Дело № 2-7758/2/10 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«22» октября 2010 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи Лаврешиной С.А.
при секретаре Лифиренко А.Г.
с участием заявителя Исакова А.С., представителя Министерства строительства РК Хуопалайнен Е.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Исакова А.С. о признании незаконным решения об отказе в выдаче сертификата на приобретение жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Исаков А.С. обратился в суд с заявлением, мотивируя свои требования тем, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., в силу п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов имеет право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.06 г. № 153. Выдачу сертификатов гражданам осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Правилами для участия в подпрограмме заявитель подал в орган местного самоуправления соответствующее заявление, к заявлению приложил все необходимые документы. Администрация города в установленном порядке передала пакет документов для рассмотрения в Министерство строительства РК в Рабочую группу. Письмом от 01.09.10 г. администрацией Петрозаводского городского округа заявителю было сообщено о том, что на основании п. «ж» п. 44 Правил Решением Рабочей группы по реализации федеральной целевой подпрограммы от 17.08.10 г. в выдаче сертификата заявителю отказано в связи с несоответствием представленного пакета документов, а именно отсутствует обязательство сдачи жилья. Заявитель считает, что решением Рабочей группы нарушает его права и свободы по реализации жилищных прав, созданы препятствия к осуществлению жилищных прав заявителя. Заявитель считает, что обязательство о сдаче жилья предоставлять не должен, поскольку семьей принято решение об оставлении имеющегося жилого помещения для дальнейшего проживания и получения по вышеуказанной подпрограмме сертификата на сумму недостающих квадратных метров для приобретения соответствующего жилья. Заявитель просит обязать Министерство строительства РК в лице Рабочей группы и Администрацию Петрозаводского городского округа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод, препятствие к осуществлению прав и свобод заявителя, установив срок исполнения решения суда две недели (14 дней).
В судебном заседании заявитель требования поддержал, дополнив, что специалистом Администрации Петрозаводского городского округа был информирован об отсутствии необходимости со своей стороны предоставления обязательства сдачи жилья с учетом той ситуации, что намерен оставить прежнее жилье для дальнейшего пользования. При необходимости мог бы оформить соответствующее заявление для Рабочей группы, однако не получил информации от органа местного самоуправления о наличии соответствующей возможности. Считает, что был введен в заблуждение относительно пакета документов, предоставляемых для принятия решения о получении сертификата, поэтому просит восстановить его нарушенные права.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, доказательств, подтверждающих уважительную причину неявки в судебное заседание, не представил, ходатайств об отложении дела слушанием не заявил. В прошлом судебном заседании представитель Павлова Н.В., действующая по доверенности, требования заявителя, предъявленные к Администрации Петрозаводского городского округа, считала необоснованными, указав, что весь необходимый пакет документов был получен от заявителя и направлен в Минстрой РК для принятия решения о выдаче сертификата. Считает, что в случае отсутствия в представленном пакете документов обязательства гражданина о сдаче жилья Рабочая группа Минстроя РК обязана была самостоятельно рассчитать размер социальной выплаты в виде разницы между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.
Представитель Министерства строительства РК в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив, что оспариваемое решение было принято с учетом отсутствия обязательства заявителя о сдаче жилья в случае получения сертификата. Рабочей группе не было известно мнение заявителя о том, желает ли он получить сертификат на приобретение жилого помещения либо на социальную выплату с учетом недостающих жилых метров жилого помещения, оставляемого для дальнейшего проживания. В Правилах не предусмотрено обязательство гражданина, являющегося участником подпрограммы, предоставлять какое-либо иное заявление, чем обязательство о сдаче жилья, также отсутствует обязательство органа исполнительной власти самостоятельно без учета мнения участника подпрограммы выдавать сертификат на социальную выплату недостающего жилого помещения. Специалистом Минстроя Р.К. при получении пакета документов заявителя были приняты меры через Администрацию Петрозаводского городского округа для уточнения мнения заявителя относительно условий получения сертификата, при этом сотрудник органа местного самоуправления пояснил, что заявитель не намерен дополнительно подавать какие-либо документы, а в случает принятия Рабочей группой отрицательного решения намерен обращаться в суд с заявлением об оспаривании соответствующего решения. В настоящее время заявителем оформлено заявление о выдаче сертификата на социальную выплату с учетом оставления семьей заявителя для дальнейшего проживания прежнего жилого помещения. На ближайшем заседании Рабочей группы будет рассмотрен вопрос о выдаче заявителю сертификата, поскольку в настоящее время мнение заявителя в отношении размера социальной выплаты является понятным и конкретным.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные требования удовлетворению не подлежащими.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы предусмотрен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153
В силу п. 19. Для участия в подпрограмме граждане, имеющие право на участие в подпрограмме, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в подпрограмме.
Представителями заинтересованных лиц в судебном заседании не оспаривается право заявителя на участие в указанной подпрограмме.
При этом решением Рабочей группы Минстроя РК по реализации федеральной целевой подпрограммы от 17.08.10 г. заявителю отказано в выдаче сертификата в связи с несоответствием представленного пакета документов, а именно отсутствием обязательства сдачи жилья.
Суд считает, что нарушений действующего законодательства при принятии данного решения со стороны Министерства строительства РК не допущено.
В соответствии с п.п. «ж» п. 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет, в том числе обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения.
В силу п. 44 Правил в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.
Вышеуказанными Правилами не предусмотрено предоставление участниками подпрограммы для получения сертификата каких-либо иных документов, чем указанных в п. 44 Правил, в частности, предоставление заявления об отказе от сдачи жилья и расчета размера социальной выплаты при принятии участниками подпрограммы решения не отчуждать такое жилое помещение.
Вместе с тем отсутствие в пакете документов, поданных для получения сертификата на социальную выплату, обязательства участника подпрограммы о сдаче жилого помещения, о безвозмездном отчуждении жилого помещения или решения не отчуждать такое жилое помещение не позволяет органу исполнительной власти субъекта РФ, ответственному за реализацию вышеуказанной подпрограммы, принять законное решение о выдаче гражданину такого сертификата.
В силу п. 12 Правил размер социальной выплаты рассчитывается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - органы исполнительной власти). Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи сертификата, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.
Вместе с тем в данном случае позиция заявителя, не представившего отказ от сдачи жилья или решения не отчуждать такое жилое помещение, являлась неконкретной и неясной Министерству строительства РК для возможности принятия им решения в отношении требований участника подпрограммы, поскольку размер социальной выплаты, предоставляемой в соответствии с сертификатом, в силу п. 16.2 Правил напрямую зависит от отчуждения жилого помещения участником подпрограммы или оставления такого жилого помещения для дальнейшего проживания.
При таких обстоятельствах позиция заявителя в той части, что Рабочая группа Минстроя РК самостоятельно не приняла мер к расчету социальной выплаты, а необоснованно приняла решение об отказе в выдаче сертификата является несостоятельной.
Учитывая, что оспариваемое заявителем решение Министерства строительства РК принято в соответствии с нормами и положениями вышеуказанных Правил, оснований для признания данного решения незаконным оснований не имеется.
Оснований для удовлетворения требований, заявленных к Администрации Петрозаводского городского округа, также не имеется, поскольку орган местного самоуправления в силу действующего законодательства не является субъектом принятия решения о выдаче сертификатов на строительство или приобретение жилого помещения, а в силу п. 24 Правил формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и выдает сертификат на основании соответствующего решения органа исполнительной власти субъекта РФ.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.Руководствуясь ст. ст. 257-258, 194-199 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований Исакова А.С. о признании незаконным решения об отказе в выдаче сертификата на приобретение жилого помещения отказать.Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.Судья С.А. Лаврешина
Решение суда в окончательной форме принято: 27.10.10 г.