о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации сделки



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

15 сентября 2010 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе:

председательствующего судьи Емельяновой Е.Б.

при секретаре Ивановой Л.Н.

с участием заявителя Ефимова А.В., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия Поляковой Т.Н., действующей на основании доверенности № 65 от 05.05.2010 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ефимова А.В. об оспаривании действий должностного лица,

установил:

Ефимов А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения государственного регистратора Костомукшского отдела Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия об отказе в государственной регистрации договора дарения квартиры по адресу: ........, ........, ........ ........, заключенного между Е. и Ефимовым А.В., и перехода права собственности на указанную квартиру на Ефимова А.В., мотивируя требование тем, что 13.05.2010 г. он совместно со своим отцом Е. обратились с заявлением о регистрации договора дарения квартиры и перехода права собственности. Одновременно Е. Ефимову А.В. были по акту приема-передачи переданы: квартиры, ключи и технический паспорт на квартиру. Е. умер 18 мая 2010 г. в ......... Государственным регистратором было отказано в совершении действий по государственной регистрации со ссылкой на п.1 ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок», в связи с тем, что представленные документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства. Заявитель считает отказ в государственной регистрации договора дарения и перехода права собственности незаконным, т.к. между сторонами договора в надлежащей форме было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, и поэтому договор считается заключенным; дарителем обязательство по передаче имущества было исполнено до прекращения правоспособности.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия.

Заявитель Ефимов А.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия Полякова Т.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указывая на то, что отказ в совершении государственной регистрации договора дарения и перехода права собственности был произведен на законном основании, т.к. даритель квартиры до заключения договора дарения умер в связи с чем утратил правоспособность.

Представитель Костомукшского отдела Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия в суд не явился, заинтересованное лицо о дне рассмотрения заявления извещалось, возражений не представило.

Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок» (далее Закон) определено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Кодексом.

В соответствии со ст.4 Закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.130,131,132 и 164 Кодекса.

По смыслу Закона на государство, в лице соответствующего учреждения по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возлагаются обязанности по проверке законности прав на недвижимое имущество у заявителей, и регистрации таких прав в случае обоснованности обращения, и целью обращения в регистрационный орган является признание и подтверждение со стороны государства фактов возникновения или прекращения прав на недвижимость.

Согласно ст.5 Закона участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него.

Статьей 16 Закона установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя с приложением документов, необходимых для её проведения.

В ходе судебного разбирательства установлено и подтверждается представленными документами, что 19.08.1998 г. за Е. было зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу: ........, ........, ........ ........, на основании договора купли-продажи.

13 мая 2010 г. Е. и Ефимов А.В. 12.11.2009 г. обратились в Костомукшский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия с заявлениями о государственной регистрации договора дарения по адресу: ........, ........, ........ ........, перехода права собственности Ефимова А.В. на указанную квартиру.

Согласно свидетельству о смерти Е. умер 18 мая 2010 г.

27 мая 2010 г. в проведении государственной регистрации договора дарения и перехода права собственности было отказано на основании абзаца 4 п.1 ст.20 Закона, с учетом того обстоятельства, что Е., являющийся дарителем квартиры, до заключения договора умер.

Статьей 574 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено, что договор дарения недвижимого имущества должен быть совершен в письменной форме и подлежит государственной регистрации.

В силу п.3 ст.433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации.

В соответствии с п.3 ст.13 Закона государственная регистрация договора об отчуждении объекта недвижимости и последующего перехода права на данный объект недвижимости при одновременной подаче заявления и документов, необходимых для государственной регистрации указанного договора и перехода прав, проводится не позднее чем в месячный срок со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Пунктом 3 ст.2 Закона установлено, что датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на 18 мая 2010 г. (день смерти Е.) государственная регистрация прав не была проведена.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных правовых норм, суд не может согласиться с доводами заявителя Ефимова А.В. о том, что договор дарения квартиры является заключенным. Сам факт исполнения обязательства по передаче имущества, также не указывает на заключение договора, в силу вышеприведенных правовых норм.

Согласно п.1 ст.165 ГК РФ несоблюдение в случаях, установленных законом, требования о государственной регистрации сделки влечет её недействительность. Такая сделка считается ничтожной.

Пунктом 3 ст.165 ГК РФ определено, что если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от её регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки.

В силу ст.17 и ст.18 Закона правоспособность гражданина, в том числе возможность совершать сделки, не противоречащие закону, возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Учитывая, что правоспособность Е. была прекращена до момента государственной регистрации договора дарения и перехода права собственности, то право собственности на объект недвижимого имущества сохраняется за Е.

На основании п.2 ст.581, ст.ст.1110,1112 ГК РФ обязанности дарителя, обещавшего дарение, переходят к его наследникам.

Из объяснений лиц, участвующих в деле, и представленных документов следует, что у Е. имеются наследники первой очереди (заявитель, супруга – З.).

Учитывая, что в ходе судебного разбирательства были установлены обстоятельства, препятствующие проведению государственной регистрации, суд считает, что заинтересованным лицом обоснованно, на основании абз.4 п.1 ст.20 Закона, было отказано в проведении государственной регистрации договора и перехода прав, а поэтому правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194,197,198,258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Ефимову А.В. отказать в удовлетворении заявления об оспаривании действий должностного лица.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение 10 дней.

Судья Е.Б.Емельянова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200