2-6801/5
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 октября 2010 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Овчинниковой О.В., при секретаре Савкиной Т.А., с участием истца, его представителя, представителей ответчика, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровика В.И. к Карельской таможне о восстановлении на службе, о признании незаконным отказ в заключении нового контракта на новый срок, о признании заявления об увольнении недействительным, о заключении контракта на неопределенный срок,
установил:
Боровик В.И. обратился с иском по тем основаниям, что с 2007 года по срочным контрактам работал в Карельской таможне, 30 июля 2010 года в связи с окончанием срока служебного контракта, заключенного на период с 01 июля 2009 года по 30 июня 2010 года, был уволен. Боровик В.И. полагает, что неоднократно заключаемые с ним трудовые договора на непродолжительный период следует признать одним трудовым договором, заключенным на неопределенный срок, в связи с чем, просит восстановить его на работе в Карельской таможне в должности <данные изъяты>.
Заявлением от 13 сентября 2010 года истец дополнил исковые требования, просит признать незаконным факт необоснованного отказа в заключении нового контракта в должности <данные изъяты> на новый срок между ним и руководством Карельской таможни.
Заявлением от 20 сентября 2010 года истец дополнил исковые требования, просит признать его заявление на имя начальника Карельской таможни от 22 июня 2010 года об увольнении со службы в таможенных органах по подпункту 3 пункта 2 статьи 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах недействительным, обязать ответчика заключить с истцом контракт на неопределенный срок.
Истец, представитель истца Николаев Д.С., выступающий по устному ходатайству истца, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Представители Карельской таможни Датская Е.И. и Иванайнен В.А., выступающие на основании доверенностей, в судебном заседании иск не признали, пояснили, что увольнение истца произведено законно, просят в иске отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что иск удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании установлено, что на основании контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации от 01 июля 2008 года №10227000/0660к/08, приказа Северо-Западного таможенного управления от 01 июля 2008 года №5-кт «О назначении сотрудников» Боровик В.И. был назначен на должность техника по электромеханическим средствам среднего таможенного судна ТС-511 речного отделения Карельской таможни.
Приказом Карельской таможни №136-к от 01 июня 2009 года с Боровиком В.И. был заключен новый контракт сроком на один год.
В соответствии с пунктом 19 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 01 декабря 2008 года №1504, 30 марта 2010 марта Боровик В.И. был уведомлен Карельской таможней о прекращении 30 июня 2010 года действия контракта о службе в таможенных органах, а также о возможном увольнении со службы в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по окончании срока службы, предусмотренным контрактом).
До истечения двухмесячного срока, начальником структурного подразделения, в котором проходил службу истец, была подготовлена и согласована служебная характеристика Боровика В.И., а также предложение о заключении контракта на новый срок.
28 апреля 2010 года Боровик В.И. обратился в Карельскую таможню с заявлением о заключении контракта на новый срок.
21 июня 2010 года истец был уведомлен об отказе в заключении с ним контракта на новый срок и увольнении со службы в таможенных органах, в соответствии с п.п.4 п.2 ст.48 Федерального закона №114-ФЗ.
Доводы истца о том, что ответчик не имел право отказать в заключении с ним контракта на новый срок, поскольку перечень оснований для отказа гражданину в заключении контракта, изложенный в пункте 3 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, ограничен, суд находит несостоятельными.
Вместе с тем, основание увольнения истца со службы в таможенных органах не по истечении срока контракта.
22 июня 2010 года истцом на имя начальника Карельской таможни было подано заявление об увольнении 30 июня 2010 года со службы в таможенных органах Российской Федерации по подпункту 3 пункта 2 статьи 48 Федерального Закона от 21 июля 1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по выслуге срока службы, дающее право на пенсию).
Доводы истца о том, что он вынужден был написать указанное заявление, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Приказом Карельской таможни №109-к от 25 июня 2010 года Боровик В.И. был уволен с 30 июня 2010 года со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
Выслуга лет в таможенных органах Боровика В.И. для назначения и выплаты пенсии на 30 июня 2010 года составляет: календарная – 19 лет 02 месяца 18 дней, льготная – 11 лет 02 месяца, 10 дней, общая – 30 лет 04 месяца 28 дней (с учетом приказа №165-к от 31 августа 2010 года).
В соответствии с пунктом 4 статьи 48 «О службе в таможенных органах Российской Федерации» увольнение со службы сотрудника таможенного органа по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 2 статьи 48 Федерального закона, осуществляется по инициативе сотрудника таможенного органа или с его согласия.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Таможенное законодательство основано на Конституции Российской Федерации и состоит из Таможенного Кодекса Таможенного союза, Таможенного Кодекса Российской Федерации, в части не противоречащей ТК ТС, Федеральным законам и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах.
Согласно части 6 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются, в том числе, на лиц, если это установлено федеральным законом.
Таким образом, специальным нормативным актом, регламентирующим порядок и условия прохождения службы в таможенных органах, является Федеральный Закон №114-ФЗ, а нормы Трудового Кодекса применяются к правоотношениям по прохождению службы в таможенных органах в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Федеральный закон, определяя порядок прохождения службы в таможенных органах и основы правового положения должностных лиц таможенных органов, регламентирует, в числе прочих, вопросы поступления на службу в таможенных органах и прекращения службы в таможенных органах. Специфичная деятельность, которую осуществляют таможенные органы, предопределяет специальный правовой статус сотрудников этих органов. Государство, регулируя служебные отношения указанной категории граждан, в том числе порядок поступления на службу, ее прохождения, а также основания и порядок увольнения со службы, вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, в частности - предусмотреть замещение должностей сотрудников таможенных органов только на основании заключаемого, на определенный срок, контракта.
Так, согласно пункту 2 статьи 6, пунктам 1 и 5 статьи 10 Федерального Закона №114-ФЗ, поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах. Контракт о службе в таможенных органах заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона, и может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по окончании срока службы, предусмотренного контрактом.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20 октября 2005 года №378-0 указал, что из содержания статей 6, 10 и 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» следует, что поступление на службу в таможенные органы является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах, заключаемого в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на определенный срок, по истечении которого сотрудник может быть уволен со службы, если по соглашению сторон до истечения срока его действия не будет заключен контракт на новый срок. Правовая природа контракта, как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые ими правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечении срока) прекращаются. Таким образом, заключая контракт о службе в таможенных органах, гражданин соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена.
В соответствии с пунктом 19 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 1 декабря 2008 года №1504, не позднее чем за три месяца до истечения срока контракта сотрудник должен быть письменно предупрежден об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона №114-ФЗ.
Не позднее, чем за два месяца до истечения срока действия контракта при наличии заявления сотрудника о заключении контракта на новый срок руководитель структурного подразделения (начальник таможенного органа) направляет характеристику на данного сотрудника в кадровое подразделение таможенного органа, начальник которого уполномочен на заключение контракта с этим сотрудником.
В соответствии с пунктом 21 Положения решение о заключении (не заключении) контракта с сотрудником на новый срок принимается начальником соответствующего таможенного органа, имеющим право назначения на соответствующую должность. При решении вопроса о не заключении с сотрудником контракта на новый срок он должен быть предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах в письменно форме не позднее, чем за 7 дней до дня истечения срока действия контракта.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, служба в таможенных органах носит срочный характер, осуществляется только на основании контракта, заключаемого на определенный срок; перезаключение контракта на новый срок возможно лишь при наличии на то волеизъявления обеих сторон, а истечение срока контракта — является безусловным основанием к увольнению со службы в таможенных органах, и исключает какую-то бы ни было возможность восстановления сотрудника на службе за рамками срока контракта при любых обстоятельствах.
Совокупность установленных обстоятельств позволяет суду прийти к выводу о том, что оснований для признания увольнения истца незаконным судом не установлено.
Таким образом, требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Боровика В.И. к Карельской таможне о восстановлении на службе, о признании незаконным отказ в заключении нового контракта на новый срок, о признании заявления об увольнении недействительным, о заключении контракта на неопределенный срок отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РК в течение 10 дней через Петрозаводский городской суд.
Судья Овчинникова О.В.
Мотивированное решение в порядке ст.199 ГПК РФ
составлено 12 октября 2010 года.