе ул. ........ площадью 806 кв. метра для размещения дома индивидуальной жилой застройки (строительство одноквартирного жилого дома).
В силу требований статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому в числе других документов прилагается градостроительный план земельного участка.
Пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения физического или юридического лица осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, и включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории. Правовой режим земельного участка, как указано в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, определяется в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и его целевой категории.
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации информация о разрешенном использовании земельного участка содержится в градостроительном плане земельного участка.
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Как установлено пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. В соответствии с пунктом 3 указанной статьи градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Градостроительный регламент устанавливается правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни решением Петросовета от 11.03.2010 года № 26/38-771 об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Петрозаводске не предусмотрены переходные положения, позволяющие выдачу градостроительных планов по ранее согласованным земельным участкам с разрешенным использованием, противоречащим Правилам землепользования и застройки.
Из решения ПетроСовета от 11.03.2010 года № 26/38-771 не следует, что действие Правил землепользования и застройки в городе Петрозаводске распространяется на отношения, возникшие до введения их в действие, либо, что правила имеют обратную силу.
В силу пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования, их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
В рассматриваемом случае никакого запрета на использование земельного участка наложено не было, заявитель обоснованно считает, что Администрация фактически незаконно отказывает в выдаче разрешения на строительство при условии того, что заявитель имеет полный пакет документов, необходимый и достаточный для выдачи разрешения на строительство.
Доводы заявителя Администрацией Петрозаводского городского округа не опровергнуты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно пункту 1 статьи 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Совокупность установленных обстоятельств, позволяет суду прийти к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании ст.98 ГПК РФ расходы заявителя по государственной пошлине подлежат взысканию с Администрации Петрозаводского городского округа.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 254 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Либерова Д.А. о признании незаконными действия Администрации Петрозаводского городского округа удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации Петрозаводского городского округа, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома Либерову Д.А. на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 806 кв. метра.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа устранить допущенные нарушения прав Либерова Д.А., выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 806 кв. метра.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Либерова Д.А. расходы по госпошлине 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней через Петрозаводский городской суд.
Судья Овчинникова О.В.