Дело №2-5995/9-2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 сентября 2010 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Савельевой Н.В., при секретаре Матвеенко Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Грико Ю.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия, Федеральному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Республиканская больница №2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия о зачете периода прохождения службы в льготном исчислении, признании права на назначение пенсии за выслугу лет,
установил:
Грико Ю.А. обратился в суд с иском по тем основаниям, что с 12 апреля 1993 года по 05 сентября 2003 года проходил службу в учреждении УМ -220/2 на должностях ......... УМ -220/2 переименовано в ГУ Межобластная больница №2 УИН МЮ РФ по РК, затем в ФГ ЛПУ РБ №2, затем в ФБ ЛПУ №2 УФСИН России по РК. 05 сентября 2003 года он уволился со службы по собственному желанию. Принимая решение об увольнении, полагал, что выслуга лет в льготном исчислении составляет 20 лет, что давало ему право на пенсионное обеспечение. Однако согласно приказу начальника учреждения №89 от 05.09.2003г. выслуга лет при увольнении составила в календарном исчислении 12 лет 04 месяца 10 дней, в льготном-19 лет 04 месяца. При расчете выслуги лет при увольнении Учреждением был применен коэффициент 1 к 1,5, то есть месяц службы за полтора. Он обращался в Медвежьегорский районный суд с иском к Учреждению о перерасчете выслуги лет и внесении изменений в приказ начальника учреждения №89 от 05.09.2003г. Решением Медвежьегорского районного суда от 19.11.2004г. в иске было отказано. Указанное решение он не обжаловал. Однако полагает, что предметом настоящего спора является не право на перерасчет выслуги лет и внесении изменений в приказ начальника Учреждения, а право на зачет в льготный стаж работы периода службы в уголовно-исполнительной системе, признание права на назначение пенсии. Функции назначения пенсии возложены на пенсионный орган УФСИН России по РК. Кроме того, в начале 2010 года он узнал от бывших коллег по работе в УМ 220/2, занимавших те же должности, что им назначена пенсия за выслугу лет исходя из расчета стажа 1 месяц за два. С 01.05.1997г. и до его увольнения Учреждение именовалось как межобластная больница (ЛПУ-2). Согласно Положения об Учреждении, утвержденного 15.04.1999г., Учреждение являлось лечебно-профилактическим учреждением мест лишения свободы и предназначено было для исполнения наказания в виде лишения свободы и стационарного лечения осужденных мужчин. Согласно штатов Учреждения от 19.05.1997г., 29.11.1998г., 27.07.2000г., 03.07.2001г. в Учреждении с 01.05.1997г. предусматривались 2 туберкулезных отделения, туберкулезно-легочно-хирургическое отделение и др. Более 50% коечного фонда отводилось для туберкулезных больных. В дальнейшем штат был дополнен лечебно-инфекционным и инфекционным отделением, в том числе для ВИЧ-инфицированных. Из 440 коек 310 было отведено инфекционным больным, из них 26-коек для туберкулезных больных. При исполнении своих должностных обязанностей он большую часть времени находился в непосредственном контакте с туббольными и другими инфекционными больными. При этом после переименования УМ-220/2 в Межобластную больницу (ЛПУ-2) характер его должностных обязанностей и условия работы не изменились. В связи с чем просил зачесть в льготный стаж период прохождения им службы в Уголовно-исполнительной системе с 12 апреля 1993 года по 05 сентября 2003 года из расчета один день службы за два, признать за ним право на назначении пенсии за выслугу лет.
В судебном заседании истец и его представитель Черкасов А.В. уточнили заявленные исковые требования, пояснив, иск заявлен к двум ответчикам: УФСИН России по РК и ФБЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК, просили зачесть в льготный стаж период прохождения им службы в Уголовно-исполнительной системе с 01 мая 1997г. по 05 сентября 2003г. из расчета один день службы за два, признать за ним право на назначение пенсии за выслугу лет по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в части зачета в льготный стаж периода прохождения им службы в Уголовно-исполнительной системе с 12 апреля 1993г. по 01 мая 1997г. из расчета один день службы за два от иска отказался.
Представитель ответчиков УФСИН России по РК и ФБЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК Грущакова Г.А. иск не признала, пояснив, что требования истца в части зачета в льготный стаж периода службы в уголовно-исполнительной системе с 01.05.1997г. по 05.09.2003г. один день за два, фактически дублируют исковые требования, заявленные истцом в 2003 году, по результатам рассмотрения заявленных требований решением Медвежьегорского районного суда отказано в иске, решение суда вступило в законную силу, ответчиком по иску являлась ГУ Межобластная больница №2 УИН МЮ РФ по РК (в настоящее время ФБЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК), в качестве третьего лица в рассмотрении дела принимало участие УИН МЮ РФ по РК (в настоящее время УФСИН России по РК), в связи с чем полагала в части данных требований дело подлежащим прекращению; оснований для признания права на пенсию и назначении пенсии за выслугу лет истцу не имеется, поскольку расчет выслуги для назначения пенсии рассчитывается кадровыми подразделениями учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по последнему месту службы, в отношении истца при увольнении из уголовно-исполнительной системы кадровым подразделением учреждения был произведен расчет выслуги в календарном и льготном исчислении, продолжительность которой указана в приказе №89л/с от 05.09.2003г. и составила 12 лет 04 месяца 10 дней в календарном исчислении, в льготном исчислении 19 лет 04 месяца 00 дней, что менее 20 лет, необходимых для назначения пенсии.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела № 2-282/2004г., учитывая вынесенное судом определение о прекращении производства по делу в части требований к ФБЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК о зачете периода прохождения службы в льготном исчислении, суд полагает отказать в удовлетворении заявленных требований к УФСИН России по РК о зачете периода прохождения службы в льготном исчислении и признании права на назначение пенсии за выслугу лет, к ФБЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК о признании права на назначение пенсии за выслугу лет по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей является - Федеральная служба исполнения наказаний.
В силу положений ст. 51 данного закона сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Федеральной службы исполнения наказаний.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
Статьей 54 данного закона предусмотрено, что днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.
Как установлено судом и следует из материалов дела с 12.04.1993г. по 05.09.2003г. Грико Ю.А. проходил службу в Учреждении УМ -220/2 (в настоящее время ФБЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК) на должностях отдела безопасности: стажера должности младшего инспектора, младшим инспектором, помощником оперативного дежурного дежурной части, младшим инспектором группы надзора.
Согласно приказу начальника учреждения №89 л/с от 05.09.2003г. Грико Ю.А. уволен по собственному желанию из уголовно-исполнительной системы Минюста РФ. В приказе исчислена выслуга лет истца в уголовно-исполнительной системе, продолжительность которой составила 12 лет 04 месяца 10 дней в календарном исчислении, в льготном исчислении 19 лет 04 месяца 00 дней. При этом с 1 мая 1997 года выслуга лет исчислена истцу из расчета один месяц службы за полтора месяца.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, имеющие на день увольнения со службы выслугу лет на службе в ОВД, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, имеют право на пенсию за выслугу лет.
Согласно абз. 11 подп. «в» п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий лицам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывалась служба на льготных условиях один месяц службы за два месяца: в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, предназначенных для содержания и лечения осужденных инфекционных больных и содержания осужденных с пожизненным сроком, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20 июля 1992 г., а в медицинских противотуберкулезных организациях уголовно-исполнительной системы - с 12 марта 2001 г. по перечню организаций, должностей и на условиях, определяемых Министром юстиции Российской Федерации.
Перечнем организаций не было предусмотрено отнесение Межобластной больницы ЛПУ-2 с 1 мая 1997 года к противотуберкулезным организациям.
Согласно абз. 29 подп. «г» п. 3 указанного Постановления Правительства РФ службы в лечебно-профилактических учреждениях засчитывалась в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца.
В связи с несогласием в исчислении выслуги лет в указанном приказе, истец обращался в Медвежьегорский районный суд 3 ноября 2003 года с иском к УМ-220/2 об обязании ответчика исчислить ему выслугу лет в уголовно-исполнительной системе с 1 мая 1997 года в льготном исчислении из расчета 1 день за два дня и внести соответствующие изменения в приказ начальника учреждения №89 от 05.09.2003г. Решением Медвежьегорского городского суда от 19 ноября 2004 года в удовлетворении иска было отказано. Решение суда вступило в законную силу.
С заявление о назначении пенсии истец обратился в УФСИН России по РК только в период рассмотрения настоящего дела 12 августа 2010 года без предоставления документов.
Письмом от 08 сентября № УФСИН России по РК истцу было отказано в признании права на пенсию за выслугу лет по тем основаниям, что выслуга составила менее 20 лет, в связи с чем кадровым подразделением ЛПУ-2 документы для оформления пенсионного дела не направлялись.
Принимая во внимание приведенные выше положения закона, суд полагает отказать истцу в удовлетворении иска к ФБЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК о признании права на назначение пенсии за выслугу лет, поскольку в силу положений действующего законодательства вопросы приема заявлений о назначении пенсии, рассмотрения поданного заявления, вопросы назначения пенсии за выслугу лет относятся к компетенции пенсионных органов УФСИН России по РК, к которым Федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение «Республиканская больница №2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия не относится.
Что касается требований истца к УФСИН России по РК о зачете периода прохождения службы в льготном исчислении суд полагает указать следующее.
Так, в соответствии с п.п.2.1-2.4.1 Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе», утвержденной приказом Минюста от 30 декабря 2005 года №258 оформление документов для назначения пенсий лицам, уволенным со службы в УИС производится кадровыми подразделениями учреждений и органов УИС по последнему месту службы. Кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника УИС проверяются данные о прохождении службы, уточняются и подтверждаются периоды, подлежащие календарному исчислению и исчислению на льготных условиях, после чего на сотрудника, увольняемого с правом на пенсию или на ежемесячное социальное пособие, составляется расчет выслуги лет, который согласовывается с пенсионный органом.
Расчет выслуги лет, согласованный с пенсионным органом, объявляется увольняемому сотруднику. При этом сотрудником кадрового подразделения разъясняются вопросы, связанные с исчислением выслуги лет и социальной защитой.
Материалы о назначении пенсии представляются кадровым подразделением в пенсионный орган по месту жительства пенсионера не позднее 10 дней со дня поступления заявления о назначении пенсии либо не позднее 10 дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления.
Для назначения пенсии кадровыми аппаратами представляются следующие документы при назначении пенсии за выслугу лет: а) заявление о назначении пенсии; расчет выслуги лет; денежный аттестат; заключение Военно-врачебной комиссии (свидетельство о болезни, справка) о состоянии здоровья лиц, освидетельствованных в Военно-врачебной комиссии.
Исходя из приведенных выше положений законодательства пенсионными органами УФСИН России по РК не производится расчет выслуги лет сотруднику, увольняемому из уголовно-исполнительной системы.
Расчет выслуги лет произведен истцу в приказе начальника Учреждения №89л/с от 05.09.2003г. при увольнении.
Что также подтверждается рассмотренным Медвежьегорским районным судом делом по иску Грико Ю.А. к УМ-220/2 об обязании ответчика исчислить ему выслугу лет в уголовно-исполнительной системе с 1 мая 1997 года в льготном исчислении из расчета 1 день за два дня и внести соответствующие изменения в приказ начальника учреждения №89 от 05.09.2003г., где УМ-220/2 (в настоящее время ФБЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК) суд признал надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
В соответствии с приведенными положениями Инструкции вопрос о назначении пенсии рассматривается пенсионными органами УФСИН России по РК на основании расчета выслуги лет, представленного кадровым подразделением Учреждения по месту службы истца.
В связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленного иска к УФСИН России по РК о зачете периода прохождения службы истца в льготном исчислении один день за два с 1 мая 1997 года по 5 сентября 2003 года, не имеется.
Учитывая изложенное требование истца к УФСИН России по РК о признании права на назначение пенсии за выслугу лет также не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Так, судом предлагалось истцу и его представителю в этой части уточнить заявленные исковые требования, поскольку требование истца о признании права на пенсию не является достаточным способом защиты права в отношении пенсионных споров, не позволяет реализовать свои права на назначение пенсии. Вместе с тем, истец и его представитель в этом части не уточнили заявленное требование, полагая его достаточным.
Кроме того, суд отмечает, что в соответствии с расчетом выслуги лет, указанным в отношении истца в приказе начальника учреждения №89л/с от 05.09.2003г., ее продолжительность в льготном исчислении составила 19 лет 04 месяца 00 дней, что менее 20 лет, требуемых в соответствии с требованиями закона для назначения пенсии за выслугу лет.
При таких обстоятельствах, учитывая пределы заявленных исковых требований, суд полагает отказать истцу в удовлетворении иска к УФСИН России по РК о зачете периода прохождения службы в льготном исчислении и признании права на назначение пенсии за выслугу лет, к ФБЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК о признании права на назначение пенсии за выслугу лет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,55,56, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении иска Грико Ю.А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия о зачете периода прохождения службы в льготном исчислении, признании права на назначение пенсии за выслугу лет отказать.
В удовлетворении иска Грико Ю.А. к Федеральному бюджетному лечебно-профилактическому учреждению «Республиканская больница №2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия о признании права на назначение пенсии за выслугу лет отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней через Петрозаводский городской суд со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.В. Савельева