оспаривание действий



2-6436/9-2010г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 августа 2010 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Савельевой Н.В.

при секретаре Матвеенко Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Подосенова А.М. об оспаривании действий Администрации Петрозаводского городского округа,

установил:

Подосенов А.М. обратился в суд с заявлением по тем основаниям, что письмом № 04-19-102-П-1 от 22.07.2010 года на заявление о выдаче разрешения на строительство Администрация Петрозаводского городского округа уведомила заявителя о том, что в связи с нахождением участка в природно-рекреационной зоне, строительство объектов капитального строительства на участке запрещено, в связи с чем, фактически отказала в выдаче разрешения на строительство. Заявитель считает действия Администрации по отказу в выдаче разрешения на строительство жилого дома на предоставленном земельном участке незаконными по тем основаниям, что земельный участок предоставлен в соответствии с генеральным планом г. Петрозаводска от 2007 года, в момент предоставления земельного участка и заключения договора аренды земельного участка, вид разрешенного использования соответствовал тому, который указан в документах на земельный участок (строительство жилого дома). С учетом того, что отказ в выдаче разрешения на строительство жилого дома, в котором заявитель предполагал проживать с членами семьи, ущемляет права заявителя, считает, что имеет право на обращение в суд в порядке Главы 25 ГПК РФ, с соответствующим заявлением. На основании изложенного, заявитель просит суд признать незаконными действия Администрации Петрозаводского городского округа, выразившиеся в отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ........, и обязать Администрацию Петрозаводского городского округа устранить допущенные нарушения прав заявителя.

Заявитель в суд не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представитель заявителя Кацнельсон К.Л., выступающий на основании доверенности, заявленные требования поддержал.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа Дедов И.Л., выступающий на основании доверенности, заявленные требования не признал.

Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно пункту 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что Распоряжением от 15.06.2009 года, изданным Министерством природных ресурсов Республики Карелия № 705-р, Подосенову А.М. предоставлен в аренду земельный участок, расположенный в г. Петрозаводске в районе ........ для индивидуального жилищного строительства. Постановлением № 2535 от 14.09.2009 года Администрация Петрозаводского городского округа, во исполнение Распоряжения №705-р от 15.06.2009 года, утвердила схему расположения земельного участка из земель населенных пунктов в кадастровом квартале 10........ для размещения дома индивидуальной жилой застройки (строительство одноквартирного жилого дома).

02 декабря 2009 года в соответствии с требованиями действующего законодательства, с целью предоставления полного пакета документов, необходимого для заключения Договора аренды земельного участка, заявителем подготовлен и согласован с ответчиком межевой план земельного участка, выполненный МУП «Петрозаводское градостроительное бюро», на основании данных электронной карты г. Петрозаводска по состоянию на 2009 год (данные сведения указаны на листе 3 межевого плана). В соответствии с данными, указанными в межевом плане и в кадастровом паспорте земельного участка (подготовлен Управлением федерального агентства кадастра объектов недвижимости), вид разрешенного использования предоставленного в аренду земельного участка значился - «Для размещения дома индивидуальной жилой застройки» (лист 6 межевого плана, лист В1 кадастрового паспорта земельного участка). На листе 10 межевого плана содержится Акт согласования местоположения и границ земельного участка, в соответствии с которым Администрация согласовала границы земельного участка для размещения индивидуального жилого дома.

15 января 2010 года между заявителем и Министерством природных ресурсов РК заключен Договор аренды земельного участка № 9631, в соответствии с которым заявителю передан в аренду, сроком на 5 лет, земельный участок, кадастровый номер ........ (ранее предоставленный Распоряжением 705-р от 15.06.2009г.). В соответствии с пунктом 1.2 Договора аренды, участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства. Данный договор аренды зарегистрирован Управлением федеральной регистрационной службы РФ по Республике Карелия 24.02.2010 года, номер регистрации №, участок фактически передан и принят заявителем по акту приема-передачи.

После заключения Договора аренды земельного участка, заявитель предпринял ряд действий, направленных на получение разрешения на строительство жилого дома на предоставленном участке, в частности, получены технические условия П. № 105.06-07/903 от 11.05.2010 года на подключение к сетям водопровода и канализации, а также получены технические условия Э. № 307-Н от 06.05.2010 года на подключение к сетям электричества для строительства жилого дома.

Для получения разрешения на строительство, заявитель обратился в Администрацию Петрозаводского округа с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка 31.03.2010г.

21 июня 2010 года Администрация Петрозаводского округа издала Постановление № 1861, в соответствии с которым утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ......... В разделе 2 градостроительного плана земельного участка, выданного Администрацией Петрозаводского городского округа, указано, что земельный участок находится в природно-рекреационной зоне. Со ссылкой на пункт 60 Правил землепользования и застройки г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных Решением Петрозаводского городского совета от 11 марта 2010 года № 26/38-771, указаны виды разрешенного использования для земельного участка, при этом, строительство жилого дома в виде разрешенного использования отсутствует. В дополнительной информации о разрешенном использовании земельного участка, содержащейся в градостроительном плане участка указано, что в соответствии со статьей 85 Земельного Кодекса РФ, а также статьей 35 Градостроительного Кодекса РФ, земельные участки в составе природно-рекреационных зон используются для отдыха граждан и туризма. Таким образом, фактически при выдаче градостроительного плана Администрация ограничила права заявителя на строительство жилого дома в соответствии с имеющимися документами и видом разрешенного использования, указанного в Договоре аренды, Распоряжении о предоставлении земельного участка, кадастровом паспорте земельного участка, Постановлении об утверждении схемы расположения земельного участка.

Письмом №04-19-102-П-1 от 22.07.2010 года, после поступления заявления о выдаче разрешения на строительство от заявителя, Администрация уведомила его о том, что в связи с нахождением участка в природно-рекреационной зоне, строительство объектов капитального строительства на участке запрещено, в связи с чем, фактически отказала в выдаче разрешения на строительство.

Действия Администрации по отказу в выдаче разрешения на строительство жилого дома на предоставленном земельном участке суд полагает незаконными. При этом суд учитывает, что земельный участок предоставлен в соответствии с Генеральным планом г. Петрозаводска от 2007 года, в момент предоставления земельного участка и заключения договора аренды земельного участка, вид разрешенного использования соответствовал тому, который указан в документах на земельный участок (строительство жилого дома).

Ссылку Администрации на Правила землепользования и застройки суд находит несостоятельной, поскольку Правила утверждены только 11.03.2010 года (значительно позже предоставления земельного участка).

Кроме того, постановлением №2535 от 14.09.2009 года Администрация Петрозаводского городского округа во исполнение Распоряжения № 705-р от 15.06.2009 года утвердила схему расположения земельного участка из земель населенных пунктов в кадастровом квартале ........ для размещения дома индивидуальной жилой застройки (строительство одноквартирного жилого дома).

В силу требований статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому в числе других документов прилагается градостроительный план земельного участка.

Пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения физического или юридического лица осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, и включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории. Правовой режим земельного участка, как указано в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, определяется в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и его целевой категории.

В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации информация о разрешенном использовании земельного участка содержится в градостроительном плане земельного участка.

Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Как установлено пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами. В соответствии с пунктом 3 указанной статьи градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Градостроительный регламент устанавливается правилами землепользования и застройки для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Ни Градостроительным кодексом Российской Федерации, ни решением Петросовета от 11.03.2010 года № 26/38-771 об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Петрозаводске не предусмотрены переходные положения, позволяющие выдачу градостроительных планов по ранее согласованным земельным участкам с разрешенным использованием, противоречащим Правилам землепользования и застройки.

Из решения Петросовета от 11.03.2010 года № 26/38-771 не следует, что действие Правил землепользования и застройки в городе Петрозаводске распространяется на отношения, возникшие до введения их в действие, либо, что правила имеют обратную силу.

В силу пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования, их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

В рассматриваемом случае никакого запрета на использование земельного участка наложено не было, заявитель обоснованно считает, что Администрация незаконно отказала в выдаче разрешения на строительство при условии того, что заявитель имеет полный пакет документов, необходимый и достаточный для выдачи разрешения на строительство.

Доводы заявителя Администрацией Петрозаводского городского округа не опровергнуты.

При таких обстоятельствах, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

На основании ст.98 ГПК РФ расходы заявителя по государственной пошлине подлежат взысканию с Администрации Петрозаводского городского округа.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 254 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации Петрозаводского городского округа об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома Подосенову А.М. на земельном участке с кадастровым номером ........ в г. Петрозаводске.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа выдать Подосенову А.М. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ........ в г. Петрозаводске.

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Подосенова А.М. расходы по госпошлине 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.В. Савельева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200