№ 2-6357/1
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации19 августа 2010 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Стыцюн С.А.,
при секретаре Хяниной А.А.,
с участием истца Романовой Е.А., представителя ответчика Ивановой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой Е.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске РК о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
установил:
Романова Е.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Иск мотивирован следующим. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 24 мая 2010 года № 204 истцу было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с недостаточным для этого стажа работы на соответствующих видах работ. По подсчетам Управления Пенсионного фонда РФ такой стаж у истца составил 22 года 02 месяца 16 дней, что меньше требуемого стажа, который составляет 25 лет. По мнению истца, ей отказано в досрочном назначении пенсии по формальным основаниям, поскольку не был учтен в льготном исчислении период работы истца с 01.04.1988г по 10.03.1992г. в должности процедурной медицинской сестры в ГУЗ Республиканская психиатрическая больница, со ссылкой на то, что указанная должность не предусмотрена в списке должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Истец считает отказ в досрочном назначении пенсии по старости незаконным и просит обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Петрозаводске включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости, период ее работы с 01.04.1988г по 10.03.1992г. в должности процедурной медицинской сестры в ГУЗ Республиканская психиатрическая больница и назначить ей трудовую пенсию досрочно с 4 мая 2010 года.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала, пояснила, что в обозначенный период она осуществляла лечебную деятельность в должности, записанной в трудовой книжке как «процедурная медицинская сестра», фактически являющейся должностью «медицинская сестра процедурной», которая поименована в списке должностей, в данном случае лишь формально переставлены слова, что никак не повлияло на должностные обязанности.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске Иванова Е.А., действующая на основании доверенности, иск не признала по основаниям, изложенным в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 24 мая 2010 года.
Заслушав участвующих в деле лиц, показания свидетелей, исследовав материалы дела, отказное пенсионное дело Романовой Е.А. №, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что 4 мая 2010 года истец обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске РК с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 24 мая 2010 года № 204 ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с недостаточной продолжительностью лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, необходимой для установления досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку по представленным истцом документам, по мнению ответчика, её стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости составляет 22 года 02 месяца 16 дней, что меньше требуемого стажа, который исчисляется 25 годами.
Комиссия не включила в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона в льготном порядке исчисления (работа в течение года как год и три месяца — как осуществление лечебной работы в сельской местности) период: работы с 01.04.1988 г. но 10.03.1992 г. (с исключением периодов отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком) в качестве процедурной медицинской сестры в Республиканской психиатрической больнице, т.к. указанная должность Постановлениями №№ 464, 1066 и 781 не предусмотрена.
В соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» (далее Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Указанное Постановление вступило в силу с 12.11.2002 г.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, предусмотрено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет до введения в действие нового правого регулирования, то есть, действовавшие на 31.12.2001 г. К таким нормативным правовым актам относились постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» и постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», регулировавшие пенсионное обеспечение медицинских работников за периоды работы до 01.11.1999 г., и после указанной даты, соответственно.
С учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П исчисление стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет, медицинских работников может производиться по условиям и нормам, установленным в вышеназванных нормативных правовых актах.
Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 установлены следующие правила исчисления сроков выслуги лет: работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанных в списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа считать за один год и три месяца.
Список от 6 сентября 1991 года № 464 предусматривал следующий перечень профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на досрочную трудовую пенсию по старости: врачи и средний медицинский персонал независимо от наименований должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности и врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
Таким образом, действовавшим в спорный период списком не было предусмотрено конкретных должностей, а был обозначен средний медицинский персонал независимо от наименования должности, следовательно, ссылка Управления Пенсионного фонда на отсутствие должности процедурной медицинской сестры в указанном списке не имеет под собой правовых оснований.
В Списках от 22 сентября 1999 года, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 1066 и от 29.10.2002 г., утвержденном Постановлением Правительства РФ № 781 обозначена должность «медицинская сестра процедурной».
В соответствии с правовой позицией, выработанной Конституционным Судом РФ в Определении от 4 марта 2004 года № 81-О, положение подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ"(ныне п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ), не препятствует установлению тождественности должностей, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, и аналогичных должностей, имевших иные наименования, а также тождественности выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку исключение такой возможности привело бы к нарушению конституционных принципов справедливости, равенства и к ограничению конституционного права на пенсионное обеспечение по старости, не обусловленному конституционно значимыми целями, закрепленными в статье 55(ч.3) Конституции РФ.
Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 декабря 2005 года № 25 указал, что при разрешении вопроса о досрочном назначении трудовой пенсии по старости судом должны учитываться конкретные, установленные в судебном заседании, обстоятельства каждого дела: характер, специфика и условия осуществляемой работы и выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям.
Справкой от 04.05.2010 г. №18, выданной Романовой Е.А. ГУЗ «Республиканская психиатрическая больница», уточняющей характер работ или условия труда, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», подтверждается, что истец в период с 1 апреля 1988 года по 10 марта 1992 года постоянно выполняла норму рабочего времени, установленной в объеме полной ставки, осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственном учреждении здравоохранения – «Республиканская психиатрическая больница» в качестве процедурной медицинской сестры в сельской местности, в том числе: с 17.09.1990г. по 06.01.1991г. – дородовой и послеродовой отпуск, с 07.01.1991г. по 31.10.1991г. – отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, что предусмотрено списком должностей и учреждений от 29.10.2002г. № 781, в справке также указано, что обозначенная работа засчитывается в стаж работы за 1 год и 3 месяца.
Из трудовой книжки истца усматривается, что с 1 апреля 1988 года по 10 марта 1992 года она работала в должности процедурной медицинской сестры, а в списке обозначена должность «медицинская сестра процедурной», Истец пояснила, что она работала медицинской сестрой в процедурном кабинете, осуществляла лечебную деятельность, делала больным инъекции, ставила капельницы, готовила пациентов к спинномозговой пункции, оказывала помощь при несложных хирургических операциях, выдавала больным назначенные медицинские препараты, работала в стационаре, ее должность была одна на все отделение, выполняла именно функции медицинской сестры процедурной.
Тождественность функций, выполняемых истцом, функциям медицинской сестры процедурной подтверждается также допрошенными в судебном заседании свидетелями З. и Т., работавшими вместе с истцом в спорный период.
Исходя из вышеизложенного, учитывая тождественность выполняемых истцом функций, условий и характера её работы в спорный период, должности «медицинской сестры процедурной» суд полагает исковые требования в этой части подлежащими удовлетворению.
Таким образом, период работы истца с 1 апреля 1988 года по 1 марта 1992 года. подлежат включению в специальный стаж в льготном порядке исчисления (1 год за 1год и 3 мес.).
В том числе, включению в специальный стаж в льготном порядке исчисления подлежат и периоды нахождения истца с 17.09.1990г. по 06.01.1991г. – в дородовом и послеродовом отпуске и с 07.01.1991г. по 31.10.1991г. – в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет по следующим основаниям.
Статьей 167 КЗоТ РСФСР было предусмотрено включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года № 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
С 06.10.1992 вступил в силу Закон РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", согласно которому ст. 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции. С этого времени период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства СССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Согласно Закону № 1501-1 законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с ним.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов и ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. от 09.12.1971) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Указанная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 19-В09-2.
Кроме того, п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27 и 28 Закона № 173-ФЗ), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона N 3543-1, с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-1 было утверждено разъяснение о порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, пунктом 7 которого предусмотрено, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах.
Таким образом, периоды отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до полутора лет также подлежат включению в стаж в льготном исчислении.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске в судебном заседании подтвердила, что при условии включения рассматриваемого спорного периода работы истца в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанный стаж составит более 25 лет, что дает право истцу на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на момент обращения её с заявлением о назначении пенсии.
Причем необходимо отметить, что стажа работы истцу достаточно для назначения досрочной пенсии с момента обращения даже без учета периодов отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком до полутора лет.
При указанных обстоятельствах, на ответчика, с учетом положений пункта 1 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», следует возложить обязанность по назначению истцу досрочно трудовой пенсии по старости с 4 мая 2010 года, то есть, с даты обращения её в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске с заявлением о досрочном назначении пенсии.
В силу ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 200 руб.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковое заявление Романовой Е.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Петрозаводске РК о досрочном назначении трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Петрозаводске РК включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочно трудовой пенсии по старости, период работы Романовой Е.А. в льготном исчислении с 01.04.1988г. по 01.03.1992г.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Петрозаводске РК назначить Романовой Е.А. досрочно трудовую пенсию по старости с 4 мая 2010 года.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Петрозаводске РК в пользу Романовой Е.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РК через Петрозаводский городской суд в течение 10 дней.
Судья С. А. Стыцюн