Дело № 2-5104/6-2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2010 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Снигур Е.А.,
при секретаре Вилканаускайте С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлина Н.Я. к Администрации Петрозаводского городского округа, Правительству Республики Карелия, Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия об обязании предоставить жилое помещение,
у с т а н о в и л:
Михайлин Н.Я. обратился в суд с исковым заявлением по тем основаниям, что он является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы. На основании изменений в Федеральный закон Российской Федерации «О ветеранах» от 21 декабря 2009 года, имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Истец проживает в квартире по адресу: г. Петрозаводск, <адрес>, которая принадлежит на праве собственности сыну и его семье, своего жилья не имеет, просит предоставить ему жилое помещение в размере 36 кв.м.
В судебном заседании истец не присутствовал, его представитель, действующий по доверенности Михайлин Н.Н., заявленные требования поддержал, просил обязать ответчиков предоставить жилье Михайлину Н.Я., полагая, что отсутствие постановки истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для предоставления жилья Михайлину Н.Я. правового значения не имеет. Необходимо руководствоваться Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» №327-ФЗ от 21.12.2009 года, в котором указано, что участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Истец не имеет жилья в г. Петрозаводске, в <адрес> в Республике Мордовия, где ранее проживал в неблагоустроенном собственном доме Михайлин Н.Я., по состоянию здоровья проживать не может.
Представитель ответчика Администрации Петрозаводского городского округа в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями, пояснила, что Михайлин Н.Я. не был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий, поскольку метраж жилого помещения, в котором истец проживает, превышает норму, при которой истца можно считать нуждающимся в улучшении жилищных условий. Нормы для признания нуждающимся в улучшения жилищных условий утверждены решением Петрозаводского городского совета от 27.12.2005 года и составляют 10 кв.м. общей жилой площади. Считает, что Администрация Петрозаводского городского округа не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в их полномочия входит только постановка на учет ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищный условий и формирование списков, которые передаются в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия. Предоставление жилья или субсидий на его приобретение не входят в компетенцию Администрации Петрозаводского городского округа.
Представитель Правительства Республики Карелия с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что в соответствии с п.2.ч3 ст. 23.2 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» объем мер социальной поддержки по обеспечению жильем исходя из лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, составляет, исходя из общей площади жилья 36 кв.м. Порядок предоставления, в том числе ветеранам, мер социальной поддержки установлен постановлением Правительства Республики Карелия от 23 июня 2006 г. №81-П в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», функции Правительства Республики Карелия ограничены принятием указанного законодательного акта. Процедура предоставления мер социальной поддержки детально разработана, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия на основании сведений, предоставляемых органом местного самоуправления, ежегодно, к 1 апреля составляет единый список граждан по Республике Карелия по очередности, определяемой в хронологической последовательности, в которой каждый из граждан был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Таким образом, первоочередное условие для получения мер социальной поддержки, является нуждаемость в улучшении жилищных условий и постановка на учет в Администрации Петрозаводского городского округа в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Истец не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку нормы общей жилой площади у истца превышают нормы, установленные законодательством (10 кв.м. на человека). Исходя из изложенного, Правительство Республики Карелия просит в исковых требованиях истцу отказать.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что в Республике Карелия обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в рамках принятого Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем (далее–Порядок). На основании сведений, представляемых органом местного самоуправления, составляется единый список ветеранов в порядке очередности и хронологической последовательности, в которой гражданин был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении в жилищных условий. Сведений о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в отношении Михайлина Н.Я. от Администрации Петрозаводского городского округа не поступало. Дальнейшие действия Министерства зависят только от получаемых списков нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, для получения компенсации, предусмотрен определенный порядок, определены цели, которые состоят из: приобретения жилого помещения; строительства индивидуального жилого дома; приобретение жилого помещения при долевом участии в строительстве; погашение кредита для строительства или приобретения жилья. Размер субсидии устанавливается как результат произведения средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Карелия, на день выдачи гражданину Свидетельства по форме, согласно приложению №2 к Порядку. На основании изложенного просит в исковых требованиях истцу отказать.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Михайлин Н.Я. является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом второй группы, зарегистрирован и проживает в трехкомнатной квартире по адресу г.Петрозаводск, <адрес>, в квартире также проживают его сын Михайлин Н.Н. и невестка Михайлина Л.И. Указанная квартира принадлежит на праве собственности Михайлину Н.Н., Михайлиной Л.И., Михайлиной Д.Н. в порядке приватизации, имеет общую площадь 59 кв.м. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела (справкой о регистрации, справкой ГУП РК РГЦ «Недвижимость от 17.06.2010 г. №) и пояснениями сторон.
Судом также установлено, что Михайлин Н.Я. зарегистрирован по адресу г.Петрозаводск, <адрес> с 12.07.2007 года, до этого времени проживал в <адрес> Республики Мордовия с 1947 по 2007 год в неблагоустроенном собственном доме 1960 года постройки, что подтверждается справкой Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия.
Как установлено судом, Михайлин Н.Я. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрации Петрозаводского городского округа не состоит, поскольку обеспеченность жилой площадью составляет более 10 кв.м. на человека.
В силу положений п.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Согласно ст.15 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» (в ред. Федерального закона №327-ФЗ от 21.12.2009г. и Федерального закона N 79-ФЗ от 06.05.2010 г.) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указанной статьей 23.2 Федерального закона Российской Федерации «О ветеранах» определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации в числе прочего полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно ч.2 п.3 ст. 23.2. Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаются, в том числе для участников Великой Отечественной войны.
Таким образом, закон определяет основное условие обеспечения жильем граждан, в числе которых, участники Великой Отечественной войны – их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Довод представителя истца о том, что для предоставления мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О ветеранах» нуждаемость в улучшении жилищных условий для участников Великой Отечественной войны не имеет правового значения, суд считает несостоятельным.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления. Решением Петрозаводского городского совета от 27.12.2005 № XXV/XXV-256 учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в г.Петрозаводске установлена в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
При таких обстоятельствах, учитывая, что, Михайлин Н.Я. обеспечен жильем более установленной учетной нормы площади на одного человека (59кв.м./3 человек=19,66 кв.м) с учетом изложенных выше законоположений суд полагает, что в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Михайлина Н.Я. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Снигур
Мотивированное решение суда составлено 27.09.2010
Последний день подачи кассационной жалобы 07.10.2010.